К какой бы сфере услуг не относилось предприятие, оно в той или иной степени нуждается в материалах, сырье и услугах, которые предоставляются другими компаниями, поэтому реализация снабжения и закупок – одна из важных функций в каждой организации.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что многие организации не имеют четкой общеэкономической стратегии в условиях рыночной конкуренции, что значительно усугубляет организацию закупочной деятельности на предприятии. На наш взгляд, зачастую, в отечественных организациях часто сталкиваются с несовпадением локальных интересов всех участников логистической цепи поставок товарно-материальных ценностей, что приводит к различным нарушениям согласованности в работе, высоким затратам на закупку, росту цен или снижению прибыли предприятия.
Безусловно, каждая закупка в первую очередь предполагает выявление потребности в товарно-материальных ресурсах предприятия. В первую очередь решаются основные вопросы: что именно закупить, в каком количестве закупить, с каким контрагентом налаживать сотрудничество наиболее выгодно, и конечно же на каких именно условиях следует заключать договорные отношения?
Не менее значимым вопросом или дилеммой остается – «производить или закупать», так называемая «задача МОВ» («MakeorBuy» – сделать или купить), именно она является одной из стратегических решений для предприятия. При данных условиях важно определиться в принятии решения относительно выгодности закупки и рассмотрении возможностей об организации и управлении собственным производством [1,с.62].
В зависимости от тех или иных запросов на предприятии в материальных и товарных ресурсах, специалистами области логистики выбирается следующие виды закупок:
Рисунок 1 – Виды закупок (составлено автором)
Следует отметить, что прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления. Что касается оптовых фирм, то в основном закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. В развитых странах мира фирма – посредник имеет возможность поставить товар быстрее, чем производитель.
Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Так закупают большую часть сельскохозяйственного сырья предприятия пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.
Существуют различные методы закупок, которые применяются в зависимости от характеристики закупаемых материальных ресурсов, однако, на российском рынке часто используются такие методы как «точно в срок» и закупки по запросам. Метод «точно в срок» (Just-in-time ) значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок. Данный метод широко используется как в российских компаниях, так и в зарубежных (хотя изначально, данная концепция появилась в Японии в конце 1950-х годах и была предложена японской компанией ToyotaMotors [4]. Иными словами это способ минимизации запасов и устранения отходов по любым видам ресурсов, улучшения координации и повышения эффективности деятельности организации.
По системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей компании.
Управление закупками в значительной степени влияет на конкурентоспособность организации и должно вносить существенный вклад в достижение корпоративных целей фирмы и в выполнение логистической стратегии. Проблема в том, что многие компании не выполняют управление закупками в должном виде, соответственно, это приводит к тому, что фирма не получает сырья или готовой продукции к нужному сроку, нужного качества, а цена конечной продукции уже не контролируема и не конкурентоспособна [2,с.253].
Немало важно рассмотреть саму систему организации закупочной деятельности на предприятии, которая предполагает увеличение наименования продукции, уменьшение издержек и отсутствие убытков.
На сегодняшний день интенсивное развитие логистики в отечественных организациях привело к тому, что закупочные подразделения компаний часто передаются под управление службам логистики. Эта тенденция соответствует развитию организационных структур управления бизнесом передовых компаний, в которых функционал закупочной деятельности, как правило, входит в полномочия служб логистики. По мнению большинства авторов, попытки разбить снабженческую деятельность, например, логистическую или маркетинговую составляющие, передав их соответствующим подразделениям компании, часто сопряжены со значительными трудностями, так как многие задачи закупочной логистики требуют межфункциональной координации [2,с.198-199]. Например, определение базиса поставки для предметов снабжения по импорту требует согласованного решения во всех трех аспектах: ценовом (отнесение транспортных, таможенных и страховых затрат на покупателя, продавца или посредника), логистическом (выбор логистических посредников – экспедиторов/перевозчиков, таможенных брокеров, распределение логистических рисков, оптимизация расходов на доставку), маркетинговом (выбор поставщика, отвечающего критерию балансов «цена/качество продукции», «цена/надежность доставки»).
Необходимо заострить внимание на следующих факторах при закупке, а именно:
а) общие издержки на получение и использование предметов снабжения;
б) субподряд или аутсорсинг неключевых видов снабженческой деятельности.
Происходят существенные изменения в поставках, т.е. сокращение базы поставщиков, используется глобальный подход к источникам поставок, повышается использование закупочных консорциумов. Устанавливаются долгосрочные взаимоотношения с поставщиками, партнерство и сотрудничество, происходит постоянный обмен информацией, а также проверяется сертификация поставщиков.
Современные тенденции осуществления закупок вместо собственного производства, улучшения качества, снижения уровня запасов, объединения систем поставщиков и покупателей в единую логистическую систему обусловили потребность в повышении эффективности работы с поставщиками. В настоящее время наблюдается поворот многих компаний, как зарубежных, так и российских, к тщательному выбору поставщиков и предъявление к ним более высоких требований.
В зарубежных странах основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники, такие, как каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется системе Internet, ведь это огромный «информационный банк» с неизученными до конца возможностями, следовательно таким образом, благодаря современным технологиям поиска снижаются затраты на поиск лучшего поставщика [2,с.242].
В мире все больше и больше компаний осознают потенциальные выгоды формирования стратегии закупок. Так, например, такие транснациональные компании, как DaimlerChrysler, AT&T, GM, IBM, PhilipsElectronics, Shell, Unilever и другие объявили о многомиллионных программах снижения издержек за счет стратегии ориентированного снабжения. Растущее число фирм стимулирует разделение закупочной информации и внедрение «лучшей практики в снабжении» (корпоративной базы знаний) среди своих структурных бизнес – единиц. Как часть этого процесса, некоторые фирмы назначают ведущих руководителей для межфункциональной логистической координации снабжения среди бизнес – единиц и выбора ведущих поставщиков или контрагентов для более эффективного управления снабжением [2, с.206]. Поскольку в цепях поставок одни фирмы являются поставщиками для других, то сфокусированность на общих затратах становится одним из главных приоритетов, а динамические сделки позволяют управлять рыночными факторами, так как по каждой основной группе закупаемых предметов снабжения должны разрабатываться свои стратегии закупок, благодаря которым фирма обладает конкурентными преимуществами и способна извлечь наибольшую выгоду.
Таким образом, подводя итоги выше изложенных тезисов, отметим, что решения управления закупками должны устранять узкие места, нерациональные потери денежных средств и времени в типовой процедуре закупок. Управление закупками должно обеспечивать эффективную связь поставщика и потребителя, мощную онлайновую поддержку рабочих процессов в закупках и устранять неконтрактные закупки для лучшего контроля расходов во всем цикле снабжения. В итоге правильно выстроенное снабжение на предприятиях должно повышать отдачу на вложенные в него инвестиции.
Библиографический список
- Аникин Б. А., Родкина Т. А. Логистика: учебное пособие. Изд.- М.: Проспект, 2010. – 408с.
- Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес – процессов в цепях поставок. Изд. – М: Эксмо, 2013. – 944с.
- Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок/ Пер. с 6-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 798с.
- Метод точно в срок (Just-in-time). URL: http://logistic-forum.lv/menedzment-logistiki/metod-tochno-v-srok#ixzz2QtkL8HpZ (Дата обращения 19.04.2013 г.)