В федеральном образовательном стандарте (ФГОС) третьего поколения по высшему профессиональному образованию для направления 230400 Информационные системы и технологии (квалификация (степень) «бакалавр») [1] определенные компетенции, которые требуется сформировать у выпускника. Жестко определенного закрепления компетенций за дисциплинами в ФГОС не прописано, это отдается на усмотрение вузу и фиксируется в образовательной программе через учебный план и рабочие программы.
При проектировании образовательной программы на заседании кафедры информатики и вычислительной техники были определены несколько профессиональных компетенций за дисциплиной «Управление проектами информационных систем», среди них «Готовность участвовать в работах по доводке и освоению информационных технологий в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем (ПК-15); «Способность организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-20)».
Хотя описываемая дисциплина не находится в списке рекомендованных ФГОС, кафедра приняла решение о включении в учебный план из-за большой важности для подготовки специалистов в области информационных систем и технологий, что можно увидеть отражением подобных позиций в профессиональных стандартов и требованиях работодателей.
Следующей проблемой является проектирование содержания. Здесь необходимо обратиться к накопленному опыту. Автор несколько раз внедрял разнообразные информации системы в организациях и на предприятиях [2]. И, конечно, существует достаточно много научных и научно-методических исследований по теме. Во время определения содержания дисциплины требуется четкое понимание ее задачи, и не скатываться в технологии проектирования и разработки информационных систем, а уделить внимание, именно, управлению проектами по внедрению программных продуктов и менеджменту ит-персонала. Вопросами описания технологий управления проектами внедрения занимаются российские и зарубежные ученые [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др]. Решение проблем с управлением персоналом в ит-области описывается А. Орлов, Дж.Х. Рейнвотер [10, 11].
Проектированию методики обучения студентов по федеральных образовательным стандартам третьего поколения было посвящено несколько тематических методических семинаров в вузе и на кафедре.
На основе исследования В.А.Векслера [12] были разработаны различные информационные модели выпускника по направлениям, закрепленными за кафедрой. Зафиксированная в рабочей программе учебная деятельность оценивалась по балльно-рейтинговой системе вуза [13]. Работа Ю.П.Штепы [14] позволила более четко представить образовательные результаты в определенных оценочных средствах для прогнозирования профессиональных компетенций. Применение описанных методических технологий Д.В.Лучаниновым [15] позволили спроектировать среду со смешанным обучением.
По мнению автора, одна из наиболее подходящих форм проведения практических занятий по дисциплине «Управление проектами внедрения информационных систем» является деловая игра. В технологию проведения деловых игр для более качественного освоения теоретического материала были внедрены методы самоорганизации студентов и критерии их оценки Н.Г.Баженовой [16, 17]. Со студентами проводились следующие игры: Деловая игра для тренинга по продаже информационной системы, Деловая игра для тренинга по продаже веб-сайта, Деловая игра для тренинга по переговорам, Деловая игра на принятие решения в команде, Деловая игра по управлению проектами, Деловая игра по управлению конфликтом. Эксперимент показал, что описываемая технология находит положительный отклик у студентов и дает заметные результаты в развитии качеств, необходимых будущему руководителю проектов по внедрению программных систем.
Для повышения ответственности у студентов за качество изучения теоретического и практического материала по дисциплине автор в качестве индивидуального задания предлагал реализовать небольшой реальный производственный проект по внедрению какого-либо программного продукта, например «Внедрение системы «Яндекс-поиск» на кафедре», «Внедрение системы обмена сообщений в отделе», «Тестовое внедрение системы электронного документооборота Detrix». Несколько студентов привлекались производственными партнерами кафедры для внедрения в организациях справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант+».
В рассматриваемой дисциплине по учебному плану предусмотрена курсовая работа. В ходе выполнения курсовой работы студент систематизирует, закрепляет и углубляет теоретические знания и практические навыки, полученные им в процессе изучения предмета. При оценке курсовой работы учитываются ее содержание, степень самостоятельности студента при ее выполнении, объем пояснительной записки, точности выполненных расчетов, оформление работы в соответствии с требованиями ГОСТ, владение практическими навыками и знаниями при защите. Опишем технологию оценивания выделенной учебной деятельности.
Структура курсовой работы четко задана шаблоном:
Введение;
1 Теоретическая часть;
1.1 Обзор исследований по теме;
1.2 Краткий теоретический материал;
2 Практическая часть;
2.1 Поставка задачи;
2.2 Описание проекта;
2.3 Расчет экономической эффективности проекта;
Заключение;
Литература.
Курсовая работа защищается выступлением перед одногруппниками и ведущим преподавателем. Перед защитой автор курсовой работы ищет рецензента среди одногруппников. Рецензент выбирается из расчета один рецензент – одна работа. В случае форс-мажорных обстоятельств возможно один рецензент – две работы (об этом случае необходимо сообщить ведущему преподавателю). Рецензия содержит обязательные разделы: актуальность работы, три достоинства работы, три замечания или недостатка, подпись рецензента. Автор курсовой работы приносит готовую рецензию на защиту. На защиту приноситься в электронном виде отчет по проверке текста курсовой работы на антиплагиат программой с etxt.ru. На публичную защиту работы предоставляются две части: текстовая (в печатном и электронном виде), программная (проект в системе управления проектами, например MS Project; расчеты в табличном процессоре). Доклад длиться 6-7 минут, вопросы задаются одногруппниками, всеми желающими и ведущим преподавателем в течение 10 мин.
Оценка по курсовой работе проводиться по нескольким составляющим (табл.1).
Таблица 1 – Оценка составляющих курсовой работы
Раздел оценивания |
Мин. |
Макс. |
1 Содержание текстового документа |
17 |
35 |
1.1 Формулировка актуальности |
1 |
2 |
1.2 Формулировка цели |
1 |
2 |
1.3 Формулировка объекта исследования |
1 |
2 |
1.4 Формулировка предмета исследования |
1 |
2 |
1.5 Формулировка задач исследования |
1 |
2 |
1.6 Формулировка методов исследования |
1 |
2 |
1.7 Формулировка практической значимости |
1 |
2 |
1.8 Проработка теоретического материала |
3 |
6 |
1.9 Представление теоретического материала |
1 |
2 |
1.10 Проработка практического материала |
3 |
6 |
1.11 Представление практического материала |
1 |
3 |
1.12 Представление заключения |
1 |
2 |
1.13 Оформление |
1 |
2 |
2 Практическая работа |
17 |
35 |
2.1 Качество выполненной работы |
6 |
12 |
2.2 Качество сопутствующих материалов |
1 |
3 |
2.3 Степень самостоятельности |
3 |
5 |
2.4 Сложность работы |
3 |
6 |
2.5 Степень выполнения задания |
3 |
7 |
2.6 Срок выполнения |
1 |
2 |
3 Выступление, защита, участие |
14 |
24 |
3.1 Качество выступления |
3 |
5 |
3.2 Качество ответов на вопросы |
3 |
5 |
3.3 Качество задаваемых вопросов другим |
3 |
5 |
3.4 Количество задаваемых вопросов другим |
2 |
4 |
3.5 Качество рецензии |
3 |
5 |
4 Общее впечатление |
3 |
6 |
ВСЕГО |
51 |
100 |
Курсовая работа считается сданной, если набран необходимый минимум – 51 баллов. Перевод баллов в традиционную систему оценок производится по следующей схеме:
- 51-70 баллов – «удовлетворительно»;
- 71- 85 баллов – «хорошо»;
- 86-100 баллов – «отлично».
В результате описанной организации подготовки в рамках дисциплины было отмечено, у студентов повысилась индивидуальная и коллективная ответственность за результат, они стали более свободно идти на работу в команде, более четко представляют, за что можно получить высокую оценку.
Библиографический список
- http://www.edu.ru/
- Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2012. № 5. С. 75-78
- Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Управление внедрением информационных систем. М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория базовых знаний, 2008. 224 с.
- Золотарёв О. В. Управление в проектах внедрения распределённых корпоративных информационных систем. Вестник Российского нового университета. 2012. № 4. С. 78-80.
- Сатунина А. Е., Сысоева Л. А. Управление проектом корпоративной информационной системы предприятия. М.: Финансы и статистика, 2009. 176 с.
- Судакова Л. Ю. Опыт управления проектами внедрения, эксплуатации и модернизации корпоративных информационных систем. Финансы и кредит. 2012. № 32. С. 18-28.
- Braglia M., Frosolini M. An integrated approach to implement Project Management Information Systems within the Extended Enterprise // International Journal of Project Management. 2014. 32(1). P. 18-29.
- Lee S.-K., Yu J.-H. Success model of project management information system in construction // Automation in Construction. 2012. 25. P. 82-93.
- Caniëls M., Bakens R. The effects of Project Management Information Systems on decision making in a multi project environment // International Journal of Project Management. 2012. 30(2). P. 162-175.
- Орлов А. Секреты управления программистами. М.: Вильямс, 2008. 192 с.
- Рейнвотер Дж. Х. Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами. СПб: Питер, 2006. 256 с.
- Векслер В. А. Проектирование для системы дополнительного образования информационной модели специалиста // Омский научный вестник. 2007. № 2(56). С. 178-182.
- Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
- Штепа Ю. П. Методика обучения старшеклассников решению задач по информационному моделированию в контексте новых образовательных результатов: монография. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 100 с.
- Лучанинов Д. В. Изменение тенденций в формах занятий в контексте смешанного обучения // Информатика и образование. 2013. № 8 (247). С. 37-39.
- Баженова Н. Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
- Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.