ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Панов Алексей Сергеевич
Владивостокский университет экономики и сервиса

Аннотация
Данная статья посвящена обзору налогового поля малого предпринимательства в Приморском крае, рассматривает основные проблемы во взаимодействии малого предпринимательства и государства в области налогообложения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговое поле, налогообложение, специальные налоговые режимы


PROBLEMS OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES IN THE PRIMORYE TERRITORY

Panov Aleksey Sergeevich
Vladivostok University of Economics and Service

Abstract
This article provides an overview of the field of small business tax in the Primorskiy Krai, examines the main problems in the interaction of small business and the state in the field of taxation.

Keywords: fiscal policy, small business, special tax treatment, tax burden, tax field, taxation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Панов А.С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/35050 (дата обращения: 19.04.2024).

Налоговая  политика государства считается одним из самых значимых факторов развития предпринимательского потенциала в экономике[1]. По данному вопросу мы разделяем мнение авторов Яны Александровны Ворожбит и Ольги Юрьевны Ворожбит.

В свою очередь налогообложение субъектов  малого предпринимательства является одним из ключевых направлений в налоговой политике Российской Федерации.

Малый бизнес, как категория субъектов предпринимательства, наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства. Более того, деятельность малого предпринимательства влияет на предпринимательскую активность самого региона базирования, которая зависит от каждого субъекта предпринимательства в отдельности[2]. Поэтому налоговое регулирование в этой области является очень сложным процессом.

Здесь на чашу весов ложатся две противоречащие друг другу по самой своей сути цели: пополнить бюджет или стимулировать рост сегмента малого бизнеса путем  предоставления налоговых послаблений.

В поисках компромисса между этими двумя целями, российские законодатели пришли к такому понятию, как специальные налоговые режимы. Согласно статье 18 НК РФ специальных налоговых режимов пять:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.[3]

Все эти специальные режимы знакомы большинству малых предприятий, и они являются наиболее решительными шагами в области регулирования налогообложения малого предпринимательства. Каждый из них олицетворяет стремление государства добиться в равной степени и пополнения казны и стимулирования бизнеса, в том числе малого.

Отличным примером достижения ситуации «выиграл-выиграл»[4], по Стивену Кови, между государством и малым предпринимательством стал единый налог на вмененный доход: регулируется главой 26.3 НК РФ, введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ. Введение этого специального налогового режима позволило увеличить собираемость налога с представителей малого предпринимательства за счет уменьшения теневого сектора экономики – малым предприятиям стало выгоднее платить небольшой прогнозируемый налог, нежели рисковать, укрываясь от налогов.

Специальные налоговые режимы являются наиболее приемлемыми для малого предпринимательства по двум основным причинам: сравнительная простота в предоставлении отчетности и расчете сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и пониженная налоговая нагрузка. Так для предприятий находящихся на общей системе налогообложения  налоговая нагрузка может достигать 30-45%, в то время как малое предприятие, выбравшее упрощенную систему налогообложения будет платить 15% с доходов, либо 6% с доходов уменьшенных на величину расходов.

Но есть причины, по которым не каждый субъект малого предпринимательства может воспользоваться специальным налоговым режимом и вынужден перейти на общую систему налогообложения. Например,  упрощенной системой налогообложения не может воспользоваться обширная группа предприятий, включающая в себя банки, ломбарды, страховые компании, иные предприятия, доля другой организации в уставном капитале которых более 25 %. Полный перечень организаций, которые не в праве применять упрощенную систему налогообложения , представлен в главе 26.2 НК РФ.

Проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства становится критически важной в экономической и политической конъюнктуре окружающей среды. По данным Росстата в 2013 году рост ВВП Российской Федерации составил 1,3%, замедлившись с 3,4% в 2012 году[5]. По прогнозам Всемирного банка ВВП России в 2014 году в лучшем случае увеличится на 1,1 %, в худшем уменьшится на 1,8%[6]. Подобный прогноз говорит о стагнации экономики Российской Федерации и приближении рецессии. Развитие малого бизнеса – одна из ключевых возможностей вывести экономику страны из предкризисного состояния. О потенциале малого бизнеса говорилось много речей среди лидеров государства, много пустых слов говорится о модернизации, инновациях, инновационном развитии, высокотехнологичной экономике.  Однако в нынешней структуре экономики присутствует неисправимое противоречие всем инновационным лозунгам: экономика России – это, преимущественно, крупные акционерные общества, полностью или частично принадлежащие государству. Доля инновационного малого предпринимательства чрезвычайно мала, и государство не предпринимает существенных шагов для стимулирования роста числа и размера малых предприятий, хотя именно малый бизнес по праву считается самым инновационным.

Малое предпринимательство в Приморском крае сталкивается с проблемами, типичными для остальных регионов Российской федерации, при взаимодействии с органами государственного контроля и бюджетами.

Среди основных проблем, встречающихся на пути малых предпринимателей можно выделить такие как высокая бюрократизация налоговой системы, низкая налоговая грамотность населения, отсутствие налоговых преференций для предприятий производственного сектора экономики.

Наиболее развитым сектором экономики Приморского края в сфере малого предпринимательства является торговля. Из 31146 малых предприятий в 2012 году 13403 предприятия работали в сфере оптово-розничной торговли, ремонта транспортных средств и предметов личного пользования, в сфере обрабатывающего производства работали всего 1909 малых предприятий.[ 7] Отсюда мы видим, что в малом бизнесе Приморского края 43% предприятий работают в торговле, ремонте транспортных средств и предметов личного пользования, то есть, в большинстве своем являются плательщиками ЕНВД.

Рисунок 1 – Состав субъектов предпринимательства Приморского края в 2013 году по видам деятельности.

Структура сектора малого предпринимательства в Приморском крае.

Преобладание торговли среди малого предпринимательства обусловлено спецификой отрасли. Для начала деятельности требуется сравнительно меньший начальный капитал, не требуется технология, специальный навык, не нужно подбирать или обучать новые квалифицированные кадры. На сегодняшний день торговля находится в лучшем положении и в налоговом поле. Единый налог на вмененный доход существенно упрощает работу, а при достаточной оборачиваемости, с учетом фиксированности платежей, общая налоговая нагрузка на предприятие может оказаться менее 5% от прибыли.

Подобная ситуация вызывает настороженность. Высокая популярность торговли, с учетом того, что торговля не создает добавочной стоимости, очень опасна для экономики региона. По нашему мнению, налоговую нагрузку в торговле в сфере малого предпринимательства необходимо ужесточить.  Это позволит депопуляризовать торговлю, как вид прибыльной деятельности и заставит предпринимателей обратить свои взоры к производящим добавленную стоимость сферам, в том числе и производство.

В свою очередь, согласно нашей концепции, в комплексе с ужесточением налоговой политики в сфере торговли, производственный сектор должен получить особые налоговые преференции. Производственная деятельность связана с более высокими, нежели торговля, затратами, требует технологии, оборудование, квалифицированный персонал и недюжинные предпринимательские способности от руководителя. Для построения сбалансированной и самодостаточной экономики государству необходимо улучшить начальную позицию малого бизнеса в сфере производства, в том числе налоговым путем.

В вопросе налогового стимулирования бизнеса мы частично поддерживаем мнение И. А. Митрофановой, А. А. Эрентраут в том, что реформирование налоговой системы Российской Федерации необходимо проводить комплексно, а не делать очередную заплатку в виде нового специального налогового режима.[8]  Специальные налоговые режимы косвенно сдерживают рост малых предприятий, так как превышение предприятием одного из ограничений спецрежима, приводит к переводу компании на общий режим налогообложения, что означает увеличение налоговой нагрузки и усложнение налогового и бухгалтерского учета. Многие предприятия осознанно не идут на превышение ограничений спецрежимов, из этого следует отсутствие роста или укрытие доходов.

Подводя итог рассмотренной проблеме, мы пришли к выводу, что налоговая нагрузка должна дифференцироваться не по величине предприятий, а по отраслевому признаку. Такой подход позволит не только избежать искуственного ограничения роста объемов деятельности малых предприятий, но и будет стимулировать наиболее приоритетные с социально-экономической точки зрения направления бизнеса,  такие как производство.


Библиографический список
  1. Я.А. Ворожбит, О.Ю. Ворожбит Предпринимательская среда и налоговая политика в 2012 году: перспективы и ожидания// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
  2. Е.В. Корнева, А.В.Корень Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности// Науковедение. -  2013 – №6 (19).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998  № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. -  N 148-149. – 06.08.1998.
  4. Стивен Р. Кови Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — С. 374.
  5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (Дата обращения 13.04.2014)
  6. Всемирный банк [Электронный ресурс] http://www.worldbank.org/ru/country/russia (Дата обращения 13.04.2014)
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Основные показатели деятельности малых предприятий в 2013 годуhttp://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/resources/2fef87804366a1368e6ccf74665da2b8/малые.htm (Дата обращения 13.04.2014)
  8. Митрофанова И. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы [Текст] / И. А. Митрофанова, А. А. Эрентраут // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 130-135.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Панов Алексей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация