Изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к личности человека. Современной России необходима неординарная творческая личность с высоким интеллектом и такими способностями, как: креативность, самостоятельность, коммуникативность, способность принимать решения, стремление к достижению высокого уровня компетентности. Поэтому проблема развития детской одаренности в настоящее время становится все более актуальной. А раннее выявление и развитие одаренных детей, их поддержка на всех ступенях обучения: в дошкольных учреждениях, школе, ВУЗе, составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. В последние годы одарённые дети стали объектом национального интереса. В государственных документах подчёркивается, что наряду с реализацией новых образовательных стандартов следует выстроить систему поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей в течение всего периода становления личности. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов определены следующие направления работы: развитие кадрового и методического обеспечения; развитие организационных форм выявления и работы; развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний; развитие системы сопровождения. В концепции также представлен инновационный механизм реализации творческой одарённой личности в РФ, объединяющий усилия школы, семьи, региональных и федеральных властей [1]. Многолетние наблюдения учёных, занимающихся проблемой одаренных детей, подтверждают, что даже высокоодаренные дети не показывают хороших достижений при отсутствии специальной и длительной педагогической и иной поддержки. Особенно важным в психосоциальном и познавательном развитии таких детей считается возраст от 2 до 7 лет. По данным статистики только 20 % детей дошкольного возраста могут быть отнесены к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов. Необходима система работы по выявлению и развитию одарённости детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующая наиболее полному раскрытию их личности, развитию способностей к самосовершенствованию, самостоятельному и успешному усвоению новых знаний, формированию умений и компетентностей.
Успешные, на наш взгляд, попытки создания такой системы сложилась в работе Арзамасского филиала ННГНУ, города Арзамаса и Арзамасского района. В основу работы положена «Рабочая концепция одаренности», разработанная группой ученых РАО и РАН. В данной концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2]. В экспериментальных площадках работу возглавляют научные руководители – преподаватели института. Участники эксперимента, определяют условия и механизмы эффективного поиска и поддержки талантливых детей, продумывают систему работы по раннему выявлению и развитию детской одарённости, выстраивая её в непрерывный педагогический процесс. Разработанная программа «Надежда России» ставит своей целью: формирование в среде широкой общественности понимания проблем детской одаренности, необходимости бережного отношения и поддержки этой категории детей; создание оптимальных условий для развития и реализации возможностей и способностей одаренных детей независимо от типа и вида образовательного учреждения; формирование системы работы по выявлению, развитию и их поддержки. Программа предусматривает решение следующих задач: разработка и реализация научно-методического сопровождения работы по развитию детской одарённости (новые технологии, методики, формы организации образовательного процесса); издание программ, методических пособий, дидактических рекомендаций и др.; подготовка и переподготовка педагогических кадров; конструирование элементов развивающей среды для развития и реализации возможностей и способностей одаренных детей; издательская деятельность, освещение проблем и направлений работы, в том числе и в средствах массовой информации.
Работа осуществляется в несколько этапов. На первом этапе изучаются различные концепции по данной проблеме; разрабатывается пакет документов; изучаются личностные особенности детей, определяются их психологические проблемы; осуществляется организация кадрового обеспечения, вовлечение в целенаправленную работу педагогических работников. Определена первоначальная тема исследования – «Апробация технологий исследовательского и проектного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста». Особенность эксперимента является – его проведение в обычной массовой школе. Каждое образовательное учреждение создает свою модель образовательного процесса, учитывающую интересы, возможности, способности и потребности каждого обучающегося. Разрабатываются программы экспериментальной работы образовательных учреждений, создаётся и постоянно обновляется банк данных «Одаренные дети». Основной задачей в работе с детьми на этом этапе является диагностирование и последующее формирование и развитие детских способностей к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущей профессиональной деятельности. По результатам диагностики интересов, возможностей, способностей и потребностей обучаемых, изучаются личностные особенности детей; определяются психологические проблемы; выявляются виды и скрытый потенциал детской одаренности. Эти данные позволяют вводить в систему обучения различные элективные курсы, разрабатывать индивидуальные программы развития для каждого ребенка (индивидуальная психолого-педагогическая карта), в основе которой лежат разработки профессора А.И. Савенкова. Проводятся круглые столы с преподавателями института и специалистами образовательных учреждений, на которых выстраиваются перспективы работы и обсуждаются проблемы. К наиболее актуальным из них следует отнести: недостаточно разработанное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; слабая подготовка и методическая поддержка педагогов; необходимость совершенствования работы по научно-методическому сопровождению деятельности образовательных учреждений, реализации вариативных программ по социализации одаренных детей; методическая и практическая помощь родителям; разработка механизма взаимодействия различных ведомств, организаций, ученых, специалистов научно-исследовательских институтов, учреждений высшего профессионального образования. В ФГОС начального общего образования говорится «В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения» [3, с.11]. Огромные потенциальные возможности заложены в исследовательской и проектной деятельности учащихся: формирование навыков исследователя, развитие способности научного творческого взаимодействия между участниками процесса. Тем самым создаются условия для полного раскрытия возможностей ребёнка, его способностей в научном поиске.
Подготовка педагогов, работающих по проблеме развития детской одарённости, имеет свою специфику, требует специальных подходов. Институт, как научно-методический центр соединения науки с практикой, в течение ряда лет на основе внедрения в образовательные учреждения инноваций создает определённые условия для расширения знаний учителей об особенностях одаренных детей, овладения методами диагностики, совершенствования технологии обучения. Во всех экспериментальных учреждениях созданы и успешно функционируют социальные психолого-педагогические службы, которые сегодня являются важной и неотъемлемой частью успешной деятельности современного образовательного учреждения и занимают значимое место в создании реальных условий для формирования и развития способностей детей. Следующая тема исследования - «Содержание образования как фактор развития детской одарённости». Проблема, решаемая традиционной школой, заключалась в успешном усвоении ребёнком содержания образования. В отличие от традиционной современная школа ставит вопрос по-другому: каким должно быть содержание образования, чтобы осуществлялось всестороннее развитие ребенка. Содержание образования должно подстраиваться под ребенка, учитывать его реальные психологические механизмы интеллектуального развития [4]. На этом этапе осуществляется развитие творческих и исследовательских способностей детей, формирование необходимых жизненных навыков. Основное внимание уделяется созданию условий и совершенствованию системы выявления и развития одаренных детей с последующей дифференцированной работой с ними. Усиливается аналитико-диагностическая направленность деятельности педагогов. Уделяется внимание выбору технологии обучения с учетом индивидуальных особенностей детей. Анализ анкет педагогов о профессиональных затруднениях показывает необходимость в острой потребности в общих и специальных психолого-педагогических знаниях по диагностике и разностороннему развитию одаренного ребенка, в связи с тем, что до сих пор на наиболее ответственной ступени обучения - начальной школе, задача общего развития ребенка, укрепление и углубление его познавательной потребности, расширение диапазона исследовательского поиска не всегда решается на должном уровне.
В рамках реализации программы создаётся научно-практическая лаборатория «Развитие детской одарённости в образовательной среде». Деятельность лаборатории направлена на определение методологии раннего распознавания одаренности, разработку механизмов выявления одаренности, технологий, методик, форм поиска и поддержки талантливых детей. А также на определение проблем, препятствующих эффективной работе с такими детьми, и поиск путей их решения.
Результаты работы по развитию детской одарённости были представлены на научно-практических конференциях различного уровня. Конференции показали эффективность тесного сотрудничества науки и практики. Из анализа и обобщения опыта работы по развитию одарённости дошкольников и младших школьников можно сделать следующие выводы. Умения и навыки, приобретённые в исследовательской деятельности, оказывают влияние на формирование и развитие личности ребенка. Педагоги и психологи отмечают положительную динамику в развитии детей: улучшилась речь, повысилась познавательная активность даже у детей с низким интеллектуальным уровнем. Дети стали логически рассуждать и давать обоснованные ответы, улучшились образно-логическое мышление, внимание, память, мотивация учения; значительно повысился общий уровень. Дети стали более раскованными, исчезли имеющиеся у них комплексы. Кроме того, выявлены психолого-педагогические условия, необходимые для развития детской одаренности; разработаны и внедрены программы, новые методики психолого-педагогического сопровождения детей, технологии и формы работы по развитию детской одарённости; расширена сеть образовательных учреждений, работающих по развитию детской одарённости, и, следовательно, увеличено количество одарённых детей, которым оказывается необходимая поддержка; возросло профессиональное мастерство педагогов; сформирована система работы с одаренными детьми; активизировалось участие педагогов в конференциях, олимпиадах, конкурсах; осуществлялось широкое освещение проблем и направлений работы с одарёнными; активизировалась работа с семьёй, что нашло подтверждение в анкетах для родителей и их выступлениях [5, с.17].
Библиографический список
- Приоритетный национальный проект образование [Электронный ресурс]. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D0%BD%D0%BF%D0%BE (дата обращения: 02.12.2014).
- Рабочая концепция одаренности. М., 2003.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2010.
- Савенков А.И. Психология детской одарённости. М., 2009.
- Данилина Р.А. Сотрудничество Арзамасского педагогического института с образовательными учреждениями по раннему выявлению и поддержке развития детской одарённости в условиях внедрения новых образовательных стандартов.//Детская одарённость: проблемы, опыт, перспективы. Арзамас, 2012.
- Савенков А.И., Данилина Р.А., Титков Е.П. Развитие детской одарённости в образовательной среде. Арзамас, 2010.