КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Сагирян Розалия Еремовна
Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
магистрант факультета управления

Аннотация
В статье анализируется конкурентоспособность продукции в условиях прогрессирующей глобализации. Из теории экономической конкуренции известно, что рынок напрямую связывает производителей продуктов одного назначения, отражая некоторые преимущества по сравнению с другими компаниями. Таким образом, существует понятие конкурентоспособности, качества продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, товар.


COMPETITIVE GOODS UNDER GLOBALIZATION

Sagiryan Rozaliya Eremovna
South-Russian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration
Undergraduate Faculty of Management

Abstract
The article analyzes the competitiveness of products in terms of progressing globalization. From the theory of economic competition is known that the market directly connects producers one destination, reflecting some advantages compared with other companies. Thus, there is a concept of competitiveness of product quality.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сагирян Р.Е. Конкурентоспособность товара в условиях глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/40632 (дата обращения: 24.04.2024).

Ни для кого не секрет, что в настоящее время одной из центральных задач фундаментальных и прикладных исследований в экономике является проблема повышения конкурентоспособности товаров. Глобализация является тем основополагающим факто-ром, который определяет формы, методы развития конкуренции. В ходе
глобализации происходит существенное обострение конкуренции между предприятиями за иностранные инвестиции, рынки сбыта своих товаров, инновации и новые технологии.
На данный момент ситуация такова, что практически каждое предприятие независимо от того, является ли оно участником внешнеэкономической деятельности или нет, вынуждено конкурировать с иностранными предприятиями либо на внешних, либо на внутреннем рынках. Данная особенность экономики в условиях глобализации выводит на передний план актуальные вопросы совершенствования методов оценки конкурентоспособности товаров, учитывающие особенности конкуренции на внешних и внутренних рынках.
Теория экономической конкуренции говорит нам о том, что именно на рынке непосредственно сталкиваются интересы производителей продукции одного назначения, проявляются преимущества одних предприятий над другими.
В большинстве своем нынешние предприятия являются многопрофильными, то есть производят несколько видов продукции и, таким образом, они являются одновременно участниками различных рынков, которые отличаются друг от друга не только видом реализуемой продукции, но и составом участников. В связи с этим делать выводы о конкурентоспособности определенного предприятия можно исключительно с учетом особенностей (характеристик) всех рынков, участником которых является исследуемое предприятие.
Следует отметить тот факт, что в быстро меняющихся условиях глобализации и трансформации экономики Россия, к сожалению, не научилась пользоваться преимуществами, которые в широком ассортименте предоставляются непрерывным НТП. Наша держава вот уже долгое время занимает место сырьевого придатка западной экономики. Все это ведёт к снижению показателей конкурентоспособности предприятий[3].
Обратимся к самому термину конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью товара, понимается все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует успешной реализации в условиях конкуренции. По нашему мнению, выдвинутое определение не отражает всей сути рассматриваемого понятия, констатируя не более чем и без того ясную зависимость сбыта от конкурентоспособности. В данном случае не отражается сущность конкурентоспособности как характеристики конкретного товара, под влиянием которой как раз и происходит распределение спроса между данным товаром и другими товарами-аналогами (субститутами).
Иногда термин «конкурентоспособность» отождествляется с понятием качества товара, которое в свою очередь включает технический уровень, само качество изготовления, экономический эффект от его использования, однако не стоит забывать, что качество является одним из аспектов конкурентоспособности. Зачастую конкурентоспособность определенной страны, предприятия ошибочно транслируется на соответствующий товар. Это слишком упрошенное восприятие, так как конкурентоспособность товаров определяется сравнением цены и качества рассматриваемого товара. Зависимость следующая: конкурентоспособность тем выше, чем ниже цена и выше качество. Отсюда и рождается предположение, что низкие цены на товары и услуги в стране (обычно имеется в виду экспортная продукция) говорят о высокой конкурентоспособности предприятия или страны. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что для повышения общей конкурентоспособности на мировом рынке государству следует обратить внимание на повышение эффективности экспортного сектора. Однако данный вывод является ошибочным. Механизм конкурентоспособности гораздо сложнее, так как она формируется, как минимум, на трех уровнях. Каждый уровень характе-ризуется созданием специфических условий конкурентной борьбы, своя субъектность, свои цели и свои временные горизонты. Трехуровневая иерархия позволяет получить наиболее общее представление о конструкции этой сложной категории. При оценке значимости каж-дого уровня «построения» конкурентоспособности, следует всё-таки отметить, что главным среди них является макроуровень, так как именно на нём формируются наиболее общие условия будущей конкурентоспособности, они в свою очередь создают предпосылки для конкурентоспособности предприятий, а те реализуют свою конкурентоспособность в това-рах. Таким образом, весь процесс формирования конкурентоспособности идет от макроуров-ня к микроуровню. Следующий не менее значимый момент, который зачастую не учитывается при анализе и оценке конкурентоспособности, – это так называемый фактор безопасности. Ведь конкуренция – это один из видов борьбы. Если в ходе этой борьбы не происходят открытые военные действия, это вовсе не означает, что здесь не существует проблемы безопасности. Скорее наоборот: именно безопасность является главным базовым условием конкурентоспособности. Кроме того следует обратить внимание на тот факт, что в рейтингах национальной конкурентоспособности стран, регулярно рассчитываемых и публикуемых Всемирным экономическим форумом или Международным институтом управленческого развития. Еще одним методологическим аспектом оценки конкурентоспособности является оценка конкурентных преимуществ и их иерархии. Формирование иерархии конкурентных преимуществ – это ключ к определению приоритетов при решении задачи повышения конкурентоспособности и, в конечном итоге, к успеху в конкурентной борьбе. Доказано, что использование конкурентных преимуществ дает возможность оценить конкурентоспособность обобщен. Все многообразие конкурентных преимуществ условно делится на три группы:
• ресурсные преимущества, лежащие в основе формирования субъекта конку-рентной борьбы, с обладания которыми и начинается способность субъекта к конкурентной борьбе;
• операционные преимущества, которые отражают эффективность использова-ния имеющихся ресурсов, которая позволяет добиваться снижения издержек и ведет к снижению потребления соответствующих ресурсов, удешевлению производства товаров;
• стратегические преимущества, определяющие позиционирование субъекта конкурентных отношений в конкурентной среде, а также направление и траекторию его развития.
Вышеописанная группировка конкурентных преимуществ является универсальной, так как может быть применена к любому уровню конкурентной среды: микро (товарному), мезо (фирменному) и макро (страновому), она позволяет анализировать их именно по степе-ни возрастания и усложнения субъектов конкурентной борьбы. Тем самым, при создании методологической базы принятия решений по повышению конкурентоспособности интеграционного объединения (содружества) целесообразно исходить из:
•приоритета макроуровня над всеми остальными уровнями конкурентоспособности;
•расширенного представления о факторах конкурентной борьбы и включения в качестве основы ее формирования фактора безопасности;
•приоритета стратегической компоненты среди всех конкурентных преимуществ, выражающегося в необходимости разработки конкурентной стратегии интеграционного объединения в современной мировой экономике и использовании предлагаемой последовательности постановки задач по реализации этой стратегии.
Зачастую конкурентоспособность определяется через понятие цены. Сторонники та-кого подхода исходят из того, что в цене отражаются все свойства товара. Едва ли можно найти потребителя, который, стал бы делать выбор среди некоторой группы товаровконкурентов исключительно на основе сопоставления цен. В процессе оценки покупателем товара, им рассматривается чаще два основных аспекта данного товара: полезность и затратность приобретения товара. Обычно именно по этим параметрам и происходит сравнение товаров на рынке. Таким образом, конкурентоспособность определяется как характеристика товара, в которой отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение.
Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различ-ные участники рынка: инвесторы, конкуренты.[1] Обычно, аналогичных объектов бывает представлено определенное множество (если не рассматривать частные случаи монополий), и ко всем, исходя из выше представленного определения, можно применить понятие конкурентоспособности. Каждый из субъектов оценки конкурентоспособности, независимо от преследуемых им целей, жаждет узнать, какой из товаров более конкурентоспособен, а какой – менее. То есть имеет место сравнительная оценка конкурентоспособности. Такая оценка в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Толкование термина «уровень конкурентоспособности» исходит из факта существования конкуренции, предопределяющей наличие соперников по отношению к которым и определяется степень превосходства. Конкурентоспособность предполагает сравнение, иначе нет смысла говорить о конкуренции. Конкуренция всегда существует между какими-либо субъектами, то есть априори предполагается сравнение.
Потребительские свойства отражают полезный эффект товара. То есть можно сказать, что чем выше потребительские свойства товара, его возможный полезный эффект и чем ниже стоимость, тем соответственно выше вероятность товара быть реализованным. В данном случае соотношение показателя цены к полезному эффекту товара, к аналогичным показателям других товаров дает представление об уровне его конкурентоспособности. Конкурентоспособность предполагает не просто обладание способностью противостоять конкуренции (других товаров), а превосходить их по свойствам, цене.
В сфере международного товарообмена наряду с характеристиками (потребительскими и меновыми) самого товара возрастает значение свойств, сообщаемых товару изготовившей и продающей его фирмой и в целом страной-производителем.[2]
Термин «конкурентоспособность» применяется при сравнении характеристик, свойств, качеств отдельных компаний, государств на мировом рынке. В данном контексте рассматриваемое понятие отличается, поскольку к нему неприменим термин «комплекс потребительских и стоимостных характеристик». Речь идет о системе экономических характеристик, определяющих успех продукции фирмы или страны на мировом рынке. Он включает характеристику товара, определяемую сферой производства, факторы, которые формируют экономический климат, экономические возможности производства и сбыта товаров у фирмы или страны в целом. Основные аспекты, определяющие конкурентоспособность товара на мировом рынке, — это относительные величины уровней полезного эффекта товара и его стоимости. Уровень полезного эффекта товара в потреблении, в частности, представляет собой производную нескольких факторов.
Коммерческие организации вынуждены уделять большое внимание качеству продук-ции, поскольку в обстановке конкуренции, так как без этого невозможно обеспечить необходимый объем сбыта товаров. В промышленности большинства стран потери от низкого качества товаров составляют примерно 10— 15% стоимости произведенной продукции и при этом во много раз перекрывают затраты на обеспечение и поддержание деятельности хозяйствующего субъекта. В данном случае улучшение качества продукции является одним из наиболее приемлемых и эффективных путей к снижению издержек производства. Быстрое обновление номенклатуры предлагаемых товаров, их широкий выбор, жесткая конкуренция постоянно ставят перед хозяйствующим субъектом вопрос восприятия покупателем произведенной ею продукции, причин успеха или неудачи выпущенного товара, факторов его конкурентоспособности. Углублённый анализ перечисленных вопросов инициируется растущими затратами на разработку новых изделий. Так например, анализ показывает, что для промышленности США коммерчески успешными оказываются лишь около 15% проектируемых изделий, а среди выпущенных на рынок видов продукции только около 60% новинок завоевывают признание.
Это заставляет хозяйствующие субъекты подробно изучать и контролировать конку-рентоспособность выпускаемых товаров. Аспект конкурентоспособности рассматривается компаниями как наиболее глобальный и весомый, его решение зависит от правильности представления о потребностях покупателей и соответствующей ориентации на них производственной и сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта. Различные фирмы по-разному (разными методами) оценивают полезность своей продукции для конечного потре-бителя. Проведенные исследования подтверждают постулат о том, что в основе конкуренто-способности товара лежит его качество.[4] Развитие НТП помогает промышленным пред-приятиям в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.[5] Стремление добиться преимуществ в конкурентной борьбе заставляет компании предлагать новые моде-ли изделии, обеспечивающие наибольшую степень удовлетворения потребностей потребителя при неизменных или уменьшающихся затратах с его стороны. Не следует забывать, что процесс совершенствования продукции, ее характеристик, способствует снижению спроса на предыдущие модели.
В России существуют благоприятные условия для использования новых инструмен-тов повышения конкурентоспособности продукции. Результаты анализа и списков рейтин-говых агентств позволяют сделать вывод о перспективах инициатив по развитию региональных отраслевых кластеров. Помимо этого, эксперты Всемирного банка также отмечают низкие, но вполне сопоставимые с некоторыми странами ЕС, рейтинги России по расходам на ведение предпринимательства. Так, для создания предприятия в Российской Федерации требуется 36 дней и 9 процедур, в Венгрии – 52 дня и 6 процедур, в Испании – 108 и 7, в Польше – 31 и 10, в Португалии – 78 и 11, в Чехии – 40 дней и 10 процедур.
Конкурентоспособность выступает весомой категорией экономики и менеджмента, оказывая существенное влияние на процессы глобализации.


Библиографический список
  1. Бичоева Д.С. Конкурентоспособность потребительских товаров и услуг и ее связь с конкурентоспособнсотью предпринимательских структур в целом//Актуальные проблемы экономики и права.- 2011. -№ 3.
  2. Изиев К.А. Поведение потребителей в условиях конкуренции и его влияние на конкурентоспособность товара// Вопросы структуризации экономики.- 2010.- № 3.
  3. Кротков А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / Кротков А.М., Еленева Ю.Я. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 6.
  4. Сергеева Е.С., Сафонова О.Н. Конкурентоспособность предприятия как определяющий фактор конкурентоспособности страны// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2012.- № 2 (3).
  5. Стрекалов А.Ф. Влияние эффективности НИОКР на конкурентоспособность товара // Информационные технологии в проектировании и производстве. -2005.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Anzh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация