Потребность в формировании вариативной системы образования на селе, адекватной запросам информационного общества, обусловила новый этап модернизации – социокультурный, рассматриваемый и как временной промежуток периода конца 10-х – начале 20-х гг. ХХI в., и как национальная программа создания сетевых институтов и отношений, которая направлена на решение инвариантных, характерных для всех образовательных систем и организаций задач (развития человеческого капитала, формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности) и вариативных, характерных для сельской местности (повышение адаптационных возможностей, формирование социальной компетентности, личностной успешности, представлений о сельском образе жизни субъектов образовательного процесса). Механизмом социокультурной модернизации образования на селе является сетевое взаимодействие образовательных организаций.
Недостаточная эффективность этапа организационно-экономической модернизации сельских образовательных систем начала ХХI в. была связана с ее ограниченными, зачастую «линейными» сценариями, применяемыми к образовательным системам субъектов Федерации, специфика которых обусловливалась как национальными, региональными, гео-территориальными, социокультурными факторами, различной степенью развитости социальной инфраструктуры, так и особенностями образовательных организаций, традиций в реализации образовательного процесса.
Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет систему отношений, включающую процесс коммуникации между ресурсно взаимозависимыми акторами (организациями), который направлен на формирование у субъектов взаимодействия адекватных формирующемуся информационному обществу стереотипов о сельском образе жизни, механизмах развития сельской школы, способах проектирования и реализации образовательных программ, обеспечивающих их социальную и личностную успешность.
К признакам сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений относятся: 1) формирование сетевого образовательного пространства с совершенствующимися на постоянной основе целями реализации сетевых образовательных услуг для повышения их качества, эффективности, доступности, организации профессионального роста педагогов, научно-организационного сопровождения педагогических инноваций, совместного использования спектра ресурсного обеспечения; 2) наличие определенной структуры – сети ОУ как динамической совокупности центров социальной активности, включая саморазвивающиеся инновационные, обычные школы, полисетевые образовательные организации; 3) наличие сетевой власти, координирующей совместную деятельность субъектов сети для оптимизации деятельности конкретных образовательных учреждений.
Концепция управления сетевым взаимодействием сельских школ дает целостное представление о совокупности причинно-следственных связей, основных идей, закономерностей и принципов; направлена на обеспечение в рамках общественно-государственной системы управления образованием спектра непрерывных коммуникаций различных организаций, нацеленных на реализацию вариативных сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсов. Структура концепции логически отражена:
– в основных идеях, объединенных концептуальным замыслом (о направленности целеполагания, миссии, конкурентных преимуществах, единице сетевого взаимодействия, организации управления сетевым взаимодействием как распределенной аутопоэтической системы, мониторинге ее результативности);
– тенденциях организации сетевого взаимодействия ОУ: универсальных (об управляемости и стихийности роста различного типа и вида сетевых объединений; о преимущественных способах коммуникации внутри сетей ОУ; о содержании целеполагания сетевого взаимодействия и др.; характерных для сельских ОУ (о зависимости потребности в сетевом образовании от уровня социально-культурного развития села, типа и вида ОУ, ведущих социокультурных механизмов развития села; непрерывности реформирования сельских образовательных организаций и др.);
– закономерностях, определяющих основную линию содержания процесса управления сетевым взаимодействием сельских ОУ: о целостности, открытости, когнитивности сети ОУ; о способах решения противоречий между организационными и сетевыми ценностями в условиях взаимодействия ОУ; об оптимальности сочетания стихийного и организационного в развитии сети;
– принципах, отражающих сущность закономерностей, как ориентира для управления распределенными аутопоэтическими системами – сетевым взаимодействием сельских ОУ: опережающего развития образования; комплексности и интеграции; кооперации и сотрудничества; инновационности, многообразия образования;
– моделях сетевого взаимодействия сельских ОУ как идеального представления о реальном процессе формирования совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими, которые могут быть представлены в виде систематики как совокупность организационной, управленческой, педагогической классификаций.
Реализация концепции управления сетевым взаимодействием обуславливает необходимость разработки отдельных составляющих организационно-методического обеспечения. Все указанные элементы взаимозависимы не только между собой, но и способствуют реализации процесса управления сетевым взаимодействием ОУ на селе. В работе указывается, что важнейшим ресурсом формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ является кадровый. Соответственно, подготовка кадров к реализации сетевых образовательных программ – важнейший аспект сетевого взаимодействия, направленный на формирование современных представлений профессиональной деятельности педагогов (так называемые фреймы-сценарии).
Формирование современных профессиональных представлений педагогов сельских муниципальных образований есть процесс становления совокупности «мета-стереотипов» деятельности педагогов для реализации вариативных сетевых образовательных программ, включающей интериоризацию современных педагогических установок и стереотипов работы в условиях системно-деятельностного подхода через ряд когнитивных процессов, в том числе категоризацию, атрибуцию, схематизацию и упрощение, формирование и хранение групповой идеологии и т.д. Процесс формирования новых профессиональных представлений учителей предполагает использование следующих элементов в рамках конкретных когнитивных процессов.
Категоризация является одним из основных механизмов формирования устойчивых представлений, в частности, новых педагогических стереотипов о необходимости и содержании сетевого взаимодействия сельских школ как новой системе образования для сельских школьников, предоставляющих равные стартовые возможности сельским школьникам; соответствующих сетевой структуре образования, сетевых образовательных программ и способов их реализации.
Этот когнитивный компонент профессиональной компетентности педагогов может быть сформирован через различные источники информации, в том числе и организацию повышения квалификации, информирование через СМИ, сайты вузов, научных организаций и др.
Нами разработаны различные модули и курсы повышения квалификации учителей и менеджеров, направленные на формирование представлений о сети сельских ОУ и технологиях работы в них. Инвариантным компонентом были два модуля: «Актуальные задачи модернизации сельской школы», «Основы сетевого взаимодействия сельских ОУ». Вариативные модули могут быть представлены курсами: «Подготовка учителей школы к работе в условиях внедрения ФГОС общего образования», «Управление муниципальной образовательной системой», «Управление образовательным округом», «Организация профильного обучения в сельских ОУ», «Управление малокомплектной школой (МКШ)», «Педагогические технологии в малокомплектных школах» и др.
При формировании мотивации педагогов сельских школ к профессиональному развитию (по технологиям И.К. Шалаева, В.П. Лизинского) необходимо было учитывать различные ее методы, но, в первую очередь: психологические (ломка стереотипов «второсортности», включение учителей в педагогическое сообщество через создание системы постоянно действующих семинаров, организацию работы сайта); общественные (привлечение социума к развитию и управлению образованием); расширения и обогащения работы (через включение в проектную деятельность по созданию и апробации моделей обучения); устранение отрицательных стимулов профессиональной деятельности (угрозы закрытия ОУ через создание программ развития школ в рамках стратегических планов развития муниципальных образовательных сетей и систем). В процессе реализации курсов повышения квалификации в муниципальных образованиях Томской области мы использовали конкретные методики исследования педагогических стереотипов: И.А. Бучиловой, В.Г. Маралова, А.Г. Исмагиловой, Е.В. Джавахишвили, Н.В. Клюевой.
Вторым этапом формирования современных представлений о профессиональной деятельности стал когнитивный процесс схематизации – нахождения в опыте учителя соответствующей схемы профессиональной деятельности (в первую очередь ролевой). Кроме механизмов образовательных округов, реальных ассоциаций и других профессиональных творческих объединений учителей на уровне муниципальных, региональных образовательных сетей, большое значение приобрели сайты педагогических ассоциаций, в том числе поддержки деятельности МКШ Томской области, сетевого взаимодействия школ Томской области, ТГПУ, ТОИПКРО, ТГПК и др., организованные нами и функционирующими в течение последних десяти лет. Их особенностью является не простое обсуждение отдельных материалов или методик, но и экспертиза (общественная и профессиональная) материалов учителей по модернизации образовательного процесса, совершенствованию систем управления ОУ, сетями и др. Через эти механизмы происходит представление и результатов самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.
В процесс формирования новых педагогических представлений вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего, каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей», которая позволяет организовывать информацию в психологически значимом ключе; помогает упорядочивать новую информацию о мире и устранять несоответствия между новым и старым способами понимания намерений и поведения окружающих, объясняет поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов.
Для использования атрибуции мы применяли хорошо известные механизмы: изучение и распространение нового педагогического опыта в различных формах, направленные на формирование образцов для подражания (на уровне МКШ, базовых школ, сетевых объединений, муниципалитетов), психолого-педагогическое сопровождение со стороны авторитетных специалистов-консультантов, тьюторов, готовых к научно-методической поддержке сетевого взаимодействия отдельных школ.
И в процессе подготовки кадров к сетевому взаимодействию сельских ОУ, и рамках реальной коммуникации ОУ широко использовался механизм проектирования и реализации сетевых образовательных программ образовательных учреждений с учетом национально-региональной специфики сельских территорий России.
Для нас сетевая образовательная программа есть разрабатываемая и реализуемая сетью образовательных учреждений и других организаций образовательная услуга, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты, условия ее освоения. В рамках проведенной классификации образовательных программ была определена специфика различных сетевых образовательных программ, связанная с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих образовательных сетей. В работе согласно систематики образовательных программ представлены следующие сетевые образовательные программы, реализуемые: в условиях аутосорсинга (в рамках классических образовательных сетей, ресурсных центров, базовых школ и др.), меж и внутри муниципальных сетей (профильных, локальных сетей малокомплектных школ и др.), выездных, дистанционных образовательных сетей.
В исследовании на основании концепции формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М.П.Гурьянова [1]) была выявлена специфика сетевых образовательных программ для сельских школьников – направленность наравне с личностными и метапредметными универсальными учебными действиями на формирование социальной компетентности школьников.
В процессе работы были спроектированы и реализованы следующие элементы сетевых образовательных программ для сельских школьников: программа социализации и воспитания, направленная на формирование компонентов жизнеспособной личности; программа развития универсальных учебных действий, ориентированная на становление компонентов социальной компетентности в рамках личностных УУД; программа внеурочной деятельности с элементами курсов «Основы проектирования», «Основы социализации личности» и др.
В работе на основе работ Т.Г. Пушкаревой [2] представлен мониторинг уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на основе конкретных методик: опросника самоорганизации деятельности, методики диагностики уровня эмпатических способностей, теста жизнестойкости, нового опросника толерантности-интолерантности к неопределенности.
Пооперационное содержание методики разработки и реализации сетевых образовательных программ содержит следующие этапы: выявление образовательных потребностей и формирование образовательных программ отдельных ОУ сети; согласование между участниками сетевого взаимодействия содержания сетевых образовательных программ; утверждение образовательных программ участниками сети; ресурсное обеспечение образовательных программ; координация и регулирование процесса реализации образовательных программ; контроль процесса реализации образовательных программ, анализ результатов и проблематизация дальнейших образовательных программ.
Нами обосновывается и механизм формирования управленческо-педагогических команд (далее УПК) как органов управления сетевым взаимодействием сельских образовательных учреждений» [3]. Управленческо-педагогическая команда (УПК) есть вид коллегиального органа управления, совмещающего административно-управленческую и профессионально-педагогическую деятельность, решающего задачи сетевого взаимодействия образовательного учреждения. В зависимости от преимущественной модели управления сетевым взаимодействием ОУ формируются различные УПК: школьная, школьная с элементами участия представителей учреждений внешнего социокультурного пространства, школьная аутсорсинговая, сетевая и др. Именно эта «иерархическая» совокупность осуществляет непосредственное управление реализацией сетевых образовательных программ.
В рамках проектной группы ТГПУ под рук. В.В. Обухова был разработан процесс формирования УПК в виде следующего алгоритма деятельности: анализ деятельности ОУ и их педагогических коллективов; проектирование и создание УПК, включая тренинг командообразования; тьюторское сопровождение дальнейшей деятельности в сети, которая позволяла решать следующие вопросы: правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия.
Апробация спроектированного организационно-методического обеспечения в рамках региональной образовательной системы Томской области позволило создать условия для реализации и концепции управления указанными процессами, и, в конечном счета, эффективную сетевую систему образования на селе.
Библиографический список
- Гурьянова, М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Гурьянова Марина Петровна. – М., 2001. – 412 с. : илл.
- Пушкарева, Т. Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности студентов [Электронный ресуср] / Т. Г. Пушкарева, Е. Е. Сартакова // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь, 2012. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/?p=18533
- Сартакова, Е. Е. Формирование УПК как механизма модернизации сельской школы [Текст] / Е. Е. Сартакова // Директор сельской школы. – 2012. – № 3. – С. 5–18.