ВОСПРИЯТИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЯТСКОЙ ГСХА)

Чиркин Сергей Александрович
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
Целью статьи является интерпретация данных социологического исследования, проведённого среди студентов первого и второго курсов Вятской государственной сельскохозяйственной академии в 2014 году с целью выявления степени их участия во внеучебной деятельности. Несмотря на целый ряд объективных трудностей, высокий процент тех, кто считает внеучебную деятельность важной и стремится к ней, требует поиска новых направлений внеаудиторной работы со студентами.

Ключевые слова: анкетирование, внеучебная работа, сельскохозяйственный вуз, система ценностей


THE PERCEPTION OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES BY THE STUDENTS OF MODERN AGRICULTURAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE MATERIALS OF THE VYATSAA)

Chirkin Sergei Alexandrovich
Vyatka State Agricultural Academy
Candidate of historical sciences, associate Professor of History and Philosophy chair

Abstract
The main purpose of the article is interpretation of the results of the social research, held in 2014 among the first and second year agrarian students of theVyatkaStateAgriculturalAcademyin order to reveal special features of their participation in out-of-class activities. Despite some difficulties, the high rate of those, who consider out-of-class activities to be important and are eager to be engaged in them, demands new ways of pedfgogical activity development.

Keywords: agricultural higher educational institution, out-of-class activities, questioning, value system


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чиркин С.А. Восприятие внеучебной деятельности студентами современного аграрного вуза (по материалам Вятской ГСХА) // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/43301 (дата обращения: 08.12.2024).

Совершенствование системы высшего образования в России предполагает разработку инновационных программ внеучебной и воспитательной работы со студентами. Это особенно актуально для аграрных вузов, призванных сформировать у студентов устойчивую мотивацию к реализации себя в непростых условиях сельской местности.

Претворение в жизнь данной задачи невозможно без научного понимания особенностей восприятия студентами аграрных вузов внеучебной работы, а также тех черт их социально-психологического облика, которые оказывают решающее влияние на участие в этой работе.

Для получения подобной информации относительно студентов младших курсов Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ВятГСХА) в конце 2014 года сотрудниками кафедры истории и философии было проведено социологическое исследование на тему участия студентов во внеучебной работе. При этом ставилась задача не только выявить формы участия в ней, но и причины, так или иначе препятствующие этому.

Исследование проводилось в форме анкетирования среди студентов 1-2 курсов всех факультетов ВятГСХА (средний возраст респондентов – 18-19 лет). Выборка составила 504 человека, что обеспечило необходимую репрезентативность исследования.

Итак, начнём с рассмотрения того, как воспринимают студенты ВятГСХА внеучебную работу и как участвуют в ней, поскольку понимание того, чего ожидают и как видят внеучебную работу студенты, может серьёзно помочь в её оптимизации и развитии.

Ответы на вопрос «Какими видами внеучебной работы вы занимаетесь в академии?» распределись следующим образом: «ничем не занимаюсь» (54% опрошенных), «спорт» (22% опрошенных), «участие в общеакадемических мероприятиях» (13% опрошенных), «научная деятельность» (3% опрошенных), «группы по интересам» (6% опрошенных), «волонтёрство» (2% опрошенных) [1, с. 3].

Полученные показатели говорят о том, что абсолютное большинство студентов не участвуют во внеучебной деятельности, что, в свою очередь, говорит об их слабой ориентации на общественную активность и самодеятельность. Из тех же, кто участвует, на первом месте стоят занимающиеся спортом.

В целом это соответствует общероссийской тенденции. В большинстве вузов основное внимание уделяется спортивной, творческой работе, общевузовским и факультетским мероприятиям, студенческим СМИ, а также деятельности студенческих научных обществ. Практически не заметна работа добровольческих служб, дискуссионных клубов, студенческих общественных объединений, бизнес-инкубаторов, органов студенческого самоуправления [2, с. 26].

Ответы на вопрос «Причины, по которым вы не занимаетесь общественной работой или самодеятельностью?» дали следующее распределение: «у меня другие интересы» (27% опрошенных), «загружены учебой» (26% опрошенных), «не знаю, где и как в них включиться» (13% опрошенных), «загружены работой» (5% опрошенных), «не позволяют семейные обстоятельства» (4% опрошенных), «я не вполне организованный человек» (6% опрошенных), «меня не устраивает уровень организации этих видов деятельности» (2% опрошенных), «я занимаюсь общественной работой или самодеятельностью» (17% опрошенных) [1, с. 4].

Из данного распределения видно, что внеучебной деятельностью заняты 17% опрошенных. Примерно столько же готовы к ней, но их останавливает, в основном, незнание того, как к ней подключится. Значительная часть испытывает к ней заведомую неприязнь («имею другие интересы»), очевидно даже не совсем понимая, в чём она состоит. Более 30% респондентов, очевидно, потеряны для внеучебной работы в силу загруженности и личной неорганизованности.

Наконец, ответы на вопрос «Какие виды внеучебной деятельности, по вашему мнению, слабо развиты в академии?» распределись так: «затрудняюсь с ответом» (66% опрошенных), «все виды внеучебной деятельности развиты хорошо» (8% опрошенных), «никакие не развиты» (1% опрошенных), «спортивная  деятельность» (11% опрошенных), «творческая деятельность» (6% опрошенных), «клубы по интересам» (8% опрошенных) [1, с. 4-5].

Данные показатели конкретизируют пункт «у меня другие интересы» предыдущего раздела. Достаточно сильно стремление к спорту. Запрос на развитие личностных компетенций представлен малым количеством процентов. Высок процент тех, кто не определился с интересами.

Далее, кратко остановимся на оценке факторов, влияющих на восприимчивость студентов ВятГСХА к воспитательной работе.

Прежде всего, абсолютное большинство опрошенных ответило, что чувствует себя в академии комфортно (относя сюда, по-видимому, и материальные условия, и взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями). Это хорошая предпосылка для развития воспитательной работы.

Впрочем того же самого нельзя сказать о формах организации свободного времени студентов. Известно, что одна из серьёзных проблем жизнедеятельности любого студента – загруженность занятиями и самостоятельной работой. Это дополняется потерями времени на поездки и питание, в итоге выливаясь в недосыпание, стресс и т.д. Именно этот фактор – причина того, что многие студенты «выключены» из воспитательного процесса [3, с. 67].

Ответы на вопрос «Насколько загружены вы учебой и самостоятельной работой?» распределись следующим образом: «перегружен, устаю, нет времени для восстановления физических сил» (16% опрошенных), «свободного времени хватает лишь для восстановления физических сил» (49% опрошенных), «достаточно свободного времени» (35% опрошенных) [1, с. 6].

Итак, согласно данным, праздных студентов в ВятГСХА значительно меньше, чем загруженных учёбой. Иными словами, лишь 1/3 студентов может полноценно заниматься внеучебной деятельностью. Однако является ли эта треть успевающими и прилежными студентами, пока не ясно, что требует отдельного изучения.

Ответы на вопрос «Чем чаще всего Вы занимаетесь в свободное время?» дали следующее распределение: «спорт» (3% опрошенных), «работа» (1% опрошенных), «домашние дела» (1% опрошенных), «учёба» (менее 1% опрошенных), «творчество» (1% опрошенных), «игры» (менее 1% опрошенных), «отдых» (4% опрошенных), «клубы, кружки» (1% опрошенных), «смотрю телевизор» (6% опрошенных), «слушаю музыку» (17% опрошенных), «читаю книги» (9% опрошенных), «сижу в интернете» (18% опрошенных), «общаюсь с другими людьми» (19% опрошенных), «смотрю фильмы» (16% опрошенных), «гараж, ремонт авто» (4% опрошенных), «личностный рост» (менее 1% опрошенных), «волонтёрство» (менее 1% опрошенных) [1, с. 9].

Анализ структуры свободного времени позволяет говорить о том, что студенты ВятГСХА выбирают традиционные формы организации свободного времени, типичные для значительной части современной молодёжи [4, с. 48]. Всё это, к тому же, малобюджетный досуг, доступный студенту. Развивающие виды досуга («искусство», «творчество») почти не имеют приверженцев. Самый массовый случай – «общение через интернет» – позволяет осмыслить формы воздействия на студентов через этот канал.

Рассматривая социально-психологические особенности студентов, важно также понимать, какому типу духовно-нравственного воздействия они открыты. В рамках нашего исследования респондентам был задан соответствующий вопрос, ответы на который распределились следующим образом: на 1-м месте – семья, на 2-м – друзья, на 3-м – преподаватели. Весьма высок процент тех, кто настроен индивидуалистично («никто не может повлиять»). Полученные данные достаточно типичны и отражают отсутствие в молодёжной среде веры в духовно-нравственную поддержку социальных институтов [5, с. 18].

Ответы на вопрос «Каких людей рядом с Вами больше?» конкретизировали предыдущий раздел (а именно характеристику семейно-дружеского окружения студентов), дав следующее распределение: «кто готов оказать помощь незнакомому человеку, если он в ней нуждается» (37% опрошенных), «кто уступит свое место тому, кому оно нужнее» (21% опрошенных), «кто старается быть, как все» (24% опрошенных), «кто равнодушно проходит мимо нуждающегося в помощи» (6% опрошенных), «кто готов на все ради достижения своей цели» (12% опрошенных) [1, с. 12].

В целом выходит, что людей, настроенных альтруистично, вокруг среднего студента  ВятГСХА больше, чем настроенных индивидуалистично (52% против 48%). Это позволяет питать определенные надежды. Однако думается, что представленные в таблице данные в определённой мере отражают социально-одобряемое поведение, нежели действительное отношение респондентов к своему окружению. В этом отношении ответы первокурсников представляются более искренними.

Наконец, немаловажным фактором, влияющим на общую стратегию поведения студента, являются опасения и страхи по поводу своего будущего. Распределение основных причин неуверенности студентов ВятГСХА в будущем выглядит следующим образом: «не готовы к самостоятельной жизни» (20% опрошенных), «неуверенность связана с изменением положения из-за учебы» (32% опрошенных), «отсутствие экономической и политической стабильности в стране» (13% опрошенных), «уверены в завтрашнем дне» (35% опрошенных) [1, с. 10].

Как видно из полученных данных, оптимизм испытывает лишь треть опрошенных, а остальные – пессимизм. Конкретные причины неуверенности распределены неравномерно, но в целом, в представлении опрошенных, объективные преобладают над личностными. В качестве едва заметной тенденции прослеживается снижение тревожности (рост уверенности) с увеличением возраста респондентов.

Таким образом, в ходе проведённого социологического исследования студентов младших курсов Вятской государственной сельскохозяйственной академии был выявлен целый ряд, препятствующий студенту участвовать во внеучебной работе. Среди них как объективные, так и субъективные факторы. Однако учитывая стремление значительной части студентов к расширению своего кругозора и саморазвитию, есть надежа на систематическое и массовое участие их в внеучебной деятельности.

 


Библиографический список
  1. Анализ результатов социологического опроса студентов 1-2 курсов Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Киров: ВятГСХА, 2014. 13 с.
  2. Внеурочная деятельность в вузе. М., 2004. 34 с.
  3. Воспитание в сотворчестве. М., 2008. 245 с.
  4. Отчёт по итогам социологического исследования «Студенчество аграрных вузов 2014». Кострома, 2014. 92 с.
  5. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002. 125 с.


Все статьи автора «Чиркин Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: