ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ УИС

Зайнуллина Елена Алмазовна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»
курсант 5 курса, младший лейтенант внутренней службы

Аннотация
В статье анализируются проблемы проведения воспитательной работы по формированию профессионального правосознания у сотрудников УИС в процессе обучения в вузе. Автор разработал рекомендации по формированию профессионального правосознания

Ключевые слова: воспитательная работа, правосознание, профессиональное правосознание, сотрудники УИС


FORMATION OF SENSE OF JUSTICE AS AN ELEMENT OF EDUCATIONAL WORK WITH EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM

Zaynullina Elena Almazovna
Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service
student of the 5th year, the junior lieutenant of internal service

Abstract
In article it is analyzed problems of carrying out educational work on formation of professional sense of justice at employees of UIS in the course of training in higher education institution. The author developed recommendations about formation of sense of justice

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зайнуллина Е.А. Формирование правосознания как элемент воспитательной работы с сотрудниками УИС // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/39791 (дата обращения: 08.12.2024).

В настоящее время на основании Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года  огромное значение уделяется воспитательной работе с сотрудниками. [1]

В соответствии с  Приказом ФСИН № 555 воспитательная работа заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников УИС необходимых профессиональных качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания. Воспитательная работа проводится при решении оперативно-служебных и производственно-хозяйственных задач в повседневной деятельности учреждений и органов УИС. При решении служебно-боевых задач осуществляется морально-психологическое обеспечение [2].

Однако, несмотря на пристальное внимание руководства уголовно-исполнительной системы к вопросам кадровой политики до сих пор встречаются случаи нарушения служебной дисциплины, должностных злоупотреблений, коррупционных проявлений и других деструктивных форм поведения сотрудников УИС. В связи с этим возникает вопрос: «Что побуждает сотрудников, представляющих закон, переступать установленную черту?».

В данной работе в исследовании обозначенной проблемы ведущим направлением нами было выбрано изучение правового сознания личности, поскольку именно оно выступает основным регулятором поведения человека в юридически значимых ситуациях.

В связи с этим нами была поставлена цель изучить формирование профессионального правосознания курсантов ВЮИ ФСИН России. Для этого была разработана авторская анкета, включающая в себя 15 вопросов как закрытого, так и открытого типа. В анкетирование приняли участие 2 группы курсантов второго года обучения, среди них 37 курсантов мужского пола и 10 курсантов женского пола.

Перейдем к детальному анализу полученных посредством анкетирования данных.

Вопрос, направленный на изучение отношения курсантов к праву, показал следующее: 62% юношей относятся к праву позитивно (уважают закон), 16% – относятся к праву нейтрально (считают, что есть много способов обойти закон), 11% – относятся к праву негативно (считают, что в идеале закон должен соблюдаться, но в реальности это не так) и 11% – имеют собственные представления о праве; 80% девушек относятся к праву позитивно, 10% – относится негативно и 10% – имеют свои представления.

Ответы юношей и девушек на вопрос оценки собственных знаний законов РФ, а также нормативно-правовых актов УИС совпали. Большинство считают, что степень их знаний законов находится на среднем уровне (юноши – 65%, девушки – 70%), остальные считают, что уровень знаний низкий (юноши – 35%, девушки – 30%). На наш взгляд, это оправданно тем, что действительно курсанты, обучаясь на втором курсе не могут обладать достаточными знаниями как законов РФ, так и специальными знаниями уголовно-исполнительного права в силу начальной стадии обучения юридическим дисциплинам.

Далее анализ результатов анкетирования показал, что в профессиональной деятельности приоритетным для сотрудника УИС по мнению 64% курсантов (как юношей, так и девушек) должен стать закон, по мнению 15% – нормы морали. Остальные курсанты считают приоритетным собственные правовые взгляды, установки и ценности.

Важные данные были получены по анализу вопроса о необходимости правосознания для службы в уголовно-исполнительной системе. Так, 92% курсантов-юношей и 100% курсантов-девушек считают, что формирование правосознания является определяющим компонентом личности профессионала. Однако 5% курсантов-юношей отмечают, что формирование правосознания необходимо только на этапе профессионального обучения. Более того, настораживает тот факт, что 3% курсантов-юношей указывают, что в непосредственной деятельности сотрудника УИС правосознание не нужно, именно эта личностная позиция, на наш взгляд, может способствовать формированию профессиональной деформации сотрудника УИС.

Мнения курсантов относительно процесса формирования правосознания разделились следующим образом:

-         на протяжении всей жизни (39% – юноши, 50% – девушки);

-         в процессе обучения в вузе (30% – юноши, 20% – девушки);

-         с момента поступления на службу (17% – юноши, 20% – девушки);

-         после 5 лет службы (8% – юноши, 10 % – девушки);

-         после 10 лет службы (6% – юноши).

Исходя из этой статистики следует отметить, что большинство курсантов второго курса хорошо представляют себя процесс формирования профессионального правосознания.

Далее по ходу анализа анкетных данных были определены личностные качества, способствующие формированию правосознания сотрудника УИС. Среди них, по мнению курсантов-юношей, должны быть следующие: целеустремленность (24%); честность (8%); моральные качества (8%); ум (8%); ответственность (5%). По мнению курсантов-девушек – ответственность (30%); честность (20%); целеустремленность (10 %).

При реализации цели исследования так же было важно определить, что побуждает сотрудников, представляющих закон, преступить установленную черту. В анкете данный вопрос предусматривал как представленные варианты ответов, так и возможность обозначить свой вариант. Большинство курсантов (38% – юноши, 50% – девушки) считает, что данный факт связан с пренебрежительным отношением к закону; 27% курсантов-юношей считает, что всему виной отсутствие правосознания; 25% курсантов-юношей и 30% курсантов-девушек считает, что причиной является профессиональная деформация. Кроме того, курсантами были даны и собственные варианты ответа на этот вопрос. Так, курсанты-юноши среди возможных причин указывают различного рода жизненные обстоятельства (8%) и условия работы (6%), курсанты-девушки причину пренебрежения закона видят в факте безнаказанности нарушения закона в УИС (20%).

Далее для нас было важно определить позицию курсантов в отношении легитимности законов, принимаемых для уголовно-исполнительной системы. Мнения распределились следующим образом: большинство курсантов (58% – юноши, 40% – девушки) со всеми законодательными нормами согласны; 14% курсантов-юношей и 10% курсантов-девушек считают, что законы вполне легитимны; при этом 28% курсантов-юношей и 40% курсантов-девушек отмечают, что в законодательных актах многое необходимо корректировать.

Интерес вызвал так же вопрос:  влияет ли профессиональное правосознание сотрудников УИС на эффективность их деятельности? Результаты были следующими: большинство считают, что влияет, и результативность деятельности увеличивается значительно ( 73 % – юноши, 90 % – девушки), ( 16 % – юношей и 10 % девушек) считают, что чаще всего, нет ощутимого улучшения результата деятельности, (8 % юношей ) считают, что влияние не имеет, и 3 % считают, что негативно сказывается на результах деятельности сотрудников.

На вопрос способствует ли профессиональное правосознание уменьшению риска возникновения профессиональной деформации в пенитенциарной системе, и юноши и девушки считает в целом одинаково:

- да способствует уменьшению риска возникновения профессиональной деформации ( 49% – юноши, 50 %- девушки);

-  считают, что можно рассматривать только, как профилактическую меру;

-    считают, что нет не способствует, нужен комплекс мер коррекции личности сотрудника УИС (21 % -юноши, 20 %- девушки).

В ходе анкетирования было важно определить какие формы внешнего воздействия оказываются по мнению курсантов, наиболее эффективными при формировании профессионального правосознания сотрудников УИС. Наиболее эффективными формами по мнению респондентов выступают методы материального стимулирования (38% – юноши, 40% – девушки) и метод личного примера непосредственного руководства и коллег (40% – юноши, 20% – девушки). Далее по степени значимости затем следуют благоприятный социально-психологический климат в коллективе (11% – юноши, 10%- девушки) и просветительская работа с сотрудниками УИС в рамках служебной подготовки (8% – юноши, 10% – девушки). При этом, на наш взгляд, необоснованно низко оценивается значение работы с молодыми сотрудниками, принятыми на службу в УИС. Так, всего 3% курсантов-юношей указывают на необходимость данной формы формирования профессионального правосознания сотрудников УИС. Заслуживает внимания и тот факт, что 10% курсантов-девушек дополняют предложенные варианты ответов на данный вопрос и указывают на необходимость наличия у сотрудника УИС собственной мотивации к развитию профессионального правосознания.

В заключении анкеты нами определялась необходимость оценки сформированности правосознания кандидатов на службу в УИС в целях профессионального отбора. Мнения респондентов распределились следующим образом: 47% курсантов-юношей и 70% курсантов-девушек считают что, во многом это является определяющей информацией о готовности к службе в УИС; 42% курсантов-юношей и 30% курсантов-девушек считают, что данный факт может дать только дополнительную информацию о личности кандидата; 11% курсантов-юношей считают, что не стоит усложнять процедуру профессионального отбора на службу в УИС подобного рода оценкой.

В соответствии с полученными результатами целесообразно обозначить следующие рекомендации по формированию профессионального правосознания на этапе вузовского обучения, а также необходимо поставить следующие задачи при отборе или работе с кадрами УИС:

  1. определить уровень правосознания у сотрудника УИС, поступающего на службу;
  2. исходя из оценки актуального уровня правосознания, проводить с сотрудником УИС работу по повышению его уровня профессионального правосознания;
  3. выявить группу риска сотрудников УИС, в число которых входят лица, проявляющие высшую форму отрицания права, и проводить с ними целенаправленную нравственно-правовую воспитательную работу.

Кроме того, еще при проведении профориентационной работы будущих абитуриентов следует ориентировать на выбор профессии в соответствии с их личностными качествами. [3], [4]


Библиографический список
  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года : Распоряжение правительства РФ [от 14 октября2010 г. № 1772-р].
  2. Приказ ФСИН России «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28.12.2010 № 555.
  3. Горина Е.Е., Морозова А.В., Шикина Е.А. Профориентация в решении проблем диспропорций в сфере занятости и обеспечения рынка труда инженерными кадрами // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. – №6 (51). – С.121-125.
  4. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования //Общество: социология, психология, педагогика. –2013. – № 3. – С. 11-15.


Все статьи автора «AIA»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: