ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Озерова Елена Ивановна
Калужский филиал РАНХиГСпри Президенте РФ

Аннотация
В данной статье описывается механизм формирования осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории старшеклассников, способствующий совершенствованию внутривузовской системы качества образования на примере проведения межшкольной экономической олимпиады на базе компьютерной деловой игры.

Ключевые слова: выбор образовательной и профессиональной траектории старшеклассников


FORMING A DELIBERATE CHOICE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL FRAMEWORKS OF SENIOR PUPILS

Oserova Elena Ivanovna
Kaluga branch of RAPE& PS under the President of RF

Abstract
This article describes the mechanisms of forming a deliberate choice of educational and professional frameworks of senior pupils, which contributes to the perfection of interuniversity system of education quality, illustrated by the example of interschool economic contest on the basis of computer games.

Keywords: cовременные образовательные технологии


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Озерова Е.И. Формирование осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории старшеклассников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/39872 (дата обращения: 12.12.2024).

Современные образовательные технологии содержат множество диагностических методик, позволяющих старшекласснику определить свои интересы, профессиональные ориентации. Старшеклассник также  способен осуществить профессиональный выбор на основе консультации с психологом, беседы с родителями и преподавателями. Однако в таких случаях не наступает момента осознания своего предназначения. Процесс осознания может произойти только в процессе деятельности, когда старшеклассник, получив знания и навыки, применяет их на практике. Только когда сам старшеклассник принимает активное участие в оценке своих достижений, осуществляет рефлексию собственной деятельности, наступает момент профессионального выбора и момент построения образовательной траектории.

Отношения между студентами и высшими образовательными учреждениями сегодня – это, прежде всего, отношения потребителей и поставщиков образовательных услуг. Причем одна из особенностей потенциальных клиентов вузов (старшеклассников) состоит в том, что они не всегда точно знают, какие именно услуги они хотят получить. Высшим образовательным учреждениям необходимо помочь старшеклассникам сделать правильный выбор по формированию индивидуальной образовательной и профессиональной траектории в условиях огромного количества предложений на рынке образовательных услуг, тем самым определяется актуальность данной статьи.

Одно из основных направлений сотрудничества между высшими образовательными учреждениями и школами сегодня является проведение межшкольных олимпиад. Современные школьники и студенты ориентированы на сетевое взаимодействие и работу, осуществляемую при использовании IT и коммуникационных технологий. Следовательно, организация профориентационных и образовательных мероприятий должна проводиться на базе компьютерных деловых игр (КДИ), с использованием симуляторов, которые повышают мотивацию старшеклассников к осознанному выбору.

В данной статье будет представлен механизм организации и реализации экономической межшкольной олимпиады «По ступенькам бизнеса» на базе компьютерной деловой игры, которая проводится ежегодно в Калужском филиале РАНХиГС при Президенте РФ.

Несомненным достоинством является то, что методология проведения такого рода мероприятия представляется универсальной, а разработанный формат затрагивает интересы широких групп населения, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1. Список стейкхолдеров – лиц, заинтересованных в реализации межшкольных олимпиад

Заинтересованные стороны:

Интересы:

Старшеклассники

 

1)   безболезненная адаптация к новой образовательной среде

2)   правильность выбора вуза

3)   получение целостного образа будущей профессии

Родители

1)   старшеклассник получает набор определенных знаний и развивает свои личностные качества

2)   благоприятная атмосфера в студенческом коллективе

3)   правильность выбора вуза

Преподаватели

1)   развитие дополнительных компетенций студентов, участвующих в олимпиадах (управленческие навыки и т.д.)

Студенты вуза

1)   студенты заинтересованы в самовыражении, признании своей личности и проявление себя в новом качестве

Руководство вуза

1)   обеспечение дополнительного притока абитуриентов

2)   повышение конкурентоспособности и престижа вуза на рынке образовательных услуг

 

Экономическая олимпиада на базе КДИ позволяет в форме, доступной и привлекательной для старшеклассников, говорить о серьезных вещах и заниматься профориентационной работой с использованием интерактивных методов обучения, получая практически немедленную обратную связь, что, в свою очередь, позволяет оценивать эффективность работы и обеспечивает внесение немедленных корректив. В процессе реализации мероприятия были задействованы наиболее эффективные методы профориентации это:

  • интерактивность
  • технологичность
  • информативность

Для проведения экономической игры используется уникальный программный продукт – «Бизнес-Курс: Корпорация плюс» (КДИ) – инструмент моделирования профессиональной деятельности. КДИ имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Экономическая компьютерная деловая игра имеет целью заработать игровые деньги, игра может имитировать реальные бизнес-процессы. Во время экономической компьютерной деловой игры оцениваются такие качества участника как: предприимчивость, инициативность, креативность, командная работа и другие.

Создав условия для профессионального самоопределения старшеклассников посредством проведения межшкольной  экономической олимпиады, мы получаем не только дополнительный приток абитуриентов, но и качественный набор.

Реализация данного мероприятия проходила в 2 этапа: подготовительный и основной.

При разработке подготовительного этапа были определены конкретные действия, сроки их осуществления и ответственные лица за реализацию запланированных мероприятий. В подготовительный этап было включено 5 действий, которые реализовывались в течение  2 месяцев. Основной этап представлен следующими мероприятиями, которые проходили в течение двух дней:

  • обучающий тренинг со старшеклассниками;
  • межшкольная экономическая олимпиада.

Основными ключевыми факторами успеха, существенно повлиявшие на реализацию такого мероприятия на базе академии, являются:

  • наличие современной материально-технической базы;
  • наличие программного продукта КДИ «Бизнес-Курс: Корпорация плюс»;
  • сформированная проектная (рабочая группа);
  • администрация академии.

Экономическая эффективность мероприятия была представлена в смете доходов и расходов по проведению межшкольной экономической олимпиады. Даже при условии поступления в академию только одного участника олимпиады мы получаем положительный эффект. Эффективность также определяется и другим оценочным показателем, а именно: в 2013 году поступило на 31 студентов больше, рост составил 14 % по сравнению с набором 2012 года.

Выполнение поставленных задач контролировалось с помощью разработанной дорожной карты, включающей в себя контрольные точки запланированного события и результат.

В заключении стоит отметить, что проблема профориентационной работы для вуза еще более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор старшеклассника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента. Одновременно является одним из факторов совершенствования внутривузовской системы качества образования в дальнейшем.

Поэтому, на наш взгляд, эффективным средством привлечения старшеклассников являются экономические олимпиады с использованием КДИ, которые позволяют осуществлять профессиональное ориентирование молодежи.

Инновационный опыт, полученный в результате реализации мероприятия, может быть обобщен и распространен в различных образовательных учреждениях. Таким образом, все большее количество абитуриентов будут способны творчески и продуктивно мыслить, работать в команде, ответственно относиться к построению качественной профессиональной траектории осознанного выбора.

У Карла Рэ́нсомаРоджерса есть хорошее сравнение: «Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством»[4].


Библиографический список
  1. М.Холкина Игры, в которые играет бизнес:  Управление персоналом №10, 2009 г.
  2. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006 г.
  3. Карл Роджерс К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г.


Все статьи автора «Озерова Елена Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: