ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ

Горбунов Валерий Николаевич1, Дмитриева Татьяна Николаевна1, Семенов Александр Владимирович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье представлены перспективы новых технологий дистанционного образования в университетах на основе модели, которую предлагают платформы массовых открытых онлайн-курсов.

Ключевые слова: дистанционное образование, массовые открытые онлайн-курсы, университет


PROSPECTS OF NEW TECHNOLOGIES FOR DISTANCE EDUCATION AT UNIVERSITIES

Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Dmitrieva Tatiana Nikolaevna1, Semenov Aleksandr Vladimirovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
The paper presents the perspectives of new technologies in distance education universities on the basis of the model, which offers a platform massive open online course.

Keywords: distance education, massive open online course, university


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Семенов А.В. Перспективы новых технологий дистанционного образования в университетах // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/41747 (дата обращения: 19.04.2024).

В последние годы в системе образования непрерывно идут реформы: в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, бакалавры и магистры заменяют специалистов, учебные заведения переходят на образовательные стандарты очередного поколения. Имеется ряд публикаций, в которых отмечается, что заявленные разработчиками стандартов идеи и подходы фактически в них не реализованы. С одной стороны, образовательные стандарты – это инструмент, который государство использует в целях обеспечения инновационного развития образования, с другой, «Вузы легко имитируют перемены, и главное, что студенты не против» [1]. Эти проблемы отметил еще в 2010 году научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ И.Д. Фрумин в своем выступлении на семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ «Негативная стабильность в российском высшем образовании».

Реформы в сфере подготовки научно-педагогических и научных кадров никак не приблизятся к своему логическому завершению: скандалы, связанные с плагиатом, реорганизации диссертационных советов, изменения требований к соискателям, их научным работам, процедурам и т.д. [2-5]. Минобрнауки РФ продолжает искать эффективные процедуры и критерии проведения мониторинга образовательных учреждений [6], проведения единого государственного экзамена.

Но за этими весьма значительными событиями научная и педагогическая российская общественность возможно не замечает надвигающуюся революцию в высшем образовании.

Если провести определенные параллели с революционным принципов, предложенным В.И. Лениным в работе «Маевка революционного пролетариата»: «Верхи не могут низы не хотят» [7]; то можно отметить, что в системе образования России имеются явно выраженные признаки неспособности «хозяйничать и управлять, как прежде». Что касается студенчества, то осталось дождаться, чтобы о большей части можно было сказать: «Низы не хотели жить, как прежде».

Во многих вузах предлагаются решения в сферах непрерывного образования, единого образовательного пространства, интеграции образовательных, информационных систем и т.д., но жизнь, рынок в лице потребителей «отфильтровывает» неэффективные варианты реализации таких идей, и остаются только жизнеспособные, адаптирующиеся [8]. Авторам известны примеры таких попыток пензенский вузов: в ПГУАС – Университетский учебный комплекс [9], в ПГТУ – Электронная образовательная среда ПензГТУ [10], ПГУ – Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК) [11].

Представляется, что модели образования, развиваемые российскими региональными вузами, не смогут конкурировать с моделью, которую предлагают платформы массовых открытых онлайн-курсы (МООС – massive open online courses), и она способна изменить высшее образование во всем мире коренным образом. Такие инновационные изменения могут оказаться коммерчески успешными и изменить видение университета – «не как места, в котором обучение осуществляется преподавателями-исследователями в какой-то ограниченный период времени, а как онлайн-платформы, где обучение реализуется не только кабинетными учеными, но и неакадемическими профессионалами, и продолжается в течение всей жизни» [12]. Подобные образовательные технологии приведут к экспансии университетского образования в интернет и тотальному изменению научного мира: могут остаться только сильные университеты [13].

В авангарде проектов в области онлайн-образования сегодня идут Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, которые работают над совместным проектом дистанционного обучения EdX [14]. Каждый из университетов инвестирует по 30 миллионов долларов в развитие технологической платформы и наполнение онлайновых версий образовательных курсов. В основе EdX лежит инфраструктура Массачусетского технологического института. Предполагается что обучение бесплатно, а за небольшую плату будет выдаваться официальный сертификат о прохождении курса.

Интерактивное автоматизированное дистанционное обучение — самая значительная тенденция в образовании за последние годы. Активно развиваются проекты дистанционного обучения Udacity [15] и Coursera [16].

Рассмотрим более подробно содержание и форму таких решений. Содержание представлено ведущими мировыми вузами, курсы читают именитые профессора. В России первопроходцами стали НИУ ВШЭ и МФТИ, ожидаются курсы от СПбГУ [17].

В начале 2014 года на платформе Coursera появились курсы на русском языке. Авторам посчастливилось стать одними из нескольких тысяч учащихся курса от НИУ ВШЭ: «Финансовые рынки и институты», «Основы корпоративных финансов», «Институциональная экономика».

Успешное освоение курса позволяет при подтверждении личности получить официальное признание работы в виде цифрового сертификата за небольшую плату [18]. Этот механизм предполагает, что в рамках курса вы присоединяетесь к отслеживанию подписи, получаете электронный сертификат с официальным признанием от университета и Coursera. Подлинность сертификата при необходимости может быть доказана, поэтому становится легко поделиться вашей курсовой ведомостью с работодателями или образовательными учреждениями, предоставив им ссылку с защищённым доступом.

К работе над проектом Coursera привлекались специалисты по маркетингу, так как применяется политика возврата денежных средств: «Мы хотим, чтобы вы остались довольны. Если вы не удовлетворены результатом, мы вернём вам стоимость вашего курса в течение двух недель после закрытия регистрации отслеживания подписи»; и допускается бесплатная повторная попытка: «Если вы не в состоянии окончить этот курс, вы можете запросить купон, который можно будет использовать в следующий раз, когда вы решите воспользоваться отслеживанием подписи для этого же курса.»

Стоит отметить одну из особенностей онлайн-образования: большинство зарегистрировавшихся пользователей не проходят курс до конца, но представляется, что это лучше, чем быть «заложником» коммерческих студентов, отчисление которых приводит к сокращению нагрузки преподавателей со всеми вытекающими последствиями.

MOOC имеет свои недостатки: среди пользователей, которые выполняют первое задание по курсу, только половина проходит курс до конца. Чтобы привлечь слушателей к выполнению заданий, на Coursera был придуман проект «Лаборатория знаний». В его рамках пользователи, записавшиеся на один и тот же курс, встречаются, чтобы обсудить задания и задать вопросы специалисту по теме, которой посвящен курс. Это в итоге повышает количество пользователей, которые доводят обучение до конца.

Авторы имели возможность сравнить эффективность и удобство «закрытых» дистанционных форм обучения, в 2012 г. обучаясь по своей инициативе на программе дополнительного профессионального образования «Судебная строительно-техническая и стоимостная экспертизы объектов недвижимости», организованной ФГБОУ ВПО «МГСУ». Стоимость на несколько порядков превышала аналогичный по трудоемкости учебной нагрузки курс на Coursera от НИУ ВШЭ, при значительно более низком качестве предлагаемых учебных материалов.

Начавшийся переход МООС к следующему этапу своего жизненного цикла является институциональной инновацией, имитировать которую сложно [19]. Завтрашние и сегодняшние студенты толкаются в точку выбора между новым и старым подходом к образованию, что приводит к важным институциональным изменениям, последствия которых мы увидим уже в ближайшие годы.


Библиографический список
  1. Чекмарева Е. “Вузы легко имитируют перемены, и главное, что студенты не против» // Сайт Slon.ru URL: http://slon.ru/russia/vuzy_legko_imitiruyut_peremeny_i_glavnoe_chto_stu-401063.xhtml (дата обращения: 25.10.2014).
  2. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: практ. пособие для преподавателей. М.: ИНФРА-М, 2009.  – 388 с.
  3. Резник, С.Д. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России [Текст]/С.Д. Резник, Е.С. Коновалова//Проблемы современной экономики. 2011. №2 (38). С. 345-349.
  4. Резник С.Д., Коновалова Е.С. Конкурентоориентированность студенчества высших учебных заведений России: опыт, проблемы, перспективы: моногр.; под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011. — 194 с.
  5. Резник С.Д. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебное пособие /С.Д. Резник, И.А. Игошина; под общ. ред. С.Д. Резника. -Москва: ИНФРА-М, 2009. -474 с.
  6. Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/news/3354 (дата обращения: 25.10.2014).
  7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Том 23. Март ~ сентябрь 1913. – 5 изд. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – 584 с. – С. 18.
  8. Старостина К.И., Драгункина М.И. Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. 2014. № 2. Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina.pdf.
  9. Университетский учебный комплекс // Официальный сайт ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» URL: http://www.pguas.ru/unit/uuk (дата обращения: 25.10.2014).
  10. ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПензГТУ // Официальный сайт ФГБОУ ВПО “Пензенский государственный технологический университет” URL: http://www.penzgtu.ru/59/350/158/339/1617 (дата обращения: 25.10.2014).
  11. Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров (МРЦПК) // Официальный портал ФГБОУ ВПО “Пензенский государственный университет” URL: http://mrcpk.pnzgu.ru/ (дата обращения: 25.10.2014).
  12. Татарчевская Т. Способно ли онлайн-образование изменить университет? // Сайт “Научная электронная библиотека” eLIBRARY.RU URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2013/12/31/mooc_1.aspx (дата обращения: 25.10.2014).
  13. Останется десять университетов. – Сергей Сумленный. «Эксперт» №48 (878) // Сайт группы “Эксперт” URL: http://expert.ru/expert/2013/48/ostanetsya-desyat-universitetov/ (дата обращения: 25.10.2014).
  14. Edx [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://www.edx.org/ (дата обращения: 25.10.2014).
  15. Udacity [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.udacity.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
  16. Coursera [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://www. coursera.com/ (дата обращения: 25.10.2014).
  17. Российские вузы идут в народ // Сайт ЗАО «Газета.Ру» URL: http://www.gazeta.ru/social/2014/02/04/5881349.shtml (дата обращения: 25.10.2014).
  18. Официальное признание ваших академических достижений // Сайт Coursera Inc URL: https://www.coursera.org/signature (дата обращения: 25.10.2014).
  19. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н. Проблемы и перспективы дистанционного образования в российских вузах в условиях развития платформ массовых открытых онлайн-курсов // Наука, образование и культурно-исторические аспекты и перспективы Улытау-Жезганского региона. Сборник материалов Республиканских VII Маргулановских чтений. – Жезказган: АО «ЖезУ», 2014. 320 стр. – С. 119-123.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «alex»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация