В настоящее время одним из важнейших факторов экономического роста выступает инновационная модель развития экономики, в основе которой лежат знания и интеллектуальные ресурсы. Модель экономического развития на основе принципов кооперации сегодня отступает на второй план, выдвигая вперед кластерную модель функционирования предприятий. Главное преимущество создания кластерных структур заключается в достижении синергетического эффекта от взаимодействия органов власти, предпринимательства и научного сообщества, способствующего тем самым выпуску и реализации конкурентоспособной продукции, а также удовлетворения потребностей потребителей наилучшим образом.
Несмотря на многочисленные преимущества функционирования кластерных образований, в некоторых регионах все же складывается неоднозначное отношение к таким структурам. На наш взгляд, это может быть связано, во-первых, с недостаточностью знаний о значимости кластерной модели обеспечения экономического роста территорий, а во-вторых, – с боязнью непосредственного построения и организации сложной цепочки предприятий-участников кластера, а также формирования его «ядра». Созданию кластера должна предшествовать кропотливая, длительная, полная решимости и единения интересов всех заинтересованных сторон подготовительная работа, но к этому готовы не все регионы.
Отметим, что в экономической литературе не существует единого подхода к определению понятия «кластер». Мы придерживаемся той трактовки, в соответствии с которой под кластером понимают группу географически связанных компаний, взаимодополняющих и взаимодействующих друг с другом в целях укрепления конкурентных позиций как отдельно взятого участника кластера, так и всего кластера в целом.
Чаще всего характеристиками кластеров выступают:
- наличие возможностей для проведения новых исследований и последующего развития;
- наличие высоко квалифицированного персонала и потенциала для развития трудовых ресурсов;
- наличие благонадежных поставщиков и партнеров;
- доступ к сырьевым ресурсам;
- наличие командного и сопернического духа;
- стремление к единым целям и задачам.
Залогом эффективного функционирования кластерной структуры чаще всего являются:
- наличие конкурентоспособных предприятий-участников кластера;
- наличие условий функционирования кластера в регионе;
- географическая близость расположения предприятий-участников кластера;
- прозрачность связей, информации и договорных взаимоотношений между всеми участниками кластера.
С позиции эффективности для региона, развитие кластеров способствует снижению уровня безработицы, улучшению производительности труда, росту доходов и уровня жизни населения в целом. Указанные факты находят свое подтверждение в ряде зарубежных стран [2].
Однако, в регионах могут существовать некоторые ограничения, тормозящие развитие кластеров:
- недостатки в развитии инфраструктуры и непосредственно в системе организации предпринимательской деятельности;
- недостаток доверия между участниками кластера, особенно между представителями органов власти и бизнеса;
- отсутствие информационной прозрачности для участников кластера, в т.ч. потенциальных;
- низкий инвестиционный климат;
- составление проектов на короткие перспективы.
Несмотря на имеющиеся риски, полагаем, что при проведении грамотных управленческих действий, возможна их минимизация или вовсе избежание.
Например, можно разработать стратегию развития кластера с учетом данных исследований представителей научных сообществ в части прогноза развития кластера, уровня спроса и предпочтений потребителей. Данная стратегия должна давать полное, всестороннее представление об экономических взаимосвязях между участниками кластера, их целях и намерениях.
Кроме того, представители государственных органов должны оказывать участникам кластеров помощь в проведении НИОКР, организовывать информационные площадки по направлениям деятельности кластера, повышать правовую грамотность участников кластера.
Развитие кластера невозможно без инвестиционных ресурсов, в связи с чем необходимо использовать систему государственно-частного партнерства, что позволит привлекать государственный и частный капитал и распределять его в наиболее инвестиционно привлекательные предприятия кластера.
На основе вышеизложенного представляется интересным исследование опыта становления кластеров в Омской области. Омская область в числе первых в России регионов стала активно заниматься формированием кластерной модели экономики, разработанной с учетом положений «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» (далее – Стратегия).
Потенциал для формирования кластеров в Омской области сосредоточен в наиболее конкурентоспособных секторах экономики региона – нефтепереработка, глубокая сельхозпереработка, машиностроение, транспорт и логистика. Кроме указанных точек роста региональной экономики, сильными сторонами Омской области являются также статус города-миллионника, выгодное географическое положение на пересечении транспортных коридоров «Европа-Китай» и «Север-Центральная Азия», благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур среди ряда регионов Сибирского федерального округа.
Главенствующая роль в экономике Омской области принадлежит нефтехимической отрасли. Этому способствует наличие крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода, завода по производству синтетического каучука и техуглерода, а также заводов по изготовлению другой продукции нефтехимии (ксилол, фенол, шины). Компании нефтехимической отрасли – достаточно привлекательные работодатели, поскольку предлагают достойный уровень заработной платы рабочим и специалистам.
На период 2015-2020 гг. в Омской области запланирована реализация второго этапа Стратегии – «Омская область – промышленный центр юга Западной Сибири», в соответствии с которым одним из приоритетных направлений выбрано развития кластера нефтепереработки, в частности «сектора крупнотоннажной нефтехимии с развитым сегментом производства конечных изделий» [4].
Основными критериями эффективной работы кластера нефтепереработки и нефтехимии должны стать:
- «рост производства кокса и нефтепродуктов в 2015 году к уровню 2011 года на 13%, в 2020 году – на 25%, в 2025 году – в 1,3 раза;
- рост производства химической продукции в 2015 году к уровню 2011 года на 2,8%, в 2020 году – на 47%, в 2025 году – в 2,1 раза;
- рост производства резиновых и пластмассовых изделий в 2015 году к уровню 2011 года в 1,4 раза, в 2020 году – в 1,9 раза, в 2025 году – в 2,5 раза» [4].
Успешное функционирование данного кластера связано, прежде всего, со значительными инвестиционными вложениями, поэтому в Стратегии отмечена необходимость «привлечения новых инвесторов в приоритетные сегменты кластера через создание системы инвестиционных стимулов и активное позиционирование Омской области» [4]. В связи с этим в Омской области на основании распоряжения Министерства имущественных отношений создано ОАО “Корпорация развития Омской области” с уставным капиталом 100000 рублей. В первостепенные задачи Корпорации входит работа по привлечению крупных инвесторов и выработке мер, направленных на их поддержку, профессиональное сопровождение инвестиционных проектов, оказание помощи Правительству Омской области в отборе приоритетных инвестиционных проектов, продвижение омских товаров на российские и международные рынки.
По прогнозам экспертов, объем инвестиций в связи с реализацией нефтехимического кластера в Омской области «составит 150 миллиардов рублей. Налоговые платежи достигнут семи миллиардов рублей в год» [1].
Можно утверждать, что опыт Омской области по созданию кластерной модели региональной экономики позволил сформулировать и обозначить приоритетные направления развития экономики и установить долгосрочные цели по усилению своих конкурентных позиций среди других регионов как Сибирского федерального округа, так и России в целом. А залогом эффективной реализации кластерной политики является проведение мероприятий по оценке инвестиционной привлекательности проектов и активное привлечение потенциальных инвесторов в экономику региона.
Библиографический список
- Власти Омской области утвердили концепцию нефтехимического кластера [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06/25/reg-sibfo/klaster-anons.html (дата обращения 30.12.2014).
- Егоров О.И. Зарубежный опыт региональной науки, региональной политики и территориального развития / О.И. Егоров, О.А. Чигаркина // Регион: экономика и социология, 2006, № 1, с. 53-60.
- Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://journal.vlsu.ru (дата обращения 30.12.2014).
- Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW148;n=75394;frame=252 (дата обращения 30.12.2014).