В условиях реализации национальных проектов, связанных с созданием элиты российских университетов, с развитием инновационной инфратруктуры вузов, высшая школа России в настоящее время находится в состоянии активного роста инновационной образовательной среды.
По оценкам специалистов запуск процессов формирования креативного мышления и представления о процессах решения стратегических задач проектирования, строительства и управления объектами логистической инфраструктуры у студентов невозможен без применения современных систем интегрированной информационной поддержки образовательного пространства.
Программные продукты, обеспечивающие внедрение информационных технологий в научно-методическое и системное обеспечение инновационной педагогики, и прежде всего, в личностно-ориентированное обучение, позволяют повысить насыщенность образовательных курсов, в том числе и прикладного бакалавриата, создавать новейшие научно-исследовательские лаборатории, центры по развитию высоких технологий, делают возможным широкое вовлечение практикующих специалистов с использованием форматов дистанционного обучения.
Например, «Система управления последовательностью учебных действий» LearningActivityManagementSystem (LAMS) предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, что позволяет задавать последовательность видов учебной деятельности. LAMS дает интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.
Платформа TrainingWareClass компании “Корпоративные Системы Обучения” (BCCGroup) является свободно распространяемым программным обеспечением (СПО) с открытым исходным кодом. Платформу можно применять для автоматизации процессов обучения и аттестации пользователей. Эту систему дистанционного обучения (СДО) можно бесплатно использовать и совершенствовать. Она обеспечивает взаимодействие между преподавателем и учениками в процессе обучения, разработку курсов и тестов, поддержку очного обучения. TrainingWareClass разработана с учетом требований отечественного образования. За счет масштабируемости решений на базе TrainingWareClass можно создавать комплексные системы автоматизации учебных процессов и системы мониторинга обучения на уровне района, города или региона, а также формировать единые библиотеки учебно-методических материалов.TrainingWareClass позволяет формировать индивидуальный подход к обучению студентов и автоматизировать рутинную работу преподавателя.
Университет (где устойчивый рост происходит за счет непрекращающейся творческой активности и постоянного обновления), создавая конкурентные преимущества в образовательном пространстве, должен внедрять учебные САПР, профессионально-ориентированные программные пакеты, расширять временные и пространственные контексты университетских образовательных программ, развивать дистанционную составляющую в обучении, более эффективно задействовать ресурсы специалистов предприятий . При создании научных лабораторий необходимо обеспечивать высокую скорость информационного обмена, разнообразие используемых программных и аппаратных средств.
Интегративные процессы формируют глобальную международную образовательную среду, что актуально для проектно- ориентированных университетов. Конкурентоспособность в образовании предполагает практическую отдачу, т. е. наличие у выпускников не только знаний, но и компетенций, умений их применять. Именно это и является слабым звеном повышения конкурентоспособности российского образования.
Компетентность выпускника университета – это цель и результат воздействия образовательной среды на личность. Значит, компетентностный подход служит основанием организации учебного процесса.
Именно этот подход позволяет рассматривать развитие университета (согласно стандарту ISO 9004) с точки зрения усовершенствования информационных инфраструктур.
Сегодня уже трудно представить себе решение этой задачи без разработки детальной стратегии управления информацией, описывающей процедуры ее хранения и дистрибуции. Например, построенная на принципах InformationLifecycleManagement (ILM) (управление данными на протяжении всего их жизненного цикла), информационно-аналитическая система должна обеспечить хранение и использование самых разных данных в соответствии с их ценностью. Это сделает возможным планировать вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетать образовательную и профессиональную деятельности, получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, а также потенцировать вовлечение большого количества людей в образовательный процесс.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности, становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера.
Информационно-аналитическая архитектура университета включает в себя аппаратные, программные и сетевые инструменты, технологии, которые призваны обеспечивать компетентностно-ориентированный подход к образовательному и научно-исследовательским процессам. Ведь насколько быстро обрабатывается информация, насколько, например, защищена системная база знаний, будет зависеть конкурентоспособность вуза. Индустрия производства разнопрофильных программных и аппаратных средств, программно-аппаратных комплексов развивается быстро.
Необходимыми характеристиками программных продуктов можно назвать:
1. Наличие системы резервного копирования и восстановления данных
2. Возможность работы с различными видами документов
3. Поддержка принципа встречной сверки (парность сообщений: запрос – ответ)
4. Наличие электронного документооборота
5. Высокая степень автоматизации
6. Наличие системы разграничения прав пользователей
7. Наличие выхода для взаимодействия с образовательными системами университетского сообщества
8. Надежность
9. Совместимость форматов данных и носителей
10. Высокая масштабируемость
Использование стандартов и типовых методов оценки качества программной продукции, анализ рисков несбалансированности процессов автоматизации информационного процесса в подразделениях – объективно необходимый инструментарий менеджмента университета.
Проектирование организационно-экономической модели интегрированной информационной системы университета должно базироваться на анализе внедряемых программных и аппаратных решений. Соответствие и возможность адаптации функциональных возможностей программного обеспечения навыкам представителей университетского сообщества и стратегическим целям университета является обязательным.
Библиографический список
- Ларионова О.Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России.2005.№10.С.118-119.
- www.obruch.ru/index.php?id=8&n=8&r=17&s=216
- www.trinitygroup.ru/projects/business_school/
- www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?…tion=showfull&ucat=1
- www.ilias.de/ios/index-e.html#ilias
- http://www.sakaiproject.org/
- http://www.lamscommunity.org
- www.dokeos.com
- http://openacs.org
- http://dotlrn.org
- http://www.staffs.ac.uk/COSE/
- http://eledge.sourceforge.net/