Современные образовательные технологии содержат множество диагностических методик, позволяющих старшекласснику определить свои интересы, профессиональные ориентации. Старшеклассник также способен осуществить профессиональный выбор на основе консультации с психологом, беседы с родителями и преподавателями. Однако в таких случаях не наступает момента осознания своего предназначения. Процесс осознания может произойти только в процессе деятельности, когда старшеклассник, получив знания и навыки, применяет их на практике. Только когда сам старшеклассник принимает активное участие в оценке своих достижений, осуществляет рефлексию собственной деятельности, наступает момент профессионального выбора и момент построения образовательной траектории.
Отношения между студентами и высшими образовательными учреждениями сегодня – это, прежде всего, отношения потребителей и поставщиков образовательных услуг. Причем одна из особенностей потенциальных клиентов вузов (старшеклассников) состоит в том, что они не всегда точно знают, какие именно услуги они хотят получить. Высшим образовательным учреждениям необходимо помочь старшеклассникам сделать правильный выбор по формированию индивидуальной образовательной и профессиональной траектории в условиях огромного количества предложений на рынке образовательных услуг, тем самым определяется актуальность данной статьи.
Одно из основных направлений сотрудничества между высшими образовательными учреждениями и школами сегодня является проведение межшкольных олимпиад. Современные школьники и студенты ориентированы на сетевое взаимодействие и работу, осуществляемую при использовании IT и коммуникационных технологий. Следовательно, организация профориентационных и образовательных мероприятий должна проводиться на базе компьютерных деловых игр (КДИ), с использованием симуляторов, которые повышают мотивацию старшеклассников к осознанному выбору.
В данной статье будет представлен механизм организации и реализации экономической межшкольной олимпиады «По ступенькам бизнеса» на базе компьютерной деловой игры, которая проводится ежегодно в Калужском филиале РАНХиГС при Президенте РФ.
Несомненным достоинством является то, что методология проведения такого рода мероприятия представляется универсальной, а разработанный формат затрагивает интересы широких групп населения, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1. Список стейкхолдеров – лиц, заинтересованных в реализации межшкольных олимпиад
Заинтересованные стороны: |
Интересы: |
Старшеклассники
|
1) безболезненная адаптация к новой образовательной среде 2) правильность выбора вуза 3) получение целостного образа будущей профессии |
Родители |
1) старшеклассник получает набор определенных знаний и развивает свои личностные качества 2) благоприятная атмосфера в студенческом коллективе 3) правильность выбора вуза |
Преподаватели |
1) развитие дополнительных компетенций студентов, участвующих в олимпиадах (управленческие навыки и т.д.) |
Студенты вуза |
1) студенты заинтересованы в самовыражении, признании своей личности и проявление себя в новом качестве |
Руководство вуза |
1) обеспечение дополнительного притока абитуриентов 2) повышение конкурентоспособности и престижа вуза на рынке образовательных услуг |
Экономическая олимпиада на базе КДИ позволяет в форме, доступной и привлекательной для старшеклассников, говорить о серьезных вещах и заниматься профориентационной работой с использованием интерактивных методов обучения, получая практически немедленную обратную связь, что, в свою очередь, позволяет оценивать эффективность работы и обеспечивает внесение немедленных корректив. В процессе реализации мероприятия были задействованы наиболее эффективные методы профориентации это:
- интерактивность
- технологичность
- информативность
Для проведения экономической игры используется уникальный программный продукт – «Бизнес-Курс: Корпорация плюс» (КДИ) – инструмент моделирования профессиональной деятельности. КДИ имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Экономическая компьютерная деловая игра имеет целью заработать игровые деньги, игра может имитировать реальные бизнес-процессы. Во время экономической компьютерной деловой игры оцениваются такие качества участника как: предприимчивость, инициативность, креативность, командная работа и другие.
Создав условия для профессионального самоопределения старшеклассников посредством проведения межшкольной экономической олимпиады, мы получаем не только дополнительный приток абитуриентов, но и качественный набор.
Реализация данного мероприятия проходила в 2 этапа: подготовительный и основной.
При разработке подготовительного этапа были определены конкретные действия, сроки их осуществления и ответственные лица за реализацию запланированных мероприятий. В подготовительный этап было включено 5 действий, которые реализовывались в течение 2 месяцев. Основной этап представлен следующими мероприятиями, которые проходили в течение двух дней:
- обучающий тренинг со старшеклассниками;
- межшкольная экономическая олимпиада.
Основными ключевыми факторами успеха, существенно повлиявшие на реализацию такого мероприятия на базе академии, являются:
- наличие современной материально-технической базы;
- наличие программного продукта КДИ «Бизнес-Курс: Корпорация плюс»;
- сформированная проектная (рабочая группа);
- администрация академии.
Экономическая эффективность мероприятия была представлена в смете доходов и расходов по проведению межшкольной экономической олимпиады. Даже при условии поступления в академию только одного участника олимпиады мы получаем положительный эффект. Эффективность также определяется и другим оценочным показателем, а именно: в 2013 году поступило на 31 студентов больше, рост составил 14 % по сравнению с набором 2012 года.
Выполнение поставленных задач контролировалось с помощью разработанной дорожной карты, включающей в себя контрольные точки запланированного события и результат.
В заключении стоит отметить, что проблема профориентационной работы для вуза еще более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор старшеклассника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента. Одновременно является одним из факторов совершенствования внутривузовской системы качества образования в дальнейшем.
Поэтому, на наш взгляд, эффективным средством привлечения старшеклассников являются экономические олимпиады с использованием КДИ, которые позволяют осуществлять профессиональное ориентирование молодежи.
Инновационный опыт, полученный в результате реализации мероприятия, может быть обобщен и распространен в различных образовательных учреждениях. Таким образом, все большее количество абитуриентов будут способны творчески и продуктивно мыслить, работать в команде, ответственно относиться к построению качественной профессиональной траектории осознанного выбора.
У Карла Рэ́нсомаРоджерса есть хорошее сравнение: «Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством»[4].
Библиографический список
- М.Холкина Игры, в которые играет бизнес: Управление персоналом №10, 2009 г.
- Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006 г.
- Карл Роджерс К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г.