В Федеральных государственных образовательных стандартах начального профессионального образования 2010 года предусмотрено что, если обучение осуществляется на базе основного общего образования, то учреждение НПО реализует государственный образовательный стандарт среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Одним из предметов, изучаемых на ступени среднего общего образования в рамках федерального компонента, является информатика и ИКТ. С одной стороны, курс информатики должен основываться на соблюдении равноправия в знаниях будущих специалистов и учащихся школ. С другой стороны, изучение информатики должно служить формированию у обучающихся умений информационной деятельности, необходимых в будущей профессиональной сфере, пониманию того, что компьютер является рабочим инструментом для решения профессиональных задач.
В курсе информатики и ИКТ среднего образования содержательная линия информационного моделирования является одной из системообразующих. В работе [1] обосновано, что умения, достижение которых составляет цель обучения информационному моделированию, интерпретируясь в терминах компьютерного моделирования, по своей сути являются компонентами ИКТ-компетентности. При этом информационные технологии в курсе информатики должны изучаться не как совокупность программ, а как инструмент эффективного применения для компьютерного моделирования.
В свернутом виде весь перечень заданий для практических работ по информатике и ИКТ можно представить следующим образом:
1) Задачи на построение дескриптивных моделей на естественном языке и на языке математики;
2) Задачи на построение смешанных моделей в виде таблиц, графов, блок-схем;
3) Задачи на построение наглядных моделей внешнего вида и графического представления числовых данных [3].
Приведем примеры формулирования заданий для практических работ по информатике и ИКТ, соответствующих решению задач по информационному моделированию и имеющих профессиональную направленность:
- Профессия 262019.02 «Закройщик»
1) Выполнить описание исторического костюма;
2) Cоставить сравнительную таблицу текстильных материалов (изделий);
3) Выбрать оптимальный способ размещения деталей выкройки изделия на ткани;
4) Сделать расчет ткани для партии изделий;
5) Разработать базу данных «Изделия бельевой группы» («Изделия платьево-костюмного ассортимента» и др.).
- Профессия 260807.01 «Повар, кондитер»
1) Описать основные процессы и операции приготовления мясных (молочных) продуктов;
2) Составить сравнительную таблицу условий выделения основного и дополнительного сырья для приготовления блюд;
3) Составить калькуляционную карточку сырья для приготовления кулинарных блюд (хлебобулочных, кондитерских изделий);
4) Разработать базу данных «Технологическое оборудование пищевого производства» («Технологическое оборудование кондитерского производства»).
- Профессия 100114.01 «Официант, бармен»
1) Описать правила обслуживания банкетных мероприятий;
2) Выполнить заполнение учетно-отчетной документации;
3) Составить калькуляционную карточку с выделением ингредиентов и количественного состава напитков (коктейлей, горячих напитков);
4) Разработать эскиз оформления стола для банкетного мероприятия.
Содержания задач, для решения которых используется метод моделирования, часто не принадлежат предметной области информатики. Однако их решение в курсе информатики имеет своей целью обучение информационному моделированию как способу описания существенных для анализа свойств изучаемого объекта средствами некоторого языка, целенаправленному информационному процессу и основному компоненту формирования представлений о научных основах информационных технологий.
С одной стороны, каждое из предлагаемых заданий направлено на формирование у выпускника НПО следующих общих компетенций (ОК), предусмотренных ФГОС: «Способность осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» (ОК 4) и «Способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» (ОК 5). С другой стороны, очевидно, что выполнение этих заданий влияет и на развитие информационной компетентности, под которой понимают обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий [2].
В то же время, общее образование предусматривает ориентацию на овладение образовательными результатами – предметными, метапредметными и личностными. Обучение информационному моделированию обладает приоритетной способностью обеспечивать результативность образования во всей совокупности ее элементов [3].
Солидаризируясь с авторами статьи [1], отметим, что разработка и реализация преемственных связей в системе непрерывного образования в настоящее время находится в числе приоритетных педагогических задач в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основу создания которых положена компетентностная модель выпускника.
Библиографический список
- Баженова Н.Г., Одоевцева И.Г. Проблема преемственности требований к результатам образования // European Social Science Journal. 2013. Т. 2. № 12 (39). С. 64-69.
- Векслер В.А., Баженов Р.И. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 126 с.
- Штепа Ю.П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. – Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 101 с.