ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ПОЗИЦИЙ СРЕДСТВАМИ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.3

Векслер Виталий Абрамович1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье представлена разработка авторской конфигурации в 1С:Предприятие 8.3 «Аналитик торговли». Конфигурация позволяет ассоциативные правила для составных элементов продуктовой корзины, то есть насколько связаны номенклатурные позиции между собой. Приводится программный код реализации на встроенном языке системы.

Ключевые слова: анализ данных, анализ рыночной корзины, ассоциативные правила, информационная система


DETERMINATION OF INTERCONNECTION NOMENCLATURE POSITIONS BY MEANS OF 1C:ENTERPRISE 8.3

Vexler Vitaly Abramovich1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Computer Science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article presents the development of the author's configuration 1C:Enterprise 8.3 "Analyst of the trade". Configuration allows the Association rules to the constituent elements of the food basket, i.e. how much connected nomenclature positions among themselves. Provides software implementation code in script system.

Keywords: association rules, data analysis, information system, market basket analysis


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3 // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36464 (дата обращения: 29.03.2024).

Обнаружение неявных закономерностей в наборах данных является целью интеллектуального анализа данных. Такое научное направление в настоящий момент активно развиваться, что вызвано распространением технологий автоматизированной обработки информации и накоплением в компьютерных системах больших объемов данных. Проблема проявилась тогда, когда простое быстрое нахождение информации в базе данных стало во многих случаях недостаточно, а требовалось найти существующие взаимосвязи между отдельными событиями среди больших объемов данных. Решение таких задач лежит в различных областях знания: аналитические методы математической статистики, теория баз данных, теория искусственного интеллекта и др.

Проводить интеллектуальный анализ данных можно с помощью программных продуктов различных классов и возможностей: специализированные коробочные программные продукты для интеллектуального анализа; математические пакеты; электронные таблицы; интегрированные средства в системы управления базами данных.

Анализ продуктовой корзины клиентской базы – это постоянный поиск связанных между собой правил вида “Если клиент приобрел товар X, то он, возможно, с некоторой вероятностью, приобретет товар Y”. При этом X и Y могут быть как товарами, или услугами, так и их наборами. Такие зависимости в интеллектуальном анализе называются ассоциативными правилами.

Связное правило определяется:

  • коэффициентом поддержки– это отношение количества операций с участием товаров X и Y одновременно к общему количеству операций;
  • коэффициентом достоверности – вероятность того, что из наличия в операции товара X вытекает наличие товара Y. Считается как отношение числа операций с товарами X и Y к числу операций с товаром X.

Аналитик устанавливает минимальные значения (пороги) этих величин, из оставшихся правил устраняет очевидные и неинтерпретируемые.

В розничной торговле полученные правила могут использоваться для оптимизации выкладки товаров в торговом зале; независимо от отрасли можно использовать такие правила для совместного продвижения товаров и для перекрестных продаж.

Проблемой выявления и применения ассоциативных правил занимались различные ученые. A.В.Бондаренко, А.С.Гудков исследовали интерактивный анализ ассоциативных правил в базах данных [1].     Е.В.Галкина изучала ассоциативные правила в бизнес-анализе и контроле [2]. Реализацию поиска ассоциативных правил средствами языка программирования php рассмотрели А.П.Корнилков, Т.В.Хабибулина [3]. Анализ ассортимента сервисных услуг в организациях розничной торговли с помощью ABC и XYZ-анализа привела Т.А.Желада [4].     О.Л.Ксенофонтова, Н.А.Новосельская использовали АВС-XYZ- анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия [5]. Е.А. Бузукова провела анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа [6]. Л.И.Демченко, Е.В.Лапина рассмотрели корректировку ассортиментной политики торговой фирмы с помощью матрицы совмещенного АВС- и XYZ- анализа [7]. Авторы показали применение различных методов интеллектуального анализа [8, 9].

Рассмотрим программную реализацию алгоритмов на 1С: Предприятие 8.3 в конфигурации «Анализ потребительских корзин» [10, 11] (скачать конфигурацию можно по адресу: http://kurszop.ru/load) (см. рис.1). Данная конфигурация состоит из шести основных подсистем:

  1. Рабочий стол (содержит поисковые отборы по сотрудникам и клиентам, текущий прайс-лист торговлого предприятия).
  2. Администратор (содержит справочник «Внутрение оповещения» позволяющий рассылать сообщения всем ползователям работающи в прикладном решении, настройки конфигурации и аналитических отчетов).
  3. Аналитик торговли – анализ информационной базы.
  4. Касса – финансовые операции и отчеты по взаиморасчетам с контрашентами и остаткам денежных средств в кассах предприятия.
  5. Менеджер – опреции с номенклатурой, товарооборот, ценообразование, ведения прайс-листов как торгового предприятия, так и поставщиков, ведение основных карточек номенклатуры, контрагентов, создание договоров с контрагентами, основные отчеты и диаграммы.
  6. Отдел кадров – информационная база «Список сотрудников», ведения системы приказов по сотрудникам, созданиеосновных отчетов.

В справочниках «Контрагенты» и «Сотрудники» определена возможность создание свободных реквизитов на уровне пользователя (план видов характеристик). Поиск по свободным реквизитам выведен в интерфейс рабочего стола.

В системе возможен контроль остатков товарной массы и денежных средств при соответсвующих реализациях (за работу контроля отвечают настройки в подсистеме «Администратор»).

Аналитическим элементом конфигурации является подсистема «Аналитик торговли».

Рисунок 1 – Интерфейс подсистемы «Аналитик торговли»

Одним из основных инструментов аналитика торговля, позволяющим определить составные компоненты продуктовой корзины (насколько связаны номенклатурные позиции между собой) – является обработка «Взаимосвязь номенклатур» (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Обработка «Взаимосвязь номенклатур»

Данная обработка, по сути, находит, существуют ли ассоциативные связи между номенклатурными позициями «Номенклатура основная» и «Номенклатура связная». Данные связи оцениваются при помощи двух коэффициентов: коэффициенты достоверности и поддержки. Коэффициент поддержки оценит вероятность покупки пары данных товаров в одной реализации. Коэффициент достоверности оценит вероятность того, что если покупают товар «Номенклатура основная», то купят и товар «Номенклатура связная». Результат работы обработки приведен на рис. 3.

Рисунок 3 – Результат поиска ассоциативных связей номенклатур

Приведем программный код данной обработки:

Так как поиск информации происходит в информационной базе, после нажатия на кнопку «Сформировать», происходит переход на серверную процедуру «ПоискВзаимосвязей()».

&НаКлиенте

Процедура Сформировать(Команда)

ПоискВзаимосвязей();

КонецПроцедуры

&НаСервере

Процедура ПоискВзаимосвязей()

// в случае если значения дат не заполнено, Начало периода – пустая дата

// Конец периода – дата по системным часам компьютера

Если Не ЗначениеЗаполнено(НачалоПериода) Тогда НачалоПериода=’00010101′

КонецЕсли;

Если Не ЗначениеЗаполнено(КонецПериода) Тогда КонецПериода=ТекущаяДата();

КонецЕсли;

// Первый запрос определяет общее количество реализаций за период

Запрос = Новый Запрос;

Запрос.Текст = “ВЫБРАТЬ

| РеализацияКлиентам.Ссылка

|ИЗ

|    Документ.РеализацияКлиентам КАК РеализацияКлиентам

|ГДЕ

|    РеализацияКлиентам.Дата МЕЖДУ &Дата1 И &Дата2″;

Запрос.УстановитьПараметр(“Дата1″, НачалоПериода);

Запрос.УстановитьПараметр(“Дата2″, КонецПериода);

РезультатЗапроса = Запрос.Выполнить();

ВыборкаДетальныеЗаписи = РезультатЗапроса.Выбрать();

ВсегоРеализаций=ВыборкаДетальныеЗаписи.Количество();

// Второй запрос ищет реализации по основной номенклатуре

Запрос = Новый Запрос;

Запрос.Текст =

“ВЫБРАТЬ

|    РеализацияКлиентам.Ссылка

|ИЗ

|    Документ.РеализацияКлиентам КАК РеализацияКлиентам

|ГДЕ

|    РеализацияКлиентам.Дата МЕЖДУ &Дата1 И &Дата2

|    И РеализацияКлиентам.ПереченьТоваровИУслуг.Номенклатура = &Номенклатура”;

Запрос.УстановитьПараметр(“Номенклатура”, Объект.НоменклатураОсновная);

РезультатЗапроса = Запрос.Выполнить();

ВыборкаДетальныеЗаписи = РезультатЗапроса.Выбрать();

ТолькоОсновная=0;

ОдновременноОсновнаяСвязная=0;

// Поиск в реализации основной номенклатуры, связной номенклатуры

Пока ВыборкаДетальныеЗаписи.Следующий() Цикл

ТолькоОсновная=ТолькоОсновная+1;

Если ВыборкаДетальныеЗаписи.Ссылка.ПереченьТоваровИУслуг.Количество()>0 Тогда

Для Счетчик=0 по ВыборкаДетальныеЗаписи.Ссылка.ПереченьТоваровИУслуг.Количество()-1 Цикл

Если ВыборкаДетальныеЗаписи.Ссылка.ПереченьТоваровИУслуг[Счетчик].Номенклатура=Объект.НоменклатураСвязная

Тогда ОдновременноОсновнаяСвязная=ОдновременноОсновнаяСвязная+1;

КонецЕсли;

КонецЦикла;

КонецЕсли;

КонецЦикла;

Если (ВсегоРеализаций>0) и (ОдновременноОсновнаяСвязная>0) тогда

Сообщить(“Связь товаров проанализирована”+Символы.ПС+

“Коэффициент поддержки: “+Строка(Формат(ОдновременноОсновнаяСвязная/ВсегоРеализаций,”ЧДЦ=2″))+Символы.ПС+

“Коэффициент достоверности: “+Строка(Формат(ОдновременноОсновнаяСвязная/ТолькоОсновная,”ЧДЦ=2″)));

Иначе Сообщить(“Нулевые параметры – связь не обнаружена”);

КонецЕсли

КонецПроцедуры // ПоискВзаимосвязей()

Таким образом, в приведенном прикладном решении программно реализован аналитический анализ позволяющие специалисту рабочего места «Аналитик торговли» получить информацию по взаимосвязи номенклатур для отчетов по анализу потребительских корзин предприятия с целью принятия управленческих решений по дальнейшему ведению бизнеса.


Библиографический список
  1. Бондаренко A.В., Гудков А.С. Интерактивный анализ ассоциативных правил в базах данных // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2006. № 10. С. 42-45.
  2. Галкина Е.В. Ассоциативные правила в бизнес-анализе и контроле // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). С. 111-117.
  3. Корнилков А.П., Хабибулина Т.В. О реализации поиска ассоциативных правил средствами языка программирования php // Современная техника и технологии. 2014. № 5 (33). С. 13.
  4. Желада Т.А. Анализ ассортимента сервисных услуг в организациях розничной торговли с помощью ABC и XYZ-анализа // Економічний форум. 2013. № 1. С. 422-427.
  5. Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ – анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. № 2 (34). С. 70-76.
  6. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2006. № 3. С. 166-185.
  7. Демченко Л.И., Лапина Е.В. Корректировка ассортиментной политики торговой фирмы с помощью матрицы совмещенного АВС- и XYZ- анализа // Вестник мясного скотоводства. 2009. Т. 3. № 62. С. 64-70.
  8. Баженов Р. И. Интеллектуальные информационные технологии. Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2011. 176 с.
  9. Баженов Р.И., Векслер В.А. Корпоративные информационные системы. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 208 с.
  10. Баженов Р.И., Векслер В.А. Анализ потребительских корзин в 1С:Предприятие на примере АВС-анализа // Информатизация и связь. 2013. № 5. С. 117-123.
  11. Баженов Р.И., Векслер В.А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 1. С. 37-42.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация