АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТОВ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РФ

Кривошапова Светлана Валерьевна1, Литвин Екатерина Александровна2
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и налоги
2Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, студент очной формы обучения специальности финансы и кредит

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам и перспективам развития расчетно-кассового обслуживания клиентов кредитными организациями в Российской Федерации. Рассмотрены следующие организационные моменты РКО: методы повышения скорости и надежности проведения расчетов между хозяйствующими субъектами, а так же улучшение качества обслуживания клиентов.

Ключевые слова: интернет-обслуживание., кредитные организации, повышение качества РКО, рассчетно-кассовое обслуживание, российский рынок РКО, услуги, эффективность


CURRENT ISSUES AND DEVELOPMENT TRENDS OF SETTLEMENT AND CASH SERVICES AT CREDIT ORGANIZATIONS IN RUSSIAN FEDERATION

Krivoshapova Svetlana Valerevna1, Litvin Ekaterina Aleksandrovna2
1Vladivostok State University of Economics and Service, PhD, assistant professor of finance and taxes
2Vladivostok State University of Economics and Service, student

Abstract
This article contemplates current issues and development trends of settlement and cash services at credit organizations in Russian Federation. Reviews the organizational aspects of the SCS: methods of increasing the speed and reliability of bank settlements between business entities and improving the quality of services.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кривошапова С.В., Литвин Е.А. Актуальные проблемы и перспективы развития расчетно-кассовых операций клиентов кредитными организациями РФ // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/41074 (дата обращения: 10.04.2024).

Расчетно-кассовое обслуживание – один из самых распространённых и комплексных видов банковских услуг. Ведь именно услуги по РКО лежат в основе отношений банка с их существующими и потенциальными клиентами, а для банка это отличный шанс показать себя с наилучшей стороны. На финансовых рынках часто предоставляется примерно одинаковый перечень банковских услуг, поэтому сфера услуг по РКО чаще всего имеет самую серьёзную конкуренцию. На сегодняшний день не только цена, но и качество предоставляемых услуг по РКО играет немаловажный фактор для клиентов. Нужно заметить, что важным критерием является и надёжность банка, его финансовые показатели на рынке, а так же  скорость проведения расчётов и обработки документов.

Что касается повышения качества расчетно-кассового обслуживания кредитными организациями можно выделить необходимость применения современных технологий обслуживания, а так же развитие дополнительных сервисов, повышающих уровень удовлетворенности клиентов. Проведение мероприятий по внедрению новейших технологий обслуживания и современного банковского оснащения позволит сделать процедуру как кассовых, так и расчётных операций более простой, стабильной и мобильной.

В 2013 году рынок расчетно-кассового обслуживания продолжил совершенствоваться. Банки развивают свои IT-системы, автоматизируют процессы обслуживания клиентов, что может привести к снижению стоимости операций, и, как следствие, снижению тарифов. Но в тоже время, это влечет за собой дополнительные траты, в связи с тем, что банки постоянно внедряют для клиентов новые сервисы. В итоге значительных изменений стоимости услуг РКО не происходит.

Расчетно-кассовое обслуживание всех кредитных организаций РФ на сегодняшний день находится примерно на одном и том же уровне.[1] Список предоставляемых услуг и продуктов практически не различается. Введение современных технологических систем позволит ускорить работу с документами в 4 – 10 раз и сможет гарантировать 100%-ную безошибочность ввода информации в банковскую систему, что в значительной степени отразится на увеличении качества работы банков.

Самой главной целью модернизации услуг по расчетно-кассовому обслуживанию является обеспечение эффективности деятельности организации, повышение скорости и надежности проведения расчетов по операциям банка, а так же улучшение качества обслуживания клиентов.

Банки и другие кредитные организации вынуждены тратить огромное количество времени на обработку большого числа документов, как финансовых, так и юридических. Вследствие этого, недостаток времени на ввод информации в электронные системы служит помехой, как для повышения производительности предприятия, так и для всей экономики в целом.

Платежные поручения клиентов составляют почти 95% всего документооборота кредитной организации. Для того чтобы хоть немного сократить количество бумаги применяют такие системы удаленного обслуживания, как «Клиент-Банк» и «Интернет-банкинг». Число клиентов, которые предпочитают пользоваться услугами «Интернет-банкинга», только за последние 4 года выросло в 2,5 раза. [2, стр. 88] С целью улучшения обслуживания корпоративных клиентов большинство кредитных организаций нашей страны используют систему «Клиент-Банк», которая обеспечивает  возможность самостоятельно в реальном времени контролировать состояние счетов, совершать платежи и пользоваться иными банковскими продуктами (кредиты, ипотека, ценные бумаги и т.д.); Клиенты могут использовать данную программу вне зависимости от места открытия счета, а так же имеют возможность получить доступ к различной справочной информации: ежедневным курсам валют; справочникам банков России и банков-участников S.W.I.F.T. и др.; «Клиент-банк» предоставляет своим клиентам высоконадежные и качественные услуги в режиме 24х7 в течение 365 дней в году при неограниченном росте числа абонентов и трафика их электронного документооборота.

Усилия, которые банки и кредитные организации пытаются предпринять для увеличения числа своих клиентов, применяющих «Клиент-Банк», безусловно, дают весомый результат, но количество организаций, оснащённых современным оборудованием и обслуживаемых в банках, остается прежним. Большая часть клиентуры уже привыкла выполнять платежи при помощи бумажных носителей, и пока не готова перейти на что-то новое. Это объясняется тем, что программа “Клиент-Банк” требует установки некоторого дополнительное оборудования и программного обеспечения. Так же, для того, чтобы использовать данную программу необходимо провести курсы подготовки персонала, привести технику к надлежащему уровню работоспособности, и т.д. На каждый готов согласиться на затраты, относящиеся к внедрению безбумажного обмена. В связи с этим кредитные организации и банки предпринимают попытки перевода максимального количества информации в электронный вид. В данный момент на рынке уже существуют системы, способные решить эту проблему. Такие системы оптически распознают символы и самостоятельно переводят информацию в систему компьютера (например, Fine Reader Банк компании ABBYY). Но есть, по меньшей мере, один минус в их использовании – это низкое качество распознавания текста, что нередко приводят к доставлению ещё больших неудобств и затрат времени, нежели пользы для организаций.

Для лучшего функционирования системы следует создать технологию, которая позволила бы быстро и удобно переводить максимальное количество документов с бумажных носителей в электронный вид. К счастью, наука не стоит на месте и среди научных инноваций уже появилась программа BiPrint, созданная и запатентованная Санкт-Петербургской фирмой «РИТ». BiPrint уникальная программа, которая позволяет сразу в несколько раз сократить время ручного ввода  документации с бумажных носителей в информационную среду организации, обеспечивая при этом самое точное совпадение. В её основе лежит использование двумерных штриховых кодов и специального считывающего устройства (image reader). [3]

Скорость прохождения платежей в кредитных организациях так же можно назвать одной из важных проблем в области расчетно-кассового обслуживания.

Многие банки уделяют большое внимание развитию корреспондентских отношений с другими банками. Прямые переводы между различными банками позволяют до минимума сократить время прохождения клиентских платежей, но для их ускорения всё же требуется установление системы, действующей в режиме «on-line». [4]

Скорее всего придётся организовать структуру работы следующим образом: клиент приносит платежное поручение в режиме «on-line», это и позволяет клиентам в течение всего операционного дня наблюдать за поступлениями платежей из других банков. Сразу после того, как  платеж попадает на корреспондентский счет банка, он сразу же поступает в систему расчетно-кассового обслуживания и автоматически зачисляется на расчетный счет клиента.

Операционисту стоит только обновить поступающую информацию и платёж тут же становится доступным для него в реальном времени. Эта программа контролирует на сопоставление наименования организации, указанного в пришедшем платежном поручении расчетному и встает на отправку с корреспондентского счета банка, что делает весь процесс прохождения платежей более быстрым.

Подводя итоги, можно сказать, что предлагаемые стратегии по увеличению эффективности расчётно-кассовых операций позволят максимально сократить время обслуживания клиентов, увеличить скорость прохождения информации внутри организации: внедрить единые стандарты работы с документами и контроля их исполнения; повысить безопасность доступа к информации, а так же производительность труда сотрудников, снизить зависимость результатов от квалификации работника.


Библиографический список
  1. http://expert.ru/2011/08/4/optimalnyij-vyibor-banka/
  2. AnaliticResearchGroup. Обзор рынка расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.  Январь, 2014. URL:  http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved= 0CCsQFj AA&url=http%3A%2F%2Fmarketing.rbc.ru%2Fdownload%2Fresearch%2Fdemofile_562949990572463&ei=4iRnVNCAHYjcywOgq4GgDA&usg=AFQjCNEFysIt4C39PjCTtTqfw04dnrfEIA&sig2=COtsJhVsvHn3JLPr9YbehQ&bvm=bv.79142246,d.bGQ&cad=rjt
  3. http://www.cnews.ru/reviews/free/finance/abs/biprint/
  4. http://www.distate.ru/news/articles/index.php?ELEMENT_ID=1410


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Литвин Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация