Организация учебно-творческой деятельности студентов реализуются через содержание и формы учебных заданий, через характер общения субъектов учебного процесса, посредством профессиональной ориентацией учебного процесса (использование профессиональных этапов проектной деятельности, тем курсовых работ социальной направленности и тем позволяющих овладеть востребованными технологиями декорирования интерьеров). В данной статье мы сделаем акцент на методах организации учебно-творческого процесса, применяемых нами в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» (здесь и далее: «ОПМ»), и позволяющих эффективно влиять на формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Поскольку творческая самостоятельность является очень важной и необходимой составляющей профессиональной компетенции выпускника направления “Дизайн”, т.к. специфика профессии связана с творческим характером деятельности, требует нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. На основе проведенного теоретического анализа понятий «творчество» и «самостоятельность», «творческая деятельность», ими сделан вывод о том что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи [1].
Г.В. Третьякова рассматривает метод обучения как направление в обучении, реализующее цели, задачи и содержание обучения и определяющее пути и способы их достижения [2]. Выбор практических методов обучения зависит от целого ряда условий: целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности; уровня профессиональных навыков преподавателя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др. [3]. Каждый метод организации учебной деятельности обладает не только информационно-обучающими, но и мотивационными воздействиями.
Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров напрямую зависит от быстроты и гибкости их мышления. Мы соглашаемся с мнением Мереняшевой М.А., что “важно развивать воображение обучающихся, учить их ассоциативно чувствовать и ассоциативно мыслить, анализировать. Конечно, художественные ассоциации не рождаются на «голом месте», они возникают на основе представлений, ощущений, чувств, эмоций, знаний и памяти” [4]. Исходя из этого, основную задачу метода мы видим в активизации творческого мышления, смелости и гибкости в генерировании собственных идей; “в необходимости повышения уровня системности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью наличием ассоциативности и иерархичности” [5]. В рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» решение данной задачи обеспечивается через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.
Мы предлагаем адаптированную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского для организации учебно-творческой деятельности в рамках учебной дисциплины «ОПМ» [6] (см. таблицу 1).
Таблица 1. Методы организации учебно-творческой деятельности по изучению дисциплины «ОПМ»
|
||
дискуссионные |
эвристические |
проектные |
- конференции
- семинары - беседы - круглый стол
|
- проблемные ситуации
- мозговой штурм - творческие упражнения |
- выставки достижений
- экспертные комиссии - деловые игры - самопрезентации - олимпиады |
|
||
по способу протекания деятельности:
- клаузура - эскизирование - консультации |
по результату:
- просмотр первичный промежуточный итоговый |
Представленная классификация методов контроля и оценки учебно-творческой деятельности, а также организации и управления учебно-творческой деятельностью студентов дает возможность организовать, активизировать и провести контроль учебно-творческой деятельности. Рассмотрим более подробно представленные методы [7].
Особое значение в учебно-творческой деятельности составляют эвристические методы. По мнению В.И. Андреева, эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач [8].
Ю.К Кулюткин выделяет две основные характеристики эвристических методов: функция «наведения» на правильное решение и функция «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач [9].
Задачи профессиональной деятельности заставляют дизайнера-профессионала такие как:
— нахождение функциональной окрашенности образного решения;
— стремление к оригинальности, запоминаемость решения;
— броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания, делают необходимым выйти за пределы привычного, создавая в своем воображении новые образы предметности, используя различные сферы творческой деятельности и области человеческого знания.
Поэтому актуально принять на вооружение эвристические методы раскрепощения дизайнерского воображения, стимулирования творческого мышления. К ним относятся: метод аналогии, методы фантазии, метод эмпатии, метод инверсии, а также метод мозгового штурма и др.
Дискуссионные методы в учебно-творческом процессе могут выступать как метод обучения в процессе постановки проблемы, поиска путей ее решения, выбора оптимального решения и т.д., то есть практически на каждом этапе разработки курсовой работы. Дискуссионные методы становятся актуальными когда появляются два (или более) варианта развития событий и имеются люди, поддерживающие противоположные точки зрения. Этот метод помогает студентам-дизайнерам учиться точно, формулировать свои мысли, выступать публично, преодолевая стеснения, уметь убеждать и приобретать сторонников, высказывать критические суждения.
Проектные методы направлены на раскрытие в изучаемом материале различных проблем и демонстрации способов их решения. Их задачу мы видим в повышении мотивации и актуализации творческого проявления самостоятельной деятельности через создание условий здоровой конкуренции. Деятельность обучающихся при этом проявляется не только в воспроизведении, и запоминании способов творческой деятельности, но и в самостоятельном осмысленном их применении. Такие проектные методы как выставки достижений, экспертные комиссии, саморезентации и олимпиады мы предлагаем использовать на различных этапах контроля учебно-творческой деятельности.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определение систем проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой преподаватель вносит необходимые коррективы в образовательную технологию. Данные коррективы могут касаться изменения содержания, пересмотра подходов к выбору форм и методов педагогической деятельности или же пересмотру всей системы педагогического взаимодействия.
Методы контроля и оценки. Дизайн – проектная практика, требующая от профессионального мышления органичного совмещения образного и системного начал и вносящая в реальность новые социокультурные смыслы. Профессиональная деятельность дизайнера связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. В основе учебного проектирования студентов-дизайнеров всегда лежит созидательность, что позволяет говорить о нем, как о процессе, который учитывает особенности профессии, а именно необходимость оценивать как сам результат курсовой работы, так и всю логическую цепочку деятельности, направленную на его выполнение. Контроль и оценка курсовой работы имеют следующие подходы:
- по результату учебно-творческой деятельности
Критерии оценки:
соответствие поставленным задачам, выбор композиционного, цветового, стилевого решения; отображение идейного замысла; соблюдение технологии выполнения; степень индивидуальности (новизны);
- по протекания учебно-творческой деятельности
подготовка домашних заданий в рамках курсовой работы; полнота сбора дополнительной информации и аналогов; качество выполнения творческих и контрольных клаузур; эскизирование; участие в круглых столах; выступление на семинаре; защита творческой работы.
Критерии оценки: полнота раскрытия идеи; наличие графического и аналогового электронного материала; грамотное обоснование собственной позиции в выборе композиционного и цветового решения; наличие знаний по данной теме; степень самостоятельности в организации деятельности по выполнению курсовой работы.
Итоговая оценка за работу в семестре выставляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов [10].
Выявленные нами методы стали основой разработанной автором модели формирования творческой самостоятельности. Данная модель успешно опробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ». В ходе эксперимента выявлен и охарактеризован комплекс педагогических условий, определяющих эффективного формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров:
- профессионально-практическая направленность учебной дисциплины «ОПМ» в рамках когнитивно-деятельностного, рефлексивно-творческого, мотивационно-личностного компонентов творческой самостоятельности студентов-дизайнеров;
- использование деятельностного и личностно-ориентированного подходов к организации процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ», а именно последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса;
- внедрение групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса и методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности.
Данные эксперимента свидетельствуют о результативности разработанной модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров средствами учебной дисциплины «ОПМ».
Библиографический список
- Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168. [Электронный ресурс]. http://pnojournal.wordpress.com/
- Торшина И. Б.. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды) : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 : Курск, 2002 246 c. РГБ ОД, 61:03-13/341-8
- Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
- Мереняшева М.А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33077
- Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики: Учебник – М.: Архитектура-С, 2004. – 352 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
- Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125
- Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 287с., с.217
- Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. – Н.: Наука, 1970 – 282с
- Даськова Ю.В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [Текст]/ Даськова Ю.В. // Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» — 2011. — №7, том II,.www.moluch.ru, с. 98 – 100