НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ АКЦЕНТОВ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТОВ

Ляпин Вадим Юрьевич1, Комкова Анна Васильевна2
1Московский Государственный Машиностроительный Университет, кандидат экономических наук, доцент
2Московский Государственный Машиностроительный Университет, доцент

Аннотация
Компетентностный подход позволяет рассматривать развитие университета (согласно стандарту ISO 9004) с точки зрения усовершенствования информационных инфраструктур. Информационно-аналитическая архитектура университета включает в себя аппаратные, программные и сетевые инструменты, технологии, которые призваны обеспечивать вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетать образовательную и профессиональную деятельности, получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, а также потенцировать вовлечение большого количества людей в образовательный процесс.

Ключевые слова: информационно-аналитическая архитектура университета, компетентностный подход, университет


THE NEED TO CHANGE THE EMPHASIS IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION-ANALYTICAL ARCHITECTURE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Lyapin Vadim Yurievich1, Komkova Anna Vasilievna2
1Moscow State Engineering University, Cand.Econ.Sci., Associate Professor
2Moscow State Engineering University, Associate Professor

Abstract
Competence-based approach allows us to consider the development of the University (according to the standard ISO 9004) from the point of view of improving the information infrastructure. Analytical architecture of the University includes hardware, software and networking tools, which are designed to provide a diversity of educational programs tailored to the individual needs of students, to combine educational and professional activities, to obtain additional professional knowledge in the chosen profession, and contribute to the involvement of a large number of people in the educational process.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ляпин В.Ю., Комкова А.В. Необходимость изменения акцентов в развитии информационно-аналитической архитектуры научно-образовательной среды университетов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/42426 (дата обращения: 08.12.2024).

В условиях реализации национальных проектов, связанных с созданием элиты российских университетов, с развитием инновационной инфратруктуры вузов, высшая школа России в настоящее время находится в состоянии активного роста инновационной образовательной среды.

По оценкам специалистов запуск процессов формирования креативного мышления и представления о процессах решения стратегических задач проектирования, строительства и управления объектами логистической инфраструктуры у студентов невозможен без применения современных систем интегрированной информационной поддержки образовательного пространства.

Программные продукты, обеспечивающие внедрение информационных технологий в научно-методическое и системное обеспечение инновационной педагогики, и прежде всего, в личностно-ориентированное обучение, позволяют повысить насыщенность образовательных курсов, в том числе и прикладного бакалавриата, создавать новейшие научно-исследовательские лаборатории, центры по развитию высоких технологий, делают возможным широкое вовлечение практикующих специалистов с использованием форматов дистанционного обучения.

Например, «Система управления последовательностью учебных действий» LearningActivityManagementSystem (LAMS) предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, что позволяет задавать последовательность видов учебной деятельности. LAMS дает интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

Платформа TrainingWareClass компании “Корпоративные Системы Обучения” (BCCGroup) является свободно распространяемым программным обеспечением (СПО) с открытым исходным кодом. Платформу можно применять для автоматизации процессов обучения и аттестации пользователей. Эту систему дистанционного обучения (СДО) можно бесплатно использовать и совершенствовать. Она обеспечивает взаимодействие между преподавателем и учениками в процессе обучения, разработку курсов и тестов, поддержку очного обучения. TrainingWareClass разработана с учетом требований отечественного образования. За счет масштабируемости решений на базе TrainingWareClass можно создавать комплексные системы автоматизации учебных процессов и системы мониторинга обучения на уровне района, города или региона, а также формировать единые библиотеки учебно-методических материалов.TrainingWareClass позволяет формировать индивидуальный подход к обучению студентов и автоматизировать рутинную работу преподавателя.

Университет (где устойчивый рост происходит за счет непрекращающейся творческой активности и постоянного обновления), создавая конкурентные преимущества в образовательном пространстве, должен внедрять учебные САПР, профессионально-ориентированные программные пакеты, расширять временные и пространственные контексты университетских образовательных программ, развивать дистанционную составляющую в обучении, более эффективно задействовать ресурсы специалистов предприятий . При создании научных лабораторий необходимо обеспечивать высокую скорость информационного обмена, разнообразие используемых программных и аппаратных средств.

Интегративные процессы формируют глобальную международную образовательную среду, что актуально для проектно- ориентированных университетов. Конкурентоспособность в образовании предполагает практическую отдачу, т. е. наличие у выпускников не только знаний, но и компетенций, умений их применять. Именно это и является слабым звеном повышения конкурентоспособности российского образования.

Компетентность выпускника университета – это цель и результат воздействия образовательной среды на личность. Значит, компетентностный подход служит основанием организации учебного процесса.

Именно этот подход позволяет рассматривать развитие университета (согласно стандарту ISO 9004) с точки зрения усовершенствования информационных инфраструктур.

Сегодня уже трудно представить себе решение этой задачи без разработки детальной стратегии управления информацией, описывающей процедуры ее хранения и дистрибуции. Например, построенная на принципах InformationLifecycleManagement (ILM) (управление данными на протяжении всего их жизненного цикла), информационно-аналитическая система должна обеспечить хранение и использование самых разных данных в соответствии с их ценностью. Это сделает возможным планировать вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетать образовательную и профессиональную деятельности, получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, а также потенцировать вовлечение большого количества людей в образовательный процесс.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности, становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера.

Информационно-аналитическая архитектура университета включает в себя аппаратные, программные и сетевые инструменты, технологии, которые призваны обеспечивать компетентностно-ориентированный подход к образовательному и научно-исследовательским процессам. Ведь насколько быстро обрабатывается информация, насколько, например, защищена системная база знаний, будет зависеть конкурентоспособность вуза. Индустрия производства разнопрофильных программных и аппаратных средств, программно-аппаратных комплексов развивается быстро.

Необходимыми характеристиками программных продуктов можно назвать:

1. Наличие системы резервного копирования и восстановления данных

2. Возможность работы с различными видами документов

3. Поддержка принципа встречной сверки (парность сообщений: запрос – ответ)

4. Наличие электронного документооборота

5. Высокая степень автоматизации

6. Наличие системы разграничения прав пользователей

7. Наличие выхода для взаимодействия с образовательными системами университетского сообщества

8. Надежность

9. Совместимость форматов данных и носителей

10. Высокая масштабируемость

Использование стандартов и типовых методов оценки качества программной продукции, анализ рисков несбалансированности процессов автоматизации информационного процесса в подразделениях – объективно необходимый инструментарий менеджмента университета.

Проектирование организационно-экономической модели интегрированной информационной системы университета должно базироваться на анализе внедряемых программных и аппаратных решений. Соответствие и возможность адаптации функциональных возможностей программного обеспечения навыкам представителей университетского сообщества и стратегическим целям университета является обязательным.


Библиографический список
  1. Ларионова О.Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России.2005.№10.С.118-119.
  2. www.obruch.ru/index.php?id=8&n=8&r=17&s=216
  3. www.trinitygroup.ru/projects/business_school/
  4. www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?…tion=showfull&ucat=1
  5. www.ilias.de/ios/index-e.html#ilias
  6. http://www.sakaiproject.org/
  7. http://www.lamscommunity.org
  8. www.dokeos.com
  9. http://openacs.org
  10. http://dotlrn.org
  11. http://www.staffs.ac.uk/COSE/
  12. http://eledge.sourceforge.net/


Все статьи автора «Комкова Анна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: