Наряду с упрощенной системой налогообложения и единым сельскохозяйственным налогом, единый налог на вмененный доход относится к специальным налоговым режимам, задачей которых является создание более благоприятных экономических условий для отдельных категорий налогоплательщиков.
В Российской Федерации единый налог на вмененный доход был введен еще в 1998 году (в Налоговом кодексе соответствующая глава появилась в 2003 году). Тогда подобная схема налогообложения воспринималась неоднозначно – действительно, обложению подлежал не реальный получаемый организациями и индивидуальными предпринимателями доход, а потенциально возможный. Целью введения такого налога была поддержка малого бизнеса. И, действительно, это один из самых удобных для налогоплательщиков налоговых режимов. Как признают многие экономисты, ЕНВД стимулирует прибыльные предприятия и является не очень выгодным для тех, чья деятельность не столь успешна.
До недавнего времени применение системы ЕНВД для налогоплательщиков, занимающихся определенными главой 26.3 Налогового кодекса РФ видами деятельности, было обязательным. «Добровольная основа уплаты ЕНВД, введенная начиная с 2013 г., позволяет налогоплательщикам выбрать наиболее комфортный для них налоговый режим». [1]
Как отмечает Федеральная налоговая служба, в 2013 году средний налогоплательщик, работающий на ЕНВД, выплатил в виде вмененного налога чуть больше тридцати тысяч рублей. [2] Не удивительно, что этот налог вызывает много споров. Из-за низкой доходности с точки зрения пополнения государственного бюджета его и вовсе собирались отменить с 2014 года, но после многочисленных обсуждений оставили до 2018 года.
Отмечая скромный вклад малого предпринимательства в создание валового внутреннего продукта в России, М.-Б.А. Аушев указывает на то, что «льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, должны не только способствовать решению проблем занятости и повышения доходов населения, но и обеспечивать экономический эффект в виде роста налоговых поступлений. Однако, это возможно только лишь в тех случаях, когда налоговая нагрузка налогоплательщиков будет более объективно учитывать их реальные доходы и активы, т.е. в налогообложении будет более четко реализован провозглашенный А.Смитом принцип справедливости и равномерности». [3]
Кстати, на значимость этой системы налогообложения для государства есть и другая точка зрения. Так, например, Д.А. Бессонов и др. [4, С. 111] полагают, что система ЕНВД содействует снижению теневой экономической деятельности, и предлагают расширить список плательщиков, по которым может применяться данный налоговый режим.
Не случайно еще в 2004 году Минфин России отмечал, что одна из основных задач введения ЕНВД – привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей в сферах деятельности, где налоговый контроль значительно затруднён. [5]
Как известно, для юридических лиц бухгалтерский учет при ЕНВД является обязательным. При этом организации должны руководствоваться требованиями ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это предполагает разработку учетной политики, документирование всех хозяйственных операций и составление бухгалтерской отчетности (следует отметить, что отчетность может составляться по сокращенной форме и включать в себя только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Должен быть организован и внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета. Также они должны составлять налоговую отчетность и отчетность по страховым взносам.
Индивидуальные предприниматели от ведения бухгалтерского учета освобождены. При этом они обязаны соблюдать кассовую дисциплину, осуществлять расчет заработной платы, ведение лицевых счетов работников, документов по страховым взносам и вести учет физических показателей, которые необходимы для расчета единого налога на вмененный доход. Не следует забывать и об обязанности составления отчетности по ЕНВД и страховым взносам.
В декабре 2014 года на рассмотрение в Госдуму внесен законопроект № 672346-6, который предусматривает освобождение от ведения бухучета субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе единый налог на вмененный доход что, по мнению его разработчиков, будет способствовать упрощению ведения бизнеса и снижению затрат на привлечение специалистов, программные продукты и технику. [6] Но законодательное одобрение инициативы авторов указанного проекта кажется маловероятным.
Делать же выводы относительно возможной отмены ЕНВД с 2018 года в настоящее время не представляется возможным. Патентный налоговый режим, рассматриваемый как альтернатива исследуемому режиму, имеет значительно более узкие рамки его применения и действует только на уровне индивидуальных предпринимателей. Вполне вероятно, что государство предпочтет и в дальнейшем оставить малому предпринимательству возможность выбора одно из нескольких налоговых режимов, в том числе и ЕНВД.
Библиографический список
- Орлова О.Е. Спецрежим в виде ЕНВД как инструмент управления прибылью в современных условиях // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 5
- Заменит ли патентная система налогообложения ЕНВД // Российская газета. 30.10.2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/10/31/reg-pfo/tax.html
- Аушев М.-Б.А. Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: автореф. дис… канд. эк. наук. – М., 2008
- Бессонов Д.А., Хайнус И.В., Валиева Л.Ф. Повышение собираемости налогов: расширение списка ЕНВД // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. № 5. Т. 2. С. 110-113
- Письмо Минфина РФ от 16.02.2004 N 04-05-12/8
- Государственная Дума: официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=672346-6&02