К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Данилина Роза Александровна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме развития детской одарённости, работе с одарёнными детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Представленный опыт и результаты работы по раннему выявлению, развитию и поддержке одарённых детей позволяют определить возможные решения проблемы.

Ключевые слова: исследовательская и проектная деятельность, одаренность, одарённый ребёнок, содержание образования


ON THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF EARLY DETECTION DEVELOPMENT AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN

Danilina Roza Aleksandrovna
Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor of Pedagogy of Preschool And Primary Education Departament

Abstract
The article describes the problems of child giftedness development, the work with gifted children. The experience and results of early detection, development and support of gifted children of preschool and primary school age are shown in this article.

Keywords: education content, gifted child, giftedness, research and project activities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина Р.А. К вопросу о решении проблемы раннего выявления, развития и поддержки одарённых детей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/41597 (дата обращения: 08.12.2024).

Изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к личности человека.  Современной России необходима неординарная творческая личность с высоким интеллектом и такими способностями, как: креативность, самостоятельность,  коммуникативность, способность принимать решения, стремление  к достижению высокого уровня компетентности. Поэтому проблема развития детской одаренности в настоящее время становится все более актуальной.  А раннее выявление и развитие одаренных детей, их поддержка на всех ступенях обучения: в дошкольных учреждениях, школе, ВУЗе,  составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.   В последние годы одарённые дети стали объектом национального интереса. В государственных документах подчёркивается, что наряду с реализацией новых образовательных стандартов следует выстроить систему поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей в течение всего периода становления личности. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов определены следующие направления работы:   развитие кадрового и методического обеспечения; развитие организационных форм выявления и работы; развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний; развитие системы сопровождения. В концепции также представлен инновационный механизм реализации творческой одарённой личности в РФ, объединяющий усилия школы, семьи, региональных и федеральных властей [1]. Многолетние наблюдения учёных, занимающихся проблемой одаренных детей, подтверждают, что даже высокоодаренные дети не показывают хороших достижений при отсутствии специальной и длительной педагогической и иной поддержки. Особенно важным в психосоциальном и познавательном развитии таких детей считается  возраст от 2 до 7 лет.  По данным статистики  только  20 %  детей  дошкольного возраста могут быть отнесены к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов. Необходима система работы по выявлению и  развитию  одарённости детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующая наиболее полному раскрытию их личности, развитию способностей к самосовершенствованию, самостоятельному и  успешному усвоению новых знаний, формированию умений и компетентностей.

Успешные, на наш взгляд, попытки создания такой системы сложилась в   работе Арзамасского филиала ННГНУ, города Арзамаса и  Арзамасского района.  В основу работы положена «Рабочая  концепция  одаренности», разработанная группой ученых РАО и РАН. В данной концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики,  которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению   с   другими   людьми [2].  В экспериментальных площадках работу возглавляют научные руководители – преподаватели института.  Участники эксперимента, определяют условия и механизмы эффективного поиска и поддержки талантливых детей, продумывают систему работы по раннему выявлению  и развитию детской одарённости, выстраивая её в непрерывный педагогический процесс.  Разработанная программа  «Надежда России» ставит своей целью: формирование в среде широкой общественности понимания проблем детской одаренности, необходимости бережного отношения и поддержки этой категории детей;  создание оптимальных условий для развития и реализации возможностей и способностей одаренных детей независимо от типа и вида образовательного учреждения;  формирование системы работы по выявлению, развитию и их поддержки. Программа предусматривает решение следующих задач: разработка и реализация научно-методического сопровождения работы по развитию детской одарённости (новые технологии, методики, формы организации образовательного процесса); издание программ, методических пособий, дидактических рекомендаций и др.; подготовка и переподготовка педагогических кадров; конструирование элементов развивающей среды для развития и реализации возможностей и способностей одаренных детей; издательская деятельность, освещение проблем и направлений работы, в том числе и в средствах массовой информации.

Работа осуществляется в несколько этапов. На первом этапе изучаются различные концепции по данной проблеме; разрабатывается  пакет документов; изучаются личностные особенности детей, определяются их психологические проблемы; осуществляется организация кадрового  обеспечения, вовлечение в целенаправленную работу педагогических работников. Определена первоначальная тема исследования – «Апробация технологий исследовательского и проектного  обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста».  Особенность эксперимента является  – его проведение в обычной массовой школе.  Каждое  образовательное учреждение создает свою модель образовательного процесса, учитывающую интересы, возможности, способности и потребности каждого обучающегося. Разрабатываются программы экспериментальной работы образовательных учреждений, создаётся и постоянно обновляется банк данных «Одаренные дети». Основной задачей в работе с детьми на этом этапе является диагностирование  и последующее формирование и развитие детских  способностей к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущей профессиональной деятельности. По результатам диагностики интересов, возможностей, способностей и потребностей обучаемых, изучаются личностные особенности детей; определяются психологические проблемы; выявляются виды и скрытый потенциал детской одаренности. Эти данные позволяют вводить в систему обучения  различные  элективные курсы, разрабатывать индивидуальные программы развития для каждого ребенка (индивидуальная психолого-педагогическая карта), в основе которой лежат разработки  профессора А.И. Савенкова.   Проводятся  круглые столы  с преподавателями института и специалистами образовательных учреждений, на которых выстраиваются перспективы  работы и обсуждаются проблемы. К наиболее актуальным из них следует отнести:  недостаточно разработанное психолого-педагогическое сопровождение  одаренных детей;  слабая  подготовка и методическая поддержка педагогов;  необходимость совершенствования работы по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных учреждений,  реализации вариативных программ по социализации одаренных детей; методическая и практическая помощь родителям;  разработка  механизма взаимодействия различных ведомств, организаций, ученых, специалистов научно-исследовательских институтов, учреждений  высшего профессионального образования. В ФГОС начального общего образования говорится  «В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.   Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач);  проектные формы организации обучения» [3, с.11]. Огромные потенциальные возможности заложены в исследовательской и проектной деятельности учащихся: формирование навыков исследователя, развитие способности научного творческого взаимодействия между  участниками процесса. Тем самым создаются условия для полного раскрытия возможностей ребёнка, его способностей в научном поиске.

Подготовка педагогов, работающих по проблеме  развития детской одарённости, имеет свою специфику, требует специальных подходов. Институт, как научно-методический центр соединения науки с практикой, в течение ряда лет на основе внедрения в образовательные учреждения  инноваций создает определённые условия для расширения знаний учителей об особенностях одаренных детей, овладения методами диагностики, совершенствования технологии обучения. Во всех экспериментальных учреждениях созданы и успешно функционируют социальные психолого-педагогические службы, которые сегодня являются важной и неотъемлемой  частью успешной деятельности современного образовательного учреждения и занимают значимое место в создании реальных условий для формирования и развития способностей детей. Следующая тема исследования  -  «Содержание образования как фактор развития детской одарённости». Проблема, решаемая традиционной школой, заключалась в  успешном усвоении ребёнком содержания образования. В отличие от традиционной современная школа ставит  вопрос по-другому: каким должно быть содержание образования, чтобы осуществлялось всестороннее развитие ребенка.  Содержание образования должно подстраиваться под ребенка, учитывать его реальные психологические механизмы интеллектуального развития [4].  На этом этапе осуществляется развитие творческих и исследовательских способностей детей, формирование необходимых жизненных   навыков.  Основное внимание уделяется созданию условий и совершенствованию системы выявления и развития одаренных детей с последующей дифференцированной работой с ними. Усиливается аналитико-диагностическая направленность деятельности  педагогов.  Уделяется внимание выбору  технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей детей. Анализ  анкет педагогов о профессиональных затруднениях показывает необходимость в острой потребности в общих и специальных психолого-педагогических знаниях по диагностике и разностороннему развитию одаренного ребенка,  в связи с тем, что до сих пор на наиболее ответственной ступени обучения -  начальной школе, задача общего развития ребенка, укрепление и углубление его познавательной потребности, расширение диапазона исследовательского поиска не всегда решается на должном уровне.

В рамках реализации программы создаётся научно-практическая лаборатория «Развитие детской одарённости в образовательной среде».  Деятельность лаборатории направлена на определение методологии раннего распознавания одаренности, разработку механизмов выявления одаренности, технологий, методик, форм поиска и поддержки талантливых детей. А также на определение проблем, препятствующих эффективной работе с такими  детьми, и поиск  путей их решения.

Результаты  работы по развитию детской одарённости были представлены на научно-практических конференциях различного уровня. Конференции показали эффективность  тесного сотрудничества науки и практики.   Из анализа и обобщения опыта работы по развитию одарённости дошкольников и младших школьников можно сделать следующие выводы. Умения и навыки, приобретённые в  исследовательской деятельности, оказывают  влияние на формирование и развитие личности ребенка. Педагоги и психологи отмечают положительную динамику в развитии детей: улучшилась речь, повысилась познавательная активность даже у детей с низким интеллектуальным уровнем. Дети  стали логически рассуждать и давать обоснованные ответы,  улучшились образно-логическое мышление, внимание, память, мотивация учения; значительно повысился общий уровень. Дети стали более раскованными, исчезли имеющиеся у них комплексы. Кроме того,  выявлены психолого-педагогические  условия, необходимые для развития детской одаренности; разработаны и внедрены  программы,  новые методики психолого-педагогического сопровождения детей,  технологии и формы работы по развитию детской одарённости; расширена сеть образовательных учреждений, работающих по развитию детской одарённости, и, следовательно, увеличено количество одарённых детей, которым оказывается необходимая поддержка;  возросло профессиональное мастерство педагогов; сформирована система работы с одаренными детьми; активизировалось участие педагогов в конференциях, олимпиадах, конкурсах; осуществлялось широкое освещение проблем и направлений работы с одарёнными;   активизировалась работа с семьёй, что нашло подтверждение в анкетах для родителей и их выступлениях [5, с.17].


Библиографический список
  1. Приоритетный национальный проект образование [Электронный ресурс]. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BD%D0%BF%D0%BE  (дата обращения: 02.12.2014).
  2. Рабочая концепция одаренности. М., 2003.
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2010.
  4. Савенков А.И. Психология детской одарённости. М., 2009.
  5. Данилина Р.А. Сотрудничество Арзамасского педагогического института с образовательными учреждениями по раннему выявлению и поддержке развития детской одарённости в условиях  внедрения новых образовательных стандартов.//Детская одарённость: проблемы, опыт, перспективы. Арзамас, 2012.
  6. Савенков А.И., Данилина Р.А., Титков Е.П.  Развитие детской одарённости в образовательной среде. Арзамас, 2010.


Все статьи автора «Данилина Роза Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: