Одним из методов, позволяющих классифицировать ресурсы компании по степени их важности, является ABC-анализ, который представляет собой метод рационализации. В основе лежит принцип Парето 80% оборота дают 20 % товаров.
К преимуществам ABC-анализа можно отнести несколько свойств:
1) простота. Такой способ анализа можно легко приспособить к различным ситуациям. Обучение этому методу также не требует много времени;
2) прозрачность. Каждый этап анализа можно проследить и в зависимости от ситуации подкорректировать;
3) универсальность. АВС-анализ можно использовать в задачах из различных областей деятельности;
4) автоматизация. В настоящий момент существует множество специализированных программ, приложений, которые сокращают время решения задачи;
5) оптимизация ресурсов. Успешное использование АВС-анализа позволяет сократить и высвободить огромное количество временных и трудовых ресурсов [1].
Среди ограничений метода можно отметить следующие:
1) классический ABC-анализ является одномерным методом;
2) разделение данных в анализе производится независимо от их качественной характеристики;
3) среди товаров могут встречаться не только те, которые плохо продаются, но и те, которые не продаются вообще или которые продаются в убыток, что требует выделения дополнительной группы D.
Проблема проведения ABC-анализа привлекает многих российских и зарубежных ученых. О.Н.Беленов, Т.М.Бугаева [2] рассмотрели типологию методов управления ассортиментом продукции. На примере предприятий стекольной промышленности Владимирской области А.М.Губернаторов показал оптимизацию ассортиментной политики в многопродуктовых производствах [3]. О.Л.Ксенофонтова и Н.А.Новосельская [4] представили АВС-XYZ-анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия. Оперативное управление запасами в розничной торговле на основе ABC-анализа показали Т.А.Башлачева и А.Н.Ильченко [5]. Д.Садриев и Р.Садриев осуществили АВС–анализ в оптимизации товарного ассортимента [6]. Формирование ассортимента продукции на основе АВС–анализа исследовал Е.Г.Мелких [7]. А.А.Наумов, Р.И.Баженов применяли ABC-анализ для совершенствования ассортимента товаров в различных областях [8-12]. Б.Флорес и Д.Вайбарк представили результаты применения многокритериального АВС-анализа кадастров обслуживания [13]. Предложил простую модель для многокритериальной инвентаризации на основе ABC-анализа В.Нг [14].
Рассмотрим более подробно ABC-анализ.
Постановка задачи. ABC-анализ продукции предприятия
Методы ABC-анализа решают задачу ранжирования (классификации) множества продуктов (товаров, видов деятельности, услуг и т.д.) на группы в соответствии со значениями их выручки (или других показателей) за некоторый промежуток времени. В работе, не умаляя общности, рассмотрен случай, когда анализу подвержены характеристики (показатели) некоторого набора реализуемых продуктов.
Пусть множество продуктов некоторого предприятия имеет вид . Рассмотрим первоначально задачу в статике и пусть в некоторый момент времени
для этой продукции зафиксирован поток выручки (выходной финансовый поток) от реализации продукции
в виде
(в индексе использован символ «p» от английского «Proceeds» – выручка, доход). Тогда суть задачи ABC-анализа выручки от реализации продукции
предприятия на момент времени
сводится, например, к нахождению трех классов (подмножеств множества
)
,
и
таких, что
,
и
, причем, объемы выручек
,
и
для каждого из трех найденных классов (
,
и
) находятся в заданном процентном соотношении. Например, соотношение может быть таким:
:
:
= 0.8 : 0.15 : 0.05. Такая запись означает, что доля в общей выручке (
+
) от реализации продукции
на момент времени
для классов
,
и
составляет в процентах соответственно 80%, 15% и 5%. Выше в качестве множества индексов для суммирования использовано обозначение
,
, которое означает, что в него входят все индексы продукции соответствующего подмножества
,
. При этом выполняются соотношения
и
для
.
Сделаем замечания относительно такой формализованной модели для ABC-анализа.
1) Очевидно, выполнение равенств для классов: для всех
,
,
,
;
2) Число классов, на которые разбивается множество , может быть произвольным и зависит от целей анализа;
3) Процентное соотношение между объемами выручек классов продукции ,
, может быть отличным от пропорции 0.8 : 0.15 : 0.05.
Обычно при проведении ABC-анализа (т.е. при разнесении продукции по классам ,
) предварительно упорядочивают продукты
в соответствии со значениями их выручек
(индекс и обозначение «P», как и выше, – от английского слова «Proceeds» – выручка, доход). А затем находят границы классов и сами классы, суммируя значения выручек нарастающим итогом.
Пример 1.
Пусть на момент времени получены значения выручек от реализации продукции семи видов (табл. 1).
Таблица 1 – Выручка от реализации продукции
Продукция,
![]() ![]() наименование |
Выручка от реализации,
![]() ден. ед. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Требуется провести ABC-анализ продукции по значениям ее выручки.
Упорядочиваем продукцию по убыванию объемов выручки и находим значение выручки для каждой продукции в процентах от общего объема выручки ден. ед. Результаты сведем в табл. 2.
Таблица 2 – Сортировка продукции по убыванию объемов выручки
Продукция,
![]() ![]() В соответствии с упорядоченными значениями выручки, наименование |
Упорядоченные значения выручки от реализации,
![]() ![]() ден. ед. |
Доли выручки от реализации,
![]() ![]() в процентах, % |
Доли выручки от реализации,
![]() ![]() нарастающим итогом, в процентах, % |
![]() |
![]() |
33.33
|
33.33
|
![]() |
![]() |
25.00
|
58.33
|
![]() |
![]() |
16.67
|
75.00
|
![]() |
![]() |
11.67
|
86.67
|
![]() |
![]() |
8.33
|
95.00
|
![]() |
![]() |
3.33
|
98.33
|
![]() |
![]() |
1.67
|
100.00
|
Итого
|
![]() |
100.00
|
100.00
|
В соответствии со значениями долей выручек продукции, полученных нарастающим итогом (см. четвертый столбец Табл. 2), проводим классификацию продукции, используя пропорцию близкую к соотношению :
:
= 0.8 : 0.15 : 0.05. Получим Табл. 3.
Таблица 3 – Классификация продукции
Продукция,
![]() ![]() В соответствии с упорядоченными значениями выручки, наименование |
Упорядоченные значения выручки от реализации,
![]() ![]() ден. ед. |
Доли выручки от реализации,
![]() ![]() нарастающим итогом, в процентах, % |
Класс продукции
|
![]() |
![]() |
33.33
|
A
|
![]() |
![]() |
58.33
|
A
|
![]() |
![]() |
75.00
|
A
|
![]() |
![]() |
86.67
|
A
|
![]() |
![]() |
95.00
|
B
|
![]() |
![]() |
98.33
|
C
|
![]() |
![]() |
100.00
|
C
|
Фактическое разделение на классы (,
и
) продукции произошло в соотношении
:
:
= 0.8667 : 0.0833 : 0.05.
Модификация ABC-анализа на основе входного и выходного финансовых потоков продукции
Рассмотрим вариант ABC-анализа, опирающийся на знание входного (затрат, вложений) и выходного (выручки, доходов) финансовых потоков для каждого из продуктов.
Пусть, как и выше, , – значение выходного потока на момент времени
, а для входного потока введем обозначение:
. Индекс и обозначение переменной для входного потока выбрано от слова английского «Costs» – затраты, расходы, издержки.
Тогда для прибыли продукции можно ввести обозначение (от слова «Income» – прибыль), где
. При сделанных предположениях и введенных обозначениях можно провести ABC-анализ относительно размеров прибыли продукции
, который будет учитывать не только выручку от реализации продукции, но и затраты на ее производство, хранение, доставку и пр. Рассмотрим пример.
Пример 2.
Пусть на момент времени получены значения выручек и затрат для продукции семи видов (табл. 4, столбцы 1-3).
Таблица 4 – Исходные данные
Продукция,
![]() ![]() |
Выручка от реализации,
![]() ![]() ден. ед. |
Затраты,
![]() ![]() ден. ед. |
Прибыль,
![]() ![]() ден. ед. |
![]() |
100
|
20
|
80
|
![]() |
10
|
5
|
5
|
![]() |
200
|
100
|
100
|
![]() |
20
|
5
|
15
|
![]() |
50
|
10
|
40
|
![]() |
70
|
20
|
50
|
![]() |
150
|
30
|
120
|
Требуется провести ABC-анализ продукции по значениям полученной от ее реализации прибыли.
Начнем решение задачи с нахождения прибыли для каждого вида продукции . Затем, как и в примере 1 выше, упорядочиваем продукцию по убыванию значений прибыли и находим значение прибыли для каждой продукции в процентах от общего объема прибыли
. Результаты сведем в табл. 4 (четвертый столбец) и табл. 5.
Таблица 5 – Результаты
Продукция,
![]() ![]() в соответствии с упорядоченными значениями прибыли, наименование |
Упорядоченные значения прибыли,
![]() ![]() ден. ед. |
Доли прибыли,
![]() ![]() в процентах, % |
Доли прибыли,
![]() ![]() нарастающим итогом, в процентах, % |
![]() |
![]() |
29.268
|
29.268
|
![]() |
![]() |
24.390
|
53.658
|
![]() |
![]() |
19.512
|
73.170
|
![]() |
![]() |
12.195
|
85.365
|
![]() |
![]() |
9.756
|
95.121
|
![]() |
![]() |
3.659
|
98.780
|
![]() |
![]() |
1.220
|
100.00
|
Итого
|
![]() |
100.00
|
100.00
|
В соответствии со значениями долей прибыли, полученных нарастающим итогом (табл. 5), проводим классификацию продукции, используя пропорцию близкую к соотношению :
:
= 0.8 : 0.15 : 0.05 (табл. 6).
Таблица 6 – Классификация продукции
Продукция,
![]() ![]() В соответствии с упорядоченными значениями прибыли, наименование |
Упорядоченные значения прибыли,
![]() ![]() ден. ед. |
Доли прибыли,
![]() ![]() нарастающим итогом, в процентах, % |
Класс продукции
|
![]() |
![]() |
29.268
|
A
|
![]() |
![]() |
53.658
|
A
|
![]() |
![]() |
73.170
|
A
|
![]() |
![]() |
85.365
|
A
|
![]() |
![]() |
95.121
|
B
|
![]() |
![]() |
98.780
|
C
|
![]() |
![]() |
100.00
|
C
|
Заметим, что по показателю прибыли продукции классы не изменились по сравнению с классификацией на основе ее выручки: ,
и
.Фактическое разделение на классы продукции в соответствии со значениями прибыли произошло в соотношении
:
:
= 0.85365 : 0.09756 : 0.04879.
Анализ продукции по критерию доходности
Для проведения анализа определим доходность продукции как отношение
, и сформируем вектор значений доходностей каждого из продуктов в виде:
(обозначение в виде букв «
» от «Rate of return» – норма доходности). Остается задать границы для классов и в соответствии с их значениями и значениями доходностей продукции провести разнесение продукции по этим классам. Пусть интервалы для трех классов по значению доходности определены в виде:
(для класса А),
(для класса В),
(для класса С). Для граничных значений классов доходностей и соответствующих им интервалов выполняются свойства:
;
для всех
;
. Тогда каждый из классов можно определить как множество продуктов, для которых выполняется
,
. Рассмотрим пример.
Пример 3.
Пусть на время известны значения выручек и затрат для продукции (табл. 7, столбцы 1-3).
Таблица 7 – Выручка и затраты для продукции
Продукция,
![]() ![]() |
Выручка от реализации,
![]() ![]() ден. ед. |
Затраты,
![]() ![]() ден. ед. |
Доходность,
![]() ![]() ![]() |
![]() |
100
|
20
|
5
|
![]() |
10
|
5
|
2
|
![]() |
200
|
100
|
2
|
![]() |
20
|
5
|
4
|
![]() |
50
|
10
|
5
|
![]() |
70
|
20
|
3.5
|
![]() |
150
|
30
|
5
|
Требуется провести ABC-анализ продукции по значениям ее доходности.
Решение задачи начинаем с нахождения доходности для каждого вида продукции
. Полученные значения доходностей сведем в Табл. 7 (четвертый столбец). Задаем интервалы для значений доходностей каждого из трех классов:
(для класса А),
(для класса В) и
(для класса С). Тогда в результате классификации получим три класса продукции:
,
и
(см. табл. 8).
Таблица 8 – Классификация продукции
Продукция,
![]() ![]() В соответствии с упорядоченными значениями доходности, наименование |
Упорядоченные значения доходности,
![]() ![]() ![]() |
Класс продукции
|
![]() |
![]() |
A
|
![]() |
![]() |
A
|
![]() |
![]() |
A
|
![]() |
![]() |
A
|
![]() |
![]() |
B
|
![]() |
![]() |
C
|
![]() |
![]() |
C
|
Анализ продукции по критерию доходности, выраженную через прибыль
Определим доходность продукции через прибыль как отношение
, и сформируем вектор из значений доходностей:
. Зададим границы для классов и в соответствии с их значениями и значениями доходностей продукции
, найдем принадлежность продукции к этим классам. Например, интервалы для трех классов можно задать в виде:
(для класса А),
(для класса В),
(для класса С), причем, выполняются свойства:
;
для всех
;
. Тогда классы можно определить следующим образом:
,
.
Пример 4.
Пусть известны значения выручек и затрат для продукции (табл. 9, столбцы 1-3).
Таблица 9 – Выручка и доходность продукции
Продукция,
![]() ![]() |
Выручка от реализации,
![]() ![]() ден. ед. |
Затраты,
![]() ![]() ден. ед. |
Доходность,
![]() ![]() ![]() |
![]() |
100
|
20
|
4
|
![]() |
10
|
5
|
1
|
![]() |
200
|
100
|
1
|
![]() |
20
|
5
|
3
|
![]() |
50
|
10
|
4
|
![]() |
70
|
20
|
2.5
|
![]() |
150
|
30
|
4
|
Требуется провести ABC-анализ продукции по значениям ее доходности . Поскольку выполняется равенство
= =
=
,
, то анализ может быть сведен к анализу относительно доходностей
,
, который был проведен выше. Получим значения доходностей
(см. Табл. 9, четвертый столбец). Тогда для интервалов классификации
(для класса А),
(для класса В) и
(для класса С) классы будут иметь вид:
,
и
.
Выводы
1. В работе приведены простейшие формализмы для моделей финансовых потоков продукции предприятия (в статике) и соответствующие им схемы АВС-анализа для показателей выручки, прибыли и доходности.
2. Предполагается обобщить эти модели и схемы на случай динамических финансовых потоков.
3. Для динамических финансовых потоков будут предложены схемы совместного проведения ABC- и XYZ- анализов.
Библиографический список
- Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. М.: ЮНИТИ, 2012. 639 с.
- Беленов О.Н., Бугаева Т.М. Типология методов управления ассортиментом продукции // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. №1. С.69-76.
- Губернаторов А.М. Оптимизация ассортиментной политики в многопродуктовых производствах (на примере предприятий стекольной промышленности Владимирской области) // Экономика и бизнес. 2011. №1 (5). С.22-27.
- Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ-анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. №2 (34). С. 70-76.
- Башлачева Т.А., Ильченко А.Н. Оперативное управление запасами в розничной торговле // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. №4 (28). С.10-17.
- Садриев Д., Садриев Р. АВС–анализ в оптимизации товарного ассортимента // Маркетинг. 2008. №. 1. С. 119-125.
- Мелких Е. Г. Формирование ассортимента продукции на основе АВС–анализа // Экономика финансы управление. – 2007. – №. 6. – С. 13-17.
- Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10(37). С. 73-81.
- Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6312 (дата обращения: 15.11.2014).
- Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6541 (дата обращения: 05.12.2014).
- Наумов А.А. Методы анализа и синтеза инвестиционных проектов. Эффективность, риски, управление: Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 356 c.
- Список трудов [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/anatolynaumov2011/home/spisok-trudov-list-of-papers (Дата доступа 13.12.14)
- Flores B. E., Whybark D. C. Implementing multiple criteria ABC analysis // Journal of Operations Management. 1987. Т.7. №.1. С. 79-85.
- Ng W. L. A simple classifier for multiple criteria ABC analysis // European Journal of Operational Research. 2007. Т. 177. №. 1. С. 344-353.