ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ: КРИТЕРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Никулина Валерия Александровна
Тюмeнcкaя гocyдapcтвeннaя aкaдeмия миpoвoй экoнoмики yпpaвлeния и пpaвa

Аннотация
Данная статья посвящена обзору критериев и направлений повышения эффективности управления. Проведенное исследование на примере системы управления в «ЭККО-Тюмень» позволяет утверждать, что результаты и эффективность управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят от многих условий. В статье определены основные проблемы в управлении предприятием и методы их решения.

Ключевые слова: маркетинг, менеджмент, мотивация, персонал, руководитель, эффективность управления


IMPROVE MANAGEMENT EFFICIENCY: CRITERIA AND DIRECTIONS

Nikulina Valeriya Aleksandrovna
Tyumen State Academy of World Economics Management and Law

Abstract
This article reviews the criteria and ways of increasing the efficiency of management. The study on the example of the control system in the "ECCO-Tyumen" suggests that the results and efficiency of administrative work ultimately control generally depend on many factors. The article identifies the main problems in enterprise management and methods for their solution.

Keywords: head of marketing, Management, management efficiency, motivation, staff


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никулина В.А. Повышение эффективности управления: критерии и направления // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/35012 (дата обращения: 26.12.2024).

Научный руководитель: Серочудинов Евгений Сергеевич, дoцeнт кaфeдpы НЭМ

Сегодня, в условиях рыночной экономики появляется множество частных предприятий во всех сферах общественной жизни. Однако, в следствии неумения организовать работу в фирме, неверного выбора методов и способов работы, отсутствия надлежащего контроля за деятельностью, а также чёткого плана действий многие организации разоряются либо функционируют непродолжительное время, так как их деятельность не приносит положительных результатов. Поэтому, чтобы не допускать неблагоприятных для предприятия последствий необходимо в первую очередь достаточно эффективное им управление, так как от него зависит дальнейшее существование фирмы, оно является основным и базовым элементом всей её деятельности.

Еще Ф. У.  Тейлор (1856 – 1915) вывел основные принципы организации труда. Он отнес к ним: замену традиционных, стандартных способов выполнения работы методами и правилами, разработанными на основе группировки данных и внимательного изучения времени, нужного для выполнения работы; отбор рабочих и постоянное обучение их новым приемам работы; освобождение основного рабочего от выполнения функций, которые связаны с расчетом и подготовкой работ, и передача их специальным исполнителям; введение дифференциальной оплаты труда, при которой только выполняющим «урок» сохраняется установленный размер оплаты, а при недовыполнении его размер оплаты за каждую выполненную единицу работы снижается. Комплекс этих принципов – это совокупность методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на существенное повышение производительности и интенсивности труда.

Так, ученый Г. Эмерсон (1853 – 1931) впервые обозначил важность комплексного подхода к решению сложных задач организации и управления производством с учетом их эффективности. Под эффективностью он понимал наиболее выгодную пропорцию между затратами и результатами. Эмерсон предлагал создавать компетентную комиссию для проведения практической работы в сфере организации производства в промышленности. Главным заданием такой комиссии было оказание практической помощи некоторым предприятиям и фирмам в организации производства и управления, а еще в подготовке и переподготовке управленческих кадров. Сегодня, роль таких консалтинговых фирм очень велика.

По мнению А. Файоля (1841 – 1925), принципами организации любой администрации являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность интересов, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух.

Г. Форд (1863 – 1947) на своих предприятиях внедрил систему, которая основывается на таких положениях: максимальное разделение труда, механизация и автоматизация многих процессов производства на основе разделения их на простейшие операции; последовательной стандартизацией всех факторов производства [2, с. 7-10].

Таким образом, основоположники науки управления заложили основные принципы организации в основу развития менеджмента.

В процессе управления человек целенаправленно влияет на кого – то или что – то, чтобы добиться нужного эффекта. Субъект управления – это определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия. Объект управления – это часть социально – экономической системы, на которую направлены воздействия.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления [1, с. 6].

Как пишет Юсупова С.Я., эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. [3, с. 366].

Основными критериями эффективной управленческой деятельности являются: эффективность управленческого планирования, организации, мотивации, контроля, управленческих решений и экономическая эффективность управления.

Для анализа эффективности системы управления на предприятии, мы рассмотрим магазин обувной компании, находящийся в г.Тюмень. Этот магазин является франшизой торговой обувной сети.

В настоящее время в Тюмени открыты 4 магазина. Приведем характеристику показателей магазина в торговой точке.

Согласно анализу продаж за 2012-2013 гг., большинством покупателей магазина становятся женщины, и составляют примерно 55%. Изменилась структура работающих – уменьшилась доля торгово-оперативного персонала на 15,39%, в то же время увеличилась доля вспомогательного на 20%.

Таблица 1- Структура и численность работников

Персонал

предприятия

Количество работников, чел.

Отклонение

2012 г.,

Кол-во чел.

Удельный вес, % 2013 г.,

Кол-во чел.

Удельный вес, % Отчетный Период к прошлому
Административно-управленческий 4 18,8 4 19,05 - 100
Торгово-оперативный 13 59,09 11 52,38 -2 84,61
Вспомогательный 5 22,73 6 28,57 1 120
В целом по магазину 22 100 21 100 -1 95,45

Согласно различным методикам по эффективности системы управления, экспертами, в основном, она оценивается по пяти группам показателей (таблица 2).

Таблица 2- Расчет показателей эффективности системы управления (оценка максимум  – 1 балл)

Система направлений оценки эффективности Основные критерии оценки эффективности Оценка
Достижение цели 1. Степень достижения цели 0,5
2. Расширение доли рынка 0,1
3. Сохранение организации как целостности 0,5
4. Выход из кризиса и получение прибыли 0,1
Качество функционирования 1. Соотношение централизации и децентрализации 0,5
2. Рост гибкости организационной формы 0,6
3. Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии 0,4
4. Эффективность текущей обработанной информации, включая ее комплексность 0,4
5. Скорость и точность выделения информации по специальным запросам 0,3
6. Надежность и безопасность информации 0,6
7. Своевременность информации 0,5
8. Наличие необходимой информации 0,3
9. Экономичность от масштаба сбора, обработки, передачи информации 0,6
Экономичность 1. Удельный вес издержек управления в общих издержках 0,6
2. Затраты на подготовку управленцев 0,3
3. Затраты на управленческое консультирование 0,5
4. Эффективность управленческих решений 0,3
5. Точность управленческих решений 0,5
6. Надежность решений 0,4
7. Быстрота подготовки управленческих решений 0,5
8. Гибкость и последовательность принятия решений 0,4
Изменение в качестве рабочей силы 1. Гибкость в системе продвижения по службе 0,3
2. Полномочия работников и их ответственность 0,8
3. Степень удовлетворения от выполняемой работы 0,4
Внешние и внутренние социально-экономические условия 1. Наличие обоснованных целей 0,8
2. Степень интеграционной поддержки 0,5
Итого 11,7

Для анализа показателей эффективности системы управления мы подключили группу экспертов, которые дали оценку и получили средневзвешенную оценку показателей. Группой экспертов стали сотрудники компании «ЕССО», в количестве 5 человек. Данные сотрудники были выбраны из разных отделов, для того чтобы определить объективную оценку показателям эффективности системы управления данного предприятия, так как именно объективная оценка помогает оценить результаты работы предприятия.

Были рассмотрены следующие показатели: достижение цели, качество функционирования, экономичность, изменение в качестве рабочей силы, а также внешние и внутренние социально-экономические условия.

В итоге, суммарная оценка эффективности системы управления составила 11,7 баллов из 27 возможных. На основании этого, систему управления компанией в целом следует назвать малоэффективной.

На основании полученных данных, можно прийти к выводу, что предприятию для увеличения эффективности надлежит:

- расширить часть рынка;

- выйти из кризиса и повысить прибыльность;

- обеспечить наличие нужной информации;

- оптимизировать затраты на управление;

- увеличить результативность управленческих решений, а также их эластичность и последовательность;

- обеспечить возможность для персонала в продвижении по служебной лестнице, увеличить степень удовлетворении от работы.

Также  необходимо принимать гибкие решения по ассортименту товарных групп магазина, что позволит определить необходимую площадь для экспозиции и для продажи всех непродовольственных товаров и, таким образом, повысить эффективность управления ассортиментом.

С точки зрения формирования ассортимента, выявлено, что с увеличением заказа растут издержки обращения, связанные с хранением и переработкой товара. В связи с этим, предлагается оптимизировать издержки в процессе содержания товара и издержки на объем заказываемой партии для цели эффективного заказа партии товара.

Анализ и оценка существующей системы управления компанией показали, что система управления малоэффективна. Поэтому необходимо разработать и внедрить программу по повышению эффективности системы управления торговым предприятием.

В процессе разработки программы необходимо решить такие задачи:

1. Увеличение результативности экономической деятельности предприятия.

Для повышения спроса и стимулирования продаж нужно ввести в организационную структуру отдел маркетинга, который будет:

- проводить маркетинговые исследования;

- организовывать целенаправленную ценовую политику;

- формировать ассортимент в соответствии с потребностями клиентов;

- управлять качеством и конкурентоспособностью товаров;

- разрабатывать систему стимулирования продаж;

- организовывать работу с поставщиками пользующихся спросом на рынке;

- формировать и поддерживать имидж предприятия и др.

Действенная реализация отделом маркетинга своих обязанностей приведет к увеличению потребительского спроса, росту оптового оборота, прибыли от продажи, подъему имиджа предприятия.

Также при решении первой задачи необходимо провести преобразование маркетинговых мероприятий.

Рекламная компания должна содержать:

- изготовление наружной рекламы;

- рекламу в специальных газетах и журналах, посвященных одежде и торговым центрам;

- распространение рекламных проспектов с перечнем продукции и услуг на предприятиях города.

2. Повышение эффективности управления персоналом.

Для устранения недостатков нужно ввести на предприятии новую систему стимулирования труда. Для этого нужно:

а) ввести новую систему оплаты труда, намеревающейся дробление заработной платы на 3 составляющие:

- часть, получаемая за выполнение должностных обязанностей;

- часть, начисляемая за трудовой стаж в данном магазине;

- часть, получаемая за достигнутые результаты в работе.

б) усовершенствовать систему премирования.

Итак, у персонала выработается мнение о том, что их заработок зависит от них самих, тем самым возрастет степень заинтересованности и мотивации работников.

в) провести улучшение системы мотивации труда:

- сформировать у работников чувства гордости за выполненную работу, за важность работы для общества;

- наделить работников большими полномочиями и ответственностью с целью повысить осознания важности совершаемой работы и, как следствие, мотивации труда;

- поддержать самоуважение работников посредством того, что к их мнению прислушиваются, принимают меры при поступивших жалобах или предложениях и т.д.;

- использовать не наказания, а обучения, направленного на исправление ошибок;

- участие персонала в управлении (обсуждение вопросов, касающихся всего персонала);

- создавать нормальные условий труда: улучшение охраны труда и техники безопасности; организация питания для персонала; наличие мест для отдыха, обеда и т.д.

- использовать средства морального поощрения: общественное признание заслуг работника (доска почета); награждение именными грамотами, дипломами за достигнутые результаты, выслугу лет и т.д.;

- формировать корпоративную культуру: признавать интерес работников и сочетать их с интересами предприятия; поддерживать правила морали, этики; создавать корпоративный дух; внедрять систему управления стрессами и конфликтами и др.

3. Повышение эффективности процесса управления.

Для подъема результативности процесса управления нужно:

а) разрабатывать систему обеспечения руководства необходимой информацией и поднимать на более высокий уровень коммуникации на предприятии: начальники отделов обязаны предоставлять еженедельные отчеты о деятельности директору; целесообразно проводить собрания хотя бы раз в месяц для обсуждения проблем, связанных с деятельностью организации и своевременного принятия мер; систематически проводить анализ внешней и внутренней среды;

б) улучшать качество управленческих решений путем повышения квалификации управленческого персонала.

Предприятию надлежит исполнять все предложенные методы, чтобы содействовать развитию и поддержанию имиджа компании как торгового предприятия, характеризующегося широким ассортиментом продукции, сориентированным на все категории потребителей и персональным подходом к клиентам, а также высокой квалификацией персонала и корпоративной культурой.

Следовательно, точное и верное выполнение всех пунктов в определенные сроки разрешит предприятию реализовать поставленные задачи, добиться главной цели организации и осуществить выбранную стратегию концентрированного роста, что в свою очередь приведёт к увеличению конкурентоспособности организации.


Библиографический список
  1. Лукашевич В. В., Астахова Н.И. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Юнити – Дана, 2012. – 254 с.
  2. Новицкий, Н. И., Пашуто В.П. Организация, планирование и управление производством: учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 576 с.
  3. Юсупова С.Я., Исаев Р.А., Буралова М.А. Общий и административный менеджмент: пособие для подготовки к экзамену. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 384 с.


Все статьи автора «Никулина Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: