В условиях интернационализации бизнеса и нестабильности экономического роста развитие внешнеэкономической деятельности предприятия морской транспортной отрасли определяется решением задач точной оценки результативности такой деятельности и повышением ее эффективности. Оценке эффективности внешнеторговых операций уделено должное внимание в экономической литературе, которая представлена достаточно детальной системой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия во внешнеэкономической сфере. Но на данный момент не существует единого общепризнанного подхода к оценке эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.
Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности морских торговых портов имеет большое значение для оценки их экономического состояния, перспектив развития и предупреждения финансовых потерь. Он является неотъемлемой и определяющей частью общего анализа внешнеэкономической деятельности предприятия.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий морской транспортной отрасли в основном заключается в осуществлении на внешних рынках разнообразных экспортно-импортных операций, которые связаны с работой флота. К ним относят такие виды операций, как перевозка грузов и пассажиров; фрахтование судов на время; экспорт и импорт услуг, связанных с агентствами, шипчандлерскими, стивидорными, и другими видами обслуживания морских судов; аренда судового оборудования (контейнеры, трейлеры и т.д.), операции с судовым бункером, перегрузочной техникой, запасными частями для судов. Объемы таких внешнеторговых операций, их роль и характер осуществления на рынке весьма различны [1, c.94-98].
Услуги портов традиционно разделяют на услуги судам и услуги грузам. К услугам судам относят: бункеровку и материально-техническое обеспечение, укрытие от непогоды, сюрвейерский осмотр и ремонт, буксирные, лоцманские услуги, информационные услуги и т.п. В состав услуг грузам включают: оформление грузовых документов, терминальные и стивидорные услуги, связанные со складированием грузов и погрузочно-разгрузочными операциями, дополнительные услуги.
Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, руководители морских транспортных предприятий, как и руководители любых других предприятий, обязательно анализируют ее эффективность. Эксплуатационные и технико-экономические показатели морского транспорта дают возможность охарактеризовать качество и эффективность производственных процессов. С помощью данных показателей планируют работу, осуществляют учет и контроль, оценивают результаты деятельности предприятия.
В состав технико-экономических и эксплуатационных показателей входят качественные и количественные показатели производственных процессов. Качественные и количественные показатели производственных процессов флота, портов и других производственно-структурных подразделений морского транспорта исчисляются за различные периоды времени: месяц, квартал, год, 5 лет.
К количественным и качественным показателям работы предприятий морского транспорта относят: показатели грузооборота перевозок; показатели производственной мощности и технической работы; показатели времени работы производственных мощностей; показатели реализации технической скорости судна, флота; показатели использования грузовместимости и грузоподъемности флота, судна, вместимости складов; показатели производительности судна, флота, мощность морских портов; показатели интенсивности обработки судов в портах; финансовые и экономические показатели работы флота, портов, других предприятий морского транспорта; показатели провозной способности флота, пропускной способности портов.
Рассматривая эффективность внешнеэкономической деятельности морского порта, необходимо отметить, что данное предприятие не производит товары, а предоставляет услуги, поэтому надо рассчитывать экономическую эффективность внешнеэкономических сделок и контрактов. Рассматриваются контракты, заключенные с иностранными партнерами, на погрузочно-разгрузочные работы, на предоставление услуг по оформлению необходимых документов и другое [2].
В ходе анализа выполнения обязательств по внешнеэкономическим сделкам определяется:
- Количество и общая сумма заключенных соглашений (контрактов);
- Количество и сумма выполненных соглашений с иностранными партнерами;
- Количество, виды и сумма просроченных контрактов;
- Причины неполной реализации соглашений и нарушений сроков выполнения заказов.
Для дополнительной характеристики внешнеэкономической деятельности порта можно рассчитать следующие показатели [3, c.347 - 358]:
1. Доля сумм контрактов, просроченных в отчетном периоде (Iп.к.):
Іп.к. = Кп/Кв*100%, (1.1)
где Кп – сумма контрактов, просроченных в течение года;
Кв – сумма контрактов, которые подлежат выполнению в отчетном периоде.
2. Валютная эффективность экспорта (Эв.э.) рассчитывается по формуле:
Эв.э = ∑(Цв.э.*Qэ)/∑(Вэ*Qэ), (1.2)
где Цв.э. – Валютная цена i-го экспортного товара (услуги), вал. ед./шт.;
Qэ – объем экспорта i-го товара (услуги), натур. ед.,
Вэ – затраты на производство и реализацию единицы i-го товара (услуги), ден. ед./шт.,
3. Эффективность экспорта предприятий (Еэф.э.) рассчитывается по формуле:
Еэф.э. = ЧВ/ОП , (1.3)
где ЧВ-чистая выручка в иностранной валюте за реализованный товар (услугу), переведенная в национальную валюту по официальному курсу на день поступления валютной выручки;
ЧВ = (ВВ*Кр) – Др – ТП, (1.4)
где ВВ – валютная выручка за экспортный товар (предоставленные услуги);
Кр – действующий рыночный курс иностранной валюты к национальной валюте;
Др – дополнительные расходы внутри страны, связанные с экспортом товара (предоставлением услуги);
ТП – таможенные платежи;
ОП – объем продаж по экспорту выраженный в национальной валюте.
Показатель эффективности экспорта свидетельствует о том, насколько эффективно предприятие проводит свою внешнеэкономическую деятельность, а также определяет долю выручки в общем объеме экспорта предприятия. Если этот показатель больше единицы, тогда реализация услуг на внешнем рынке будет выгоднее, чем внутри страны.
К основным качественным валютно-финансовыми показателям работы судов относят: валютную эффективность, валютный показатель, среднюю доходную ставку, удельную валютную доходность, уровень доходности.
Валовой доход в иностранной валюте (Fинв) включает в себя как запланированные, так и незапланированные поступления иностранной валюты. Запланированные доходы в иностранной валюте от перевозок в заграничном плавании состоят из следующих поступлений: фрахтовой выручки за перевозку грузов иностранных фрахтователей и сдачу судов в аренду, провозной платы за перевозку экспортно-импортных грузов, выручки от перевозки пассажиров в заграничном плавании.
Расходы в иностранной валюте (Rинв) состоят из расходов на содержание экипажа; судовые сборы, агентские и навигационные расходы; топливо, приобретение материалов, малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, ремонт; стивидорные расходы; представительские и другие расходы.
Чистый доход в иностранной валюте определяется как разница между валовым доходом и расходами в иностранной валюте:
ΔFинв = Fинв – Rинв, (1.5)
Финансовый результат представляет собой разницу между общим доходом и общими эксплуатационными расходами:
Ф = Fобщ – Rобщ, (1.6)
Систематическое оценивание эффективности внешнеэкономической деятельности способствует ее оптимизации и обеспечению высокодоходной работы предприятия. Система показателей определения эффективности внешнеэкономической деятельности может быть использована для оценки результатов реализации программ развития сферы морской транспортной отрасли вообще, а также при формировании национальной транспортной политики.
Библиографический список
- Винников В.В. Экономика предприятия морского транспорта. (экономика морских перевозок): Учебник для вузов водного транспорта. / В.В. Винников. – 2-е изд., перераб.и доп. – Одесса: Латстар, 2001. – 416 с.
- Цветов М. Ю. Морские порты в системе международных транспортных коридоров // Транспортный комплекс Украины: экономика, организация, развитие. – К., 1999. – Вып.7. – с.93–104.
- Козак Ю.Г., Логвінова Н.С., Сіваченко І.Ю. Зовнішньоекономічна діяльність підприємств: Навчальний посібник; 2-ге вид., перероб. та доп. / Козак Ю.Г., Логвінова Н.С., Сіваченко І.Ю. – Київ: Центр навчальної літератури, 2006.- 792 с.