Интерактивное автоматизированное дистанционное обучение — самая значительная тенденция в образовании за последние годы. Активно развиваются проекты дистанционного обучения Udacity [1] и Coursera [2]. Модели образования, развиваемые российскими региональными вузами, вынуждены конкурировать с моделью, которую предлагают платформы массовых открытых онлайн-курсы (МООС – massive open online courses), и она способна изменить высшее образование во всем мире коренным образом. Содержание представлено ведущими мировыми вузами, курсы читают именитые профессора. В России первопроходцами стали НИУ ВШЭ и МФТИ, ожидаются курсы от СПбГУ [3. Попытаемся проанализировать некоторые особенности формы и технологий представления учебных материалов в MOOC.
Региональным вузам, например, таким как пензенские вузы, будет очень тяжело бороться за внимание и деньги студентов [4-8], когда подобные проекты представлены не только в виде классических сайтов, но и множество сторонних приложений для платформ IOS, Android, что позволяет студентам учиться где угодно и когда угодно, онлайн и офлайн. Успешное освоение курса позволяет при подтверждении личности получить официальное признание работы в виде цифрового сертификата за небольшую плату [9]. Всю эффективность и удобство этих решений авторы испытали на себе.
Другой инновацией, которая была опробована на Coursera и просто «кладет на лопатки» своих конкурентов, стало применение краудсорсинга и запуск бета-версии сайта «Переведем Coursera», на котором около 450 пользователей безвозмездно трудятся над переводом иностранных курсов платформы. Это стало результатом работы над курсом «Геймификация» Пенсильванского университета, к которому предлагаются русские субтитры. Переводом занимались профессиональные переводчики, но такая модель оказалась медленной и затратной.
У авторов имеется свой небольшой опыт применения подобных нетрадиционных форм обучения. Несколько лет по всем читаемым курсам применяются сайты на базе платформы «Сайты Google» [10], используется инструментарий Google Analytics [11], при помощи Google Docs весьма успешно происходит командные совместная работа студентов над учебными проектами и т.д. Это позволяет нам сделать некоторые рекомендации о том, по каким признакам следует отбирать решения.
Бесплатность. Решение бесплатно при небольших масштабах, есть возможность испытать. Зачастую оказывается, что бесплатных возможностей достаточно. Неплохой инструмент для преподавателей, имеющих американский аккаунт Apple ID, – это iTunes U – программа от Apple, в которой собраны курсы известных университетов по различным предметам.
В ПГУАС предпринимаются попытки применять систему управления обучением Moodle, которая представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. По различным причинам (отсутствие в штате достаточного числа высококвалифицированных специалистов по Moodle для развертывания и поддержки системы, консерватизм преподавателей, большая трудоемкость заполнения форм, отсутствие подключенных модулей расширения для обмена, выгрузок и т.д.) система используется не повсеместно.
Кроссплатформенность. Решение должно работать на не только на традиционных компьютерах под Windows, Linux, но и на планшетах и телефонах с iOS, Android, WP. Рост числа посетителей по данным Google Analytics для учебных сайтов говорит об этом. Размещаемые материалы не должны предполагать установку стороннего программного обеспечения, в идеале все должно работать и открываться в браузере.
Возможность совместной работы. Студенты намного охотнее заполняли требуемые формы по дисциплине «Специальный курс по дипломному проектированию», если видели, что заполнили другие. На курсе «Экономическая оценка инвестиций» электронные таблицы в совместном доступе, позволяли не только видеть, как происходит проектирование денежных потоков инвестиционного проекта, но и сразу же при необходимости брать и переносить любой кусок таблицы, формулу в свой проект, оставлять комментарии и т.д. при этом не мешая другим. В рамках курса «Экономика отрасли» студенческие проекты имели общие информационные ресурсы, списки, иллюстрации и т.д.
Продуктивность обучения. Решение должно предусматривать возможность менять длительность учебных циклов в широком диапазоне. В отличии от традиционных вузовских занятий в 2 академических часа по 45 минут, на курсах в формате массовых открытых онлайн курсов (MOOC) весь контент разбит на небольшие логические фрагменты по 8-12 минут, перемежаемые вопросами на проверку концентрации. Сами фрагменты бывают трех типов: теоретический материал, демонстрации физических явлений и семинары с обзором подходов к решению задач. В конце каждой недели даётся домашняя работа, которую можно выполнять в течении недели. В середине и в конце курса даются контрольные работы, на решение которых выделяется по неделе. Опыт авторов в обучении такими циклами говорит о значительной концентрации внимания и, как следствие, высокой продуктивности обучения.
Краудсорсинг. Краудсорсинг — часть того, что можно назвать «инновацией с расчетом на студентов-пользователей», при которой организаторы обучения полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей обучающихся, но и в определении усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Пример успешной реализации краудсорсинга – Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров.
Интерактивность. Возможность интерактивного общения студентов и преподавателей через форумы, электронную почту, IP-телефонию, конференц-связь и т.д., в том числе очные лекции-встречи с целью проведения консультаций, рассмотрения самых популярных вопросов.
Нужно понимать, что приведенный перечень свойств и признаков образовательных платформ не является конечным и будет расширяться по мере развития информационных технологий, методик образования и т.д., и может, например, дополняться игровыми элементами системы образования, изложенными в статье основателя социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова [12].
Возрастающая популярность МООС, активность ведущих вузов в этой сфере позволяет прогнозировать серьезную конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг [13], на котором региональным вузам придется искать свою нишу, дифференцироваться, объединяться для совместных проектов и т.д., чтобы не стать простым зрителем в этой, ставшей теперь глобальной, конкурентной борьбе образовательных технологий и платформ.
Библиографический список
- Udacity [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
- Coursera [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://www. coursera.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
- Российские вузы идут в народ // Сайт ЗАО «Газета.Ру» URL: http://www.gazeta.ru/social/2014/02/04/5881349.shtml (дата обращения: 25.10.2014).
- Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей. М.: ИНФРА-М, 2009. – 388 с.
- Резник С.Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России [Текст]/С.Д. Резник, Е.С. Коновалова//Проблемы современной экономики. 2011. №2 (38). С. 345-349.
- Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
- Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С.Д. Резника. -Москва: ИНФРА-М, 2009. – 474 с.
- Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf.
- Официальное признание ваших академических достижений // Сайт Coursera Inc URL: https://www.coursera.org/signature (дата обращения: 25.10.2014).
- Сайты Google [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.google.com/sites/help/intl/ru/overview.html (дата обращения: 25.10.2014).
- Google Analytics [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.google.com/sites/help/intl/ru/overview.html (дата обращения: 25.10.2014).
- 7 элементов системы образования XXI века. Павел Дуров. // Сайт Slon.ru URL: http://slon.ru/ipad/7_elementov_sistemy_obrazovaniya_xxi_veka-786760.xhtml (дата обращения: 25.10.2014).
- Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н. Проблемы и перспективы дистанционного образования в российских вузах в условиях развития платформ массовых открытых онлайн-курсов // Наука, образование и культурно-исторические аспекты и перспективы Улытау-Жезганского региона. Сборник материалов Республиканских VII Маргулановских чтений. – Жезказган: АО «ЖезУ», 2014. 320 стр. – С. 119-123.