Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств в целях финансирования государства и муниципальных учреждений. Налоги также используются государством для побуждения или препятствия осуществления какой-либо определенной деятельности на территории этого государства. Налоговые ставки, режимы и льготы заметно сказываются на капитале физических лиц, а также производительной мощи как крупных, так и небольших по своему обороту организаций. Поэтому у любого физического или юридического лица возникает необходимость в сокращении налогооблагаемой базы в рамках действующего законодательства.
Сегодня налоговое планирование является частью главной задачи по финансовой оптимизации. То есть,выбора наилучшего пути управления финансовыми ресурсами организации, а также привлечения внешних источников финансирования. [1, с. 53]
Термин налоговое планирование – включает в себя разрешенные действующим законодательством целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на сокращение налоговых обязательств, выполняемых им в виде уплаты налогов, пошлин и сборов, а также иных обязательных платежей, а также определение оптимальных объемов налоговых платежей. [2, с. 167]
Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые действующим законодательством средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государством.
Выделяют следующие задачи налогового планирования:
- Сохранение оборотных средств компании
- Повышение общей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта
- Предотвращение негативных последствий от принимаемых решений
Задачи налогового планирования реализуются с помощью специальных законных инструментов налогового планирования. Процесс налогового планирования разбит на этапы.
Основные этапы налогового планирования:
- Анализ проблемы и постановка задач
- Определение инструментов для решения поставленных задач, не противоречащих действующему законодательству конкретного государства, региона, города
- Создание схемы налогового планирования
- Осуществление хоз. деятельности согласно разработанной схеменалогового планирования
На этапе анализа проблемы необходимо: выявить особенности финансово-хозяйственной деятельности организации, сформировать налоговое поле в видеперечня основных налогов, подлежащих уплате, а также оценить сумму налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования. Без сомнения, важно определить, насколько целесообразны те структурные изменения, которые впоследствиибудут оказывать влияние на налогооблагаемую базу хозяйствующего субъекта. Данный этап предлагает нам несколько путей решения проблемы.[3, с. 96]
Оптимизация налогообложения. Здесь могут использоваться такие методы, как налоговые льготы, освобожденные или частично освобожденные от уплаты какого-либо налога территории, а также, возможно, изменение вида деятельности налогоплательщика или изменение его налоговой юрисдикции, т.е. переход на иной режим налогообложения. Избегание налогообложения – минимизация налоговых обязательств законным использованием пробелов в законодательстве и недоработок нормативных законодательных актов.[4, с. 240]
В данном случае налогоплательщик полностьюпредоставляет свою отчетность налоговым органам, а в случае подачи исков в суд налоговыми органами, налогоплательщик вправе оспаривать его, так как такие действия в арбитражном суде признаться незаконными не могут.
Все остальные действия, направленные на уменьшение налоговых выплат, признаются незаконными и являются уклонением от налогов.
Основная задача организации при осуществлении налогового планирования состоит в том, чтобы правильносгруппировать и применять используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, реализующей его задачи наилучшим для конкретной организации образом.[5, с. 130]
Самый «ответственный» период для создания новых схем налогового планирования — это последние календарные дни перед началом нового календарного года, так как большинство изменений, способных оптимизировать налогообложение организации, вступают в силу с 1 января каждого календарного года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.
Налоговое планирование, как и любое планирование в микроэкономике, имеет некоторые ограничения:
- Неопределенность внешней среды
- Масштабы деятельности фирмы
- Условия налогообложения субъектов определяются и регламентируются государством.
Отметим, что неопределенность внешней среды при налоговом планировании обусловлена нестабильностью экономической среды и политической обстановки, а также постоянными изменениями нормативно-правового поля или нормативной базы. Нормативная база постоянно изменяется вследствие совершенствования и доработки ее уполномоченными органами власти, поэтому крайне важно следить за изменениями законодательной базы и своевременно корректировать определенные инструменты налогового планирования.
В целом, налоговое планирование как структурная часть финансового менеджмента состоит из следующих важных элементов:
- Налоговый прогноз
- Стратегическое планирование
- Рациональное использование полученных финансовых результатов
В последнем из вышеперечисленных пунктов раскрывается сущность и главная задача налогового планирования – рациональное использование полученных доходов на эффективное финансирование дальнейшей предпринимательской деятельности лица, если речь идет об организации.
Независимо от того, насколько справедлива система налогообложения на конкретной территории, выполняет ли государство все поставленные перед ним задачи с помощью собираемых налогов и платежей или же действует неэффективно, необходимо рационально подходить к налоговой политике хозяйствующего субъекта, так как от правильности составления схемы налогового планирования и успешности ее реализации зависят финансовые результаты организации.
Библиографический список
- Артемьева А. Н. Оптимизация налогообложения // Налоговый вестник. – 2009. – N 6. – С. 166-168.
- Корень А.В. Международные биржевые фонды как основа диверсификации инвестиционного портфеля//В мире научных открытий. 2010. – № 4-9. – С. 53-55.
- Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 127-135.
- Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции //Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99.
- Сахчинская Н. С. Оптимизация налогооблагаемой базы при помощи учетной политики предприятия // Бизнес в законе. – 2010. – N 1. – С. 238-241.