ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Синиченко Олеся Андреевна
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета
соискатель Кафедры инноватики и экономического проектирования

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности процесса регулирования трудоустройства выпускников вуза, а также его структура и функционал, сделаны выводы. Актуальность темы исследования определяется значимостью проблемы обеспечения трудовой занятости молодых специалистов. Цель исследования состоит в том, чтобы подробно изучить проблематику регулирования трудоустройства выпускников вуза.

Ключевые слова: выпускники вузов, процесс регулирования трудоустройством, рынок труда, система высшего образования


FEATURES OF GRADUATES EMPLOYMENT REGULATION

Sinichenko Olesya Andreevna
Engineering-technological Academy of the Southern Federal University
degree seeking applicant of Department of innovation and economical development

Abstract
The article discusses features of graduates employment regulation process, it also comprises regulation structure and functions, as well as summary. Applicability of graduates segment issue is determined by the significance of young specialists employment problem. Object of the article is to study in details a problem range of graduates employment regulation.

Keywords: employment regulation process, graduates, higher education system, labor market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Синиченко О.А. Особенности регулирования трудоустройства выпускников вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/42421 (дата обращения: 08.12.2024).

Актуальность проблемы регулирования процесса трудоустройства молодых специалистов с высшим образованием не вызывает сомнений по той причине, что многие выпускники остаются безработными. Несформированный процесс регулирования трудоустройства выпускников обусловлен рядом трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты: частичное или полное отсутствие опыта работы; низкая активность молодых специалистов в поиске работы; недостаточная информированность выпускников о вакансиях и актуальных способах поиска работы.

Проблема доступности и открытости информации, наряду со сценариями ее решения, находится в сфере регионального и муниципального уровней. Предлагаемые вакансии, в большинстве своем, должны размещаться в максимально открытом доступе для всех желающих, что поэтапно и значительно снизит бюрократизм при приеме на работу. При этом на уровне вуза существует необходимость проведения семинаров для выпускников по ряду направлений, объединенных тематикой поиска работы [1].

Показатель трудоустройства выпускников является ключевым в рамках организации эффективного функционирования всей системы высшего образования. К ряду основных моментов в трудоустройстве выпускников, приведенных выше, стоит добавить и дополнительные, которые связаны с неверным выбором специальности абитуриентом, неэффективной профориентационной работой, перенасыщением рынка труда выпускниками определенных специальностей и завышенными ожиданиями выпускников [2].

Решение названных проблем можно реализовать посредством значительных корректив, направленных на снижение негативных факторов. Под «корректирующим воздействием» может пониматься организация слаженной работы вуза и его подразделений, направленной на проведение практик для студентов и реализуемой с первого курса; содействие трудоустройству на постоянную и временную работу (подразумевается занятость не на полный день или на время каникул); открытие при вузе курсов различной направленности в целях повышения определенных навыков и знаний; активная работа университета по направлению вуз – бизнес-сообщество; работа вуза со студентами и выпускниками в области получения ими дополнительного образования (второе высшее, магистратура, аспирантура); проведение на базе вуза регулярных брифингов студентов с потенциальными работодателями, организация ярмарок вакансий, а также привлечение представителей различных отраслей промышленности для проведения тренингов и семинаров [3].

Наряду с реализацией мероприятий по повышению качества профессиональной подготовки и поиску рабочих мест, вуз, как и работодатель, предъявляет к выпускникам ряд требований. На сегодняшний день существует достаточно большое количество публикаций с рейтингами требований, и изучение данного вопроса, в свою очередь, имеет основную цель в получении оптимальной формулы эффективности деятельности вуза, конечным результатом которой будет трудоустроенный выпускник. На рисунке 1 рассмотрен ряд базисных требований, предъявляемых к молодому специалисту. Работодатели  оценивают выпускника при приеме на работу, используя меньшее количество факторов, чем это предполагает вуз. Указанные требования дают четкое видение о разных представлениях эффективного трудоустройства выпускника. В связи с этим целесообразным становится более детальный анализ структуры процесса регулирования трудоустройства молодого специалиста.

Рисунок 1 – Требования, предъявляемые к выпускнику со стороны вуза и работодателя

Структура процесса регулирования трудоустройства выпускников структурно предполагает наличие входящих в его состав основных блоков – государство, вуз, студенты и выпускники, бизнес-сообщество (предприятия, общественные организации и ассоциации), службы содействия трудоустройству (центры занятости населения, кадровые агентства, сайты по трудоустройству), мониторинг рынка труда.

Необходимо отметить, что каждый блок представляет собой группу, объединенную своими интересами и социально-экономическим положением. Профсоюзы, предприятия, общественные организации и ассоциации осуществляют свое влияние на регулирование трудоустройства выпускников преимущественно косвенным образом, посредством инициируемых ими государственных решений. Ключевым в процессе регулирования трудоустройства выпускников выступает вуз, который с помощью набора инструментов реализует программы по стимулированию занятости молодых специалистов. Необходимо подчеркнуть, что госрегулирование рынка труда выпускников, бизнес-сообщество, влияние вуза и отделов содействия трудоустройству было рассмотрено в предыдущей главе диссертационной работы. Среди важных и необходимых блоков процесса регулирования трудоустройства стоит выделить центры занятости населения, кадровые агентства и сайты по трудоустройству. Выпускники в поисках работы часто используют именно такого рода методы. Государственные центры занятости это учреждения, являющиеся официальным посредником между бизнес-сообществом и потенциальными работниками. Центры занятости располагают большой базой вакансий, в которой содержатся вакансии организаций и предприятий различных сфер, а также резюме соискателей. Профильной целью центров является снижение уровня безработицы. Наряду с указанным выше центры занимаются изучением спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, в дальнейшем данная информация может быть предоставлена по запросу государственным и негосударственным структурам. На рисунке 2 приведена принципиальная схема работы государственных центров занятости с молодыми специалистами.

 

Рисунок 2 – Схема работы центра занятости населения с выпускниками по вопросам трудоустройства

В рамках деятельности центров занятости, распространяющейся и на профориентационную работу с молодыми специалистами, ведется учет безработных граждан и выплачиваются пособия по безработице. Среди профильных задач центра стоит отметить бесплатное содействие в подборе вакансий, помощь в трудоустройстве, при необходимости обучение новой профессии или повышение квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах как способ временного трудоустройства, выплата пособий и юридическая помощь по всем вопросам трудового законодательства.

Государственные центры занятости на постоянной основе пополняют базу вакансий, которая по их количеству могла бы потенциально покрыть количество безработных мест среди молодых специалистов, но, несмотря на это, уровень молодежной безработицы держится на одном и том же, незначительно балансируя в сторону уменьшения или увеличения. Первоочередные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем: 1) несоответствие предлагаемых вакансий профессионально-квалификационному уровню выпускников; 2) открытие работодателями дефицитных вакансий на рынке труда, такая ситуация наблюдается, когда рынок перенасыщен специалистами нескольких областей.

Другим способом трудоустройства выпускников является привлечение кадровых агентств. Кадровые агентства подразделяются на две основные группы: 1) агентства по подбору персонала, где заказчиком является работодатель, таким образом, основная задача заключается в обеспечении работодателя квалифицированными кадрами; 2) агентства по трудоустройству, где в качестве заказчика выступает работник, а агентства предоставляют возможность найти работу среди имеющихся у них в базе данных вакансий. Зачастую кадровые агентства входят в обе группы. Полученные в ходе мониторингов статистические данные показывают, что успешное трудоустройство выпускников с помощью кадровых агентств составляет около 10-15%. Таким образом можно резюмировать, что молодым специалистам рекомендуется использовать такой вид поиска работы только в совокупности с другими методами трудоустройства.

Рассматривая способы трудоустройства в контексте поиска работы, отдельно следует отметить онлайн сайты, которые практически на равных конкурируют с кадровыми агентствами. Данное направление трудоустройства стало особенно популярным в посткризисный период. Наемные работники стали регулярно размещать резюме на порталах по трудоустройству [4]. Сайты по трудоустройству предоставляют возможность соискателям не только зарегистрироваться и просматривать вакансии, они регулярно проводят онлайн опросы, размещают статьи и результаты исследований. Среди достоинств данного метода можно выделить следующие: оперативность, удобство, экономия времени и денежных средств, конфиденциальность, бесплатный доступ к базе вакансий, возможность откликнуться своим резюме на большое количество вакансий. Среди недостатков выделяются завышенные ожидания соискателей, публикация в сети ограниченного числа вакансий в интересующей сфере деятельности. Статистические данные свидетельствует о том, что через сайты по трудоустройству получают работу 5-10% соискателей.

Наиболее популярные на сегодняшний момент сайты по трудоустройству приведены ниже:

Таблица 1 – Наиболее востребованные онлайн ресурсы по трудоустройству

Название сайта

Предоставляемые возможности

www.hh.ru

HeadHunter. Достоинства: эффективная модерация резюме соискателей, удобная панель инструментов, доступ к специализированным опросам и результатам исследований, конфиденциальность резюме, возможность получения информации о новых вакансиях на e-mail или по sms

www.superjob.ru

Superjob. Достоинства: удобная панель инструментов для поиска вакансий, доступ на постоянной основе к различным социологическим опросам и маркетинговым исследованиям, возможность общения на форуме

www.rabota.ru

Официальный сайт печатной газеты «Работа для Вас», также доступна мобильная версия сайта. Достоинства: возможность получения информации о новых вакансиях на e-mail, доступ к энциклопедии «Раболатория», в которой публикуются различные статьи по направлению рынок труда

www.job.ru

Job. Достоинства: большая база вакансий и резюме соискателей, удобная и простая панель инструментов по составлению резюме, возможность получения информации о новых вакансиях на e-mail

www.zarplata.ru

Официальный сайт печатного журнала «Работа и Зарплата». Достоинства: большая база вакансий и резюме соискателей, доступ на сайте к онлайн версии журнала, предоставление возможности задать вопрос специалистам по профориентации

www.joblist.ru

Joblist. Достоинства: большая база вакансий и резюме соискателей, возможность получения информации о новых вакансиях на e-mail, размещение различных публикаций и онлайн опросов по рынку труда

www.ancor.ru

Кадровая компания Анкор. Достоинства: широкая региональная представительская сеть, большая база вакансий и резюме соискателей, доступность на постоянной основе различных социологических опросов и маркетинговых исследований, регулярная публикация статей по направлению рынок труда

www.career.ru

Портал Карьера. Достоинства: ориентация преимущественно на работу со студентами и выпускниками, большое количество вакансий, в том числе стажировки и временная работа, возможность общения с соискателями в социальных сетях, регулярная публикация статей с советами по успешному трудоустройству

www.careerist.ru

Карьерист. Достоинства: простая панель инструментов по поиску вакансий, предложение для соискателей различных статьей, которые могут способствовать успешному трудоустройству

www.superjob.ru

Superjob. Достоинства: удобная панель инструментов для поиска вакансий, доступ на постоянной основе к различным социологическим опросам и маркетинговым исследованиям, возможность общения на форуме

Каждый из указанных сайтов представляет собой отдельную структуру, которая с разной степенью эффективности направлена на трудоустройство соискателей. Специфика их деятельности отличается незначительно, в основном это разная инструментальная поддержка, а также уровень и качество предлагаемых вакансий. Схема работы сайтов по трудоустройству со студентами и выпускниками представлена на рисунке 3.

Анализируя схему работы центров занятости, кадровых агентств и сайтов по трудоустройству, можно констатировать тот факт, что все они выступают в качестве посредников между работником и работодателем, исключая их общение напрямую и беря на себя полную ответственность по поиску требуемого специалиста или свободной вакансии. Это в значительной степени ограничивает возможность соискателя найти подходящую работу, а работодателю – высококвалифицированный персонал. В данной ситуации указанным организациям было бы более эффективным вести посредническую деятельность только на начальном этапе и давать большую возможность выбора своим клиентам.

Рисунок 3 – Схема работы сайтов со студентами и выпускниками

Вопрос трудоустройства выпускников вузов характеризует весь спектр деятельности системы высшего образования. Многие ученые и специалисты изучают вопрос трудоустройства выпускников, профилирующей целью их изучения является снижение показателя безработицы этого сегмента. Один из способов повышения уровня трудоустройства молодых специалистов заключается в выделении тех показателей, которые могут оказывать на него непосредственное влияние, что потенциально достигается через формирование и последующий анализ процесса регулирования трудоустройства выпускников вузов.

Процесс регулирования трудоустройства выпускников направлен на выработку рекомендаций для последующего проведения мероприятий по налаживанию межвузовских связей, формированию будущей стратегии развития по обучению и дальнейшему оказанию поддержки молодых специалистов в рамках высшего образования. На рисунке 4 приведены основные функции, реализующие указанный процесс управления.

 

Рисунок 4 – Функции процесса  управления трудоустройством выпускников

С учетом приведенных данных следует отметить, что на современной стадии социально-экономического развития возрастающим интересом характеризуется сфера трудоустройства молодых специалистов, и особенно важным является сам процесс формирования ее регулирования. Для этого необходима взаимосвязанная работа всех блоков, входящих в систему. При этом важно сочетать ее работу с информационным обеспечением процесса управления, которое обеспечивает сбор и обработку информации, необходимой для принятия своевременных, рациональных и эффективных управленческих решений. Эффективная и взаимосвязанная работа всех блоков процесса регулирования трудоустройства выпускников позволяет рассматривать его как целостную систему, функционирование которой направлено на повышение конкурентоспособности молодого специалиста и его успешное трудоустройство.


Библиографический список
  1. Журавлева Т. Б. Механизмы регулирования процессов подготовки и трудоустройства выпускников вузов: дис. … д-ра экон. наук.- Москва, 2004.
  2. Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. –2004. – №6.
  3. Новиков Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИПУ РАН, 2001.
  4. Олимпиева Е. Диплом на руках. Что дальше? / Е. Олимпиева // Служба кадров и персонал. – 2010. – № 2. – С.11.


Все статьи автора «Синиченко Олеся Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: