ИННОВАЦИИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ВУЗ

Мыльникова Лариса Александровна
Смоленский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается приоритетность формирования инновационного предпринимательства, как института, деятельность которого нацелено на решение экономических и социальных задач. Оно способствует созданию оптимальной структуры экономики, развитию инноваций. Предпринимательство способствует сохранению конкурентной среды, удовлетворяет потребности общества, решает проблему занятости, делает экономику более гибкой, создавая адаптационные механизмы в меняющихся условиях индивидуализации и дифференциации спроса потребителей, научно – технического прогресса. Предпринимательство мобилизует значительные производственные и финансовые ресурсы, активно содействует развитию сферы услуг, имеет актуальное значение для российской высшей школы т.к. позволяет решить проблему не только финансирования, но и научно – технического обновления.

Ключевые слова: государство, инициативная деятельность, инновации, креативная, предпринимательский риск, предпринимательство, университет, экономика


INNOVATION, ENTREPRENEURSHIP AND THE UNIVERSITY

Mylnikov Larisa Aleksandrovna
Smolensk state University

Abstract
The article considers the priority of formation of innovative entrepreneurship, as an institution, the activity of which aims at resolving economic and social problems. It contributes to an optimal structure of the economy, innovation development. Entrepreneurship contributes to the preservation of a competitive environment, meets the needs of the society, solves the problem of employment, makes the economy more flexible, creating adaptation mechanisms in changing conditions of individualization and differentiation of demand of the consumers of scientific and technical progress. Entrepreneurship mobilizes significant operating and financial resources, and actively promotes the development of the services sector, has relevance for the Russian higher school because it allows to solve the problem not only financing, but also scientific and technical updates.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мыльникова Л.А. Инновации, предпринимательство и вуз // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31497 (дата обращения: 01.10.2024).

Экономическое развитие  российской высшей школы носит объективный характер и связан не только с ситуацией в России, но и с тем, что она стала частью мирового сообщества, в котором идут процессы перехода к глобальному рынку и к экономике, основанной на знаниях. В настоящее время в российском университетском сообществе ведется работа по формированию новых подходов к организации университета, новых принципов деятельности его сотрудников. Эта работа ведется как на теоретическом уровне, так и путем практического внедрения новых форм организации.

Наиболее оптимальным подходом, или, одним из направлений развития в образовании является  предпринимательская деятельность университета.

В экономической литературе термин «предпринимательство» трактуется неоднозначно и отсылает к идее «предприятия», осознанного усилия по созданию института, которое связано с целенаправленной работой и напряжением.

Предпринимательская деятельность существует, как особая часть экономики национального, регионального и местного масштабов и выступает в роли создателя инноваций. Предпринимательство в системе образования – это инноваци­онная, креативная, инициативная деятельность образовательно­го учреждения, направленная на формирование и развитие обра­зовательного потенциала общества, и достижение тем самым со­циально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях [1]. Основой предпринимательской деятельности является согласова­ние экономических интересов всех участников и обеспечение на этой основе движения товаров и услуг от производителя к потре­бителю. Предпринимательский университет стремиться к инновациям в процессе производства услуг образования. Производство товаров  и услуг всегда включает в себя некий технологический процесс. Производство новых продуктов и услуг, позволяющих удовлетворить растущие потребности населения, требует разработки новых технологий их производства. Сохранение конкурентоспособности в современных рыночных условиях практически невозможно без постоянного внедрения в процесс производства новых методов, форм и технологий, без постоянного обновления и расширения поставляемых на рынок продуктов и услуг.

Необходимо отметить, что предпринимательство в образова­нии затрагивает деятельность не только вузов и школ, но и других участников рыночных отношений. Характеризуя значимость предпринимательства  в современной экономике  можно отметить, что это особая часть экономики национального, регионального и местного масштабов.

На долю малого предпринимательства приходится более 50% научно – технических разработок и 95% нововведений, которые являются наиболее актуальными. В расчете на одного занятого создается почти в 2,5 раза больше новых продуктов, чем в крупных компаниях, вносится в 2 раза больше новаторских предложений относительно существующих технологий. Сфера малого предпринимательства «стала своеобразным полигоном разработки и испытания новых технических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимся условиям». Это связано с разработкой изобретения на ранней стадии зарождения, где малому бизнесу не требуется значительных материальных, организационных и кадровых затрат. Если для крупных фирм поиск идей обходится в 1,6 % к объему общих затрат, то для мелких – 0,3%, для индивидуальных – 0,1%; проработка концепций обходится крупным фирмам в 3,2 %, мелким – 1,8%, индивидуальным – 0,4%; рыночные испытания. По сравнению с крупными фирмами, малые предприятия остаются более инновационными, они внедряют в 17 раз больше нововведений на доллар затрат. Предпринимательство является наиболее значимой составляющей инновационного развития. Эффективное предпринимательство вуза составляет основу феномена трансформации.  Оно способствует развитию инфраструктуры, помогает приобрести ресурсы и тем самым повышать качество работы и репутацию организации.

Основную роль в формировании предпринимательства играет система государственной поддержки. Оно определяет стратегические и текущие направления экономического развития, главные задачи и методы их решения, способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров, путем осуществления государственных заказов обеспечивает начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны и т.д. [4].Образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство форми­рует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основ­ные направления развития, предоставляет общественные ресурсы для ее деятельности, обеспечивает гарантии доступности образо­вания для населения. До недавнего времени в Российской Федерации это выражалось в наличии исключительно государственной системы образования, причем централизованно управляемой госу­дарством же. Уровень общественного признания вуза и известность его выпуск­ников в значительной степени зависят от того, насколько вуз совершенствуется, развивается, внедряет новые технологии.

Государство – это катализатор инноваций за счет целевого финансирования, выделения сектора критических технологий, оно должно гарантировать инвестору, любому внебюджетному финансированию, что установленные законодательством правила будут стабильны и долгосрочны [3]. Государство, вырабатывая систему мер по развитию предпринимательства, предполагает, прежде всего, формирование элементов поддержки, создавая условия для функционирования предпринимательства в целом. Государственная политика и ее меры весьма разнообразны. Для ее классификации можно использовать следующие основания: а) по инструментам воздействия (через непосредственное вмешательство государства, через специально созданные органы и структуры); б) по масштабам осуществления (отраслевые, региональные, микроэкономические, макроэкономические); в) по содержанию используемых методов (административные и экономические); г) по срокам (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); д) по характеру регулирования: прямые и косвенные [2]. Опыт показывает, что прямые методы, связанные с увеличением предложения соответствующих услуг, оказывают влияние на развитие предпринимательства, но гораздо эффективней косвенные методы, целью которых является создание благоприятной административной и правовой среды, формирование предпринимательского климата. Сюда относятся условия фискального характера: ускоренная амортизация, налоговые вычеты, налоговые кредиты, изъятия из таможенного обложения импорта. Мировой практикой доказано, что государство устойчиво развивается при гибкой налоговой системе, направленной не только на реализацию своих функций фискального характера, но и осуществляющей налоговую политику стимулирующую инновационное производство.

Формированию предпринимательства способствует финансовая поддержка: – обеспечение доступа к финансовым ресурсам через бюджетное финансирование различных программ, создание специальных фондов или стимулирование коммерческих банков, направленное на расширение возможностей в предоставлении кредитов; – государственное финансирование НИОКР посредством займов и субсидий. Большую роль играет институциональная поддержка вопросов владения частной собственностью, так как обладание собственностью заставляет предпринимателей, даже если они не проявляют активности, выжидательно заняв определенную нишу – работать больше и лучше, чтобы удержаться на рынке высокой конкуренции. Это в свою очередь ведет к экономическому росту, который обеспечивает лучшие возможности для всех членов общества. Гармоничное внедрение человека в систему рыночных отношений, посредством обеспечения экономической свободы и независимости – представляется важной не только в теоретическом плане, но и в практическом отношении. В результате – стимулирование чувства ответственности и решительности в достижении намеченной цели, обеспечение условий для творческого труда, предоставление необходимой свободы при разработке новшеств, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием способствует возникновению новых идей. Важным аспектом развития инновационного предпринимательства является техническая и информационная помощь. Для этого в развитых странах существуют мощные сети консультационных услуг, информационных и обучающих центров, формируется инфраструктура передачи технологий и система информационного обмена. Например, в Германии созданы специальные консультационные центры, в которых предприниматели имеют возможность получать бесплатные консультации в области менеджмента, маркетинга, финансового планирования. А в США существует более двух тысяч различных учреждений, которые оказывают консультационные услуги малым предприятиям [5]. Используя опыт зарубежных стран нужно способствовать созданию благоприятного климата путем создания центров по оценке технологий; центров регионального развития и распространения новых технологий. Одним из наиболее значимых факторов предпринимательской деятельности является риск банкротства. Предпринимательский риск – это вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск складывается под влиянием внешних и внутренних условий. К внешним условиям относится: спад, инфляция (значительного и неравномерного роста цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменения банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и т.д.. К внутренним относятся условия, которые создаются в результате неспособности адаптироваться к изменяющейся обстановке, консерватизмом мышления и упущениями руководства в отношении развития инноваций. Влияет человеческий фактор. Одни предприниматели весь смысл своей деятельности видят в развитии и реализации идей и готовы рисковать, другие рисковать не хотят. От поведения конкретных людей зависит и деятельность организации. Сюда можно отнести ресурсные ограничения: далеко не каждый имеет собственные ресурсы и возможность привлечь внешние источники для осуществления крупных инноваций. Отсюда возникает необходимость объединяться, чтобы преодолеть это ограничение. Это и фактор времени, который определяется в зависимости от сложности разработки, изготовления и введения инновации, а в последствии и окупаемости вложенных средств. Влияет непрерывность научно-технической и изобретательской деятельности, т.к. при падении эффективности ранее созданных и освоенных инноваций, необходимо появление более эффективных продуктов и технологий. Большую роль играет уровень образования и профессиональная подготовка специалистов, сложившаяся система социальной защиты населения (в том числе и самих предпринимателей), и т.д. Эффективность внедрения инновации связана со всесторонней экспертной и управленческой поддержкой и зависит от следующих условий: – анализа ситуации; – наличия политической поддержки; – наличия значительных материальных и аналитико-информационных ресурсов. К внешним событиям можно отнести события внешней среды, обусловленные экономической политикой государства, переходом мировой экономики на новую ступень научно-технического развития, усилением инновационной активности и новым подходом к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком, изменившиеся стереотипы поведения. Принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от инвестиций, господствующих много лет в качестве главного фактора экономического роста к инновациям.

Опыт успешного развития европейских и российских университетов показывает, что в современных условиях глобального, с высоким уровнем конкуренции научно-образовательного рынка нет альтернативы предпринимательскому стилю работы. Предпринимательская деятельность университетов  направлена не только на получение финансового результата, но и несет важнейшую социально-экономическую составляющую – разработку и внедрение инноваций.


Библиографический список
  1. Балыхин Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными уч­реждениями (факторы и методы планирования) // Российский экономический журнал. 2003. № 2.
  2. Егоров А.Г., Кузьмина Л.А. Юхименко И.А. Малое предпринимательство: институциональная эволюция в контексте мирового и российского опыта//СГПУ.2005.
  3. Мыльникова Л.А. Инновационный климат в системе экономических отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – №2
  4. Мыльникова Л.А. Инновационный климат в системе экономических отношений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – №2
  5. Мыльникова Л.А .Монография: Институциональные нормы инновационного климата. – Кострома-Смоленск, 2010.


Все статьи автора «Mlarisa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: