Как известно, кластеры являются одной из форм интеграционных объединений хозяйствующих субъектов. При этом, они имеют как схожие, так и отличительные черты в сравнении с другими формами интеграции предприятий.
Согласно определению М. Портера, «кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [2]. В кластеры объединяются хозяйствующие субъекты, обладающие самостоятельностью, на добровольной основе и на определенных принципах (географическая близость, принадлежность к одной отрасли, взаимодополняемость), что обеспечивает кластерной структуре основу для саморазвития.
Кластеры возникают в условиях рыночной среды, которая характеризуется высокой степенью неопределенности, риска и конкуренции. Именно усиление конкурентных влияний рынка и способствует формированию кластеров. В связи с этим, можно говорить о таком элементе создания кластерной структуры, как стихийность. Кроме того, кластерам свойственны такие отличительные черты, как гибкость, самоорганизация, адаптация к условиям внешней среды, непостоянство состава участников.
Одной из проблем, на решение которой направлено создание кластерных структур, выступает удовлетворение потребностей общества в получении разнообразных благ – предприятиям, входящим в кластер, удается наиболее полно распознать и удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов и населения.
Вторая проблема состоит в выборе способа оптимального и рационального использования имеющихся ресурсов. Рыночная конкуренция становится стимулом для формирования состава высококвалифицированных кадров внутри кластера, для проведения новых разработок и исследований, для разработок улучшенных способов управления производственными и сбытовыми процессами.
В современной теории организации фирм присутствуют различные формы интеграционных объединений (табл. 1).
Таблица 1 – Сравнительные характеристики форм интеграционных объединений
Характеристика |
Корпорация |
Холдинг |
Консорциум |
Когломерат |
Картель |
Синдикат |
Трест |
Финансово-промышленная группа |
Предпринимательская сеть |
Стратегический альянс |
Кластер |
1. Интеграция основана на: | |||||||||||
объединении с образованием нового юридического лица |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
||||
объединении без образования нового юридического лица |
• |
• |
|||||||||
соглашении о межфирменном сотрудничестве |
• |
• |
|||||||||
членстве |
• |
||||||||||
слиянии |
• |
||||||||||
2. Юридическая самостоятельность |
• |
• |
• |
|
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
3. Вход в структуру (выход) | |||||||||||
свободный |
• |
• |
|||||||||
по договору |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
|
• |
|
4. Наличие органа, контролирующего и координирующего структуру |
• |
• |
• |
• |
|
|
• |
• |
|
|
|
5. Взаимоотношения между участниками структуры: | |||||||||||
договорная основа |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
неформальная основа |
|
• |
• |
||||||||
управление / подчинение |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
|
• |
|
|
|
конкуренция |
|
|
|
• |
• |
• |
• |
• |
|||
кооперация |
• |
• |
• |
|
• |
• |
• |
||||
6. Интеграция: | |||||||||||
горизонтальная |
• |
• |
• |
||||||||
вертикальная |
• |
• |
|||||||||
смешанная |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
||||
сетевая |
• |
• |
|||||||||
7. Тип структуры: | |||||||||||
моноотраслевой |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
многоотраслевой |
• |
• |
• |
• |
|
|
|
• |
• |
|
• |
8. Границы структуры: | |||||||||||
неподвижные |
• |
• |
• |
|
|
• |
• |
• |
|
|
|
подвижные |
• |
• |
|
• |
• |
• |
|||||
9. Территориальный признак: | |||||||||||
локализация пространства |
• |
• |
• |
||||||||
отсутствие локализации |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
|||
10. Жизненный цикл структуры: | |||||||||||
короткий |
• |
• |
|||||||||
средний |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
|||||
длинный |
• |
• |
|
• |
• |
Как показывает таблица, интеграционные объединения можно условно разделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» относятся объединения, характеризующиеся четкими границами, устойчивой внутренней структурой, наличием договорных отношений между участниками. Однако сложность и переменчивость рыночных условий хозяйствования, усиление конкурентных позиций вызывает необходимость создания таких форм организации хозяйственной деятельности предприятий, при которых последние были бы наиболее гибкими и восприимчивыми к воздействию факторов внешней среды. В связи с этим в последнее время свое развитие получают так называемые «мягкие» формы интеграционных объединений предприятий: виртуальные, сетевые организации, а также кластерные образования.
В отличие от «жестких» форм интеграции предприятий участники кластеров не теряют своей юридической самостоятельности. Кластерное объединение предоставляет его участникам общую сырьевую и клиентскую базу, в т.ч. профессионально подготовленные кадры, а также различные технологии, новые способы производства и реализации продукции, внутри кластера происходит обмен опытом и знаниями.
Кроме того, в отличие от других форм интеграции структур, кластерам свойственна одновременно как конкуренция, так и кооперация. Другими словами, внутри кластера между его участниками постоянно протекают одновременно процессы как противостояния, так и сотрудничества. Вышесказанное свидетельствует о своеобразной борьбе, благодаря которой укрепляются конкурентные позиции фирм-участников кластерной структуры.
Другим отличительным признаком кластеров от иных форм интеграции выступает длительный жизненный цикл, который достигается умением предприятий-участников кластера грамотно воспринимать и оценивать любые рыночные изменения, а также оперативно на них реагировать.
Для кластеров также характерна локализация в пространстве, несмотря на наличие подвижных границ. Для кластеров свойственно стихийное формирование состава его участников, однако каждый из них представляет себе общую миссию и цели, к которым необходимо стремиться.
Подводя итоги, выделим основные характеристики, отличающие кластерные структуры от иных форм интеграционных объединений предприятий:
- отсутствие заключения каких-либо соглашений между участниками (самоорганизация);
- юридическая и хозяйственная самостоятельность всех участников;
- подвижность структуры (состава) участников;
- локализация в пространстве, способствующая плотному взаимодействию в плане обмена ресурсами, персоналом, опытом и знаниями;
- характер взаимоотношений между участниками – конкуренция и кооперация одновременно;
- длительность существования структуры.
Библиографический список
- Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление. Омск: Изд-во ОмГУ, 2011, 244 с.
- Портер М. Конкуренция. – СПб. – М. – Киев: Изд. дом «Вильямс», 2002.
- Хасаншина Н.Б. Экономические цели и мотивы корпоративной интеграции // Вестн. СПбГУ. Сер. Экономика. 2010. №2. С. 100-108.