РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИК ЮЖНОЙ СИБИРИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Захарова Анастасия Александровна
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
старший преподаватель кафедры менеджмента и социологии

Аннотация
В статье раскрывается содержание государственной идентичности, представлена характеристика ее структуры. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике российской идентичности между тремя республиками Южной Сибири. На основе анализа данных социологических исследований начала 1990-х – 2014 гг. рассматриваются современные процессы формирования гражданской идентичности взрослого населения Южной Сибири.

Ключевые слова: автостереотипы, государственно-гражданская идентичность, дентичность, образ-Мы, российская идентичность, россиянин


RUSSIAN IDENTITY OF INHABITANTS OF THE REPUBLICS OF SOUTHERN SIBERIA: COMPARATIVE ANALYSIS

Zakharova Anastasia Aleksandrovna
Katanov Khakas State University
senior teacher of chair of management and sociology

Abstract
The article explores the maintenance of state identity, the characteristic of its structure. The special attention is paid to the comparative characteristic of state identity between three republics of Southern Siberia. On the basis of the analysis of these sociological researches of the beginning of the 1990th – 2014 are considered modern processes of formation of civil identity of adult population of Southern Siberia.

Keywords: autostereotypes, identity, image-We, Russian identity, state identity


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Захарова А.А. Российская идентичность жителей республик Южной Сибири: сравнительный анализ // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40667 (дата обращения: 18.04.2024).

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ

(проект № 14-03-00493)

Потребность в самоидентификации особенно свойственна человеку в эпоху нестабильности, периоды разрушения прежней и формирования новой идеологии. Нестабильность сегодняшнего дня, перестройка межгосударственных отношений актуализирует необходимость формирования прочной государсвенно-гражданской идентичности россиян. «Изучение идентичности населения страны обладает не только академической, но практической значимостью, особенно это актуально в тех регионах, где представители этнических групп ежедневно взаимодействуют лицом к лицу» [1, с. 109].

Идентичность сложный феномен, в котором интегрируются эмоциональное и рациональное, психологическое и идеологическое, многие свойства, качества, особенности личности и общности. Надэтническая идентичность олицетворяет качество отношения общества, народа, личности к государству. От ее выраженности, направленности зависит отношение населения к России, своим и гражданам других государств, судьба нашей страны, ее положение в мире. Степень укорененности государственной идентичности в сознании и действиях россиян – залог политического, духовного единства российского общества. Российская идентичность – осознание принадлежности к российскому государству и его гражданам, а также представления членов данной национальной общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах развития, о своем месте среди других стран и характере взаимоотношений с ними [2, с. 73-74].

Национальное самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные элементы – представления, составляющие «образ-Мы», а также эмоциональный и поведенческий. Важной составляющей государственной идентичности является идеологический компонент, очерченного варианта которого, по мнению многих исследователей, как раз и не хватает России.

Социологические исследования, проводившиеся в Южной Сибири с 1994 г.  демонстрируют постепенное возрастание роли российской идентичности: так, в начале  90-х республиканская идентичность заметно превосходила государственную [2, 4, 6]. В 2007 году исследование показало равенство российского и республиканского самосознания в структуре идентичностей жителей Хакасии [5, с. 77-87].

Проведенное весной-летом 2014 г. исследование методом формализованного интервью с применением квотной выборки, которое включило в себя жителей республик Алтай (N=383), Хакасия (N=384) и Тува (N=383), продемонстрировало отностельную включенность населения в проблемы России и фрагментарность российской идентичности граждан. Около 30 % (относительное большинство) опрошенных считает себя в первую очередь жителем России. При этом процент выше в Хакасии и Алтае, жители Тувы предпочли республиканскую идентичность российской (30,3 и 21,9 % соответственно). «Образ-Мы» для половины респондентов связан с жителями России, однако об этом в основном говорят жители республики Алтай. Респонденты Тувы примерно в равной степени связывают себя как с жителями республики, так и с жителями страны. В их структуре идентичности высока роль этнической составляющей, но тем не  менее она довольно неплохо сосуществует с российским самосознанием. «Образ-Мы» жителей Хакасии характеризуется большой степенью неопределенности: он связывается и с гражданами России, и с жителями одной республики, и с жителями одного города/села, и с людьми общего поколения, и с представителями одного пола.

Более 75 % респондентов в той или иной мере гордятся своей страной, однако такая ситуация складывается благодаря жителям республики Тува (очень гордятся – 48,8 %, скорее гордятся – 41,3 %) и жителям республики Алтай (очень гордятся – 36,6 %, скорее гордятся – 43,3 %). Среди опрощенных в республике Хакасия более четверти не гордятся своей страной. Примерно такая же ситуация складывается при ответе на вопрос «Гордитесь ли Вы своей республикой?». 48,5 % респондентов Тувинского региона считают, что Россию ждет великое будущее, что на 15-18 % больше, чем в ответах хакасских и алтайских жителей. Более 10 % считают государство одной из пяти важнейших для ценностей, естественно, впереди оказались такие универсальные ценности как здоровье, любовь, семья.

Различима неопределенность и в вопросе о том, что значит быть гражданином России. Хакасское население видит в гражданине того, кто должен получать от государства защиту, помощь, поддержку, жители Тувы и Алтая представляет себе его как человека, любящего и защищающего Отечество.

Россиянина же в первую очередь определяют как человека, имеющего российское гражданство – 28 % (процент высок благодаря респондентам Республики Тува – 45 %) и знающего русскую культуру и считающего ее своей – 20 % (в основном жители Хакасии и Алтая). Значимым также является любовь к России и отнесение себя к россиянам.

Более половины опрошенных устраивает жизнь в настоящем времени, они не пожелали выбрать иной период для жизни и предложили искать для страны свой путь дальнейшего развития, отличный от западных стран и российского прошлого. Это демонстрирует и относительная стабильность мнения большинства населения, участвующего в опросе, о срединном положении России между странами Запада и Востока по экономике, культуре и национальному характеру. При этом по последнему пункту жители Тувы чуть в большей степени, чем остальные, склонны относить Россию к восточным странам.

В ходе настоящего исследования выявлялись также автостереотипы через фиксацию качеств, которые респонденты считают наиболее присущими россиянам. В рамках автостереотипа россияне видят себя добрыми и великодушными (47,7 %), трудолюбивыми (29,2 %), честными и порядочными (27,8 %), гордыми (25,5 %), ответственными (19,2 %), искренними (18,2 %), эмоциональными (17,2 %) и в то же время, подверженными вредным привычкам (43,7 %), ленивыми (40,9 %), эгоистичными (19,1 %), хвастливыми (17 %) и лживыми (16,4 %). Определенная схожесть автостереотипов у представителей разных этносов способствует проявлению национального самосознания, усилению чувства общности.

Несмотря на внутреннюю неудовлетворенность своим социальным положением, многочисленные социальные и личностные проблемы россиян, несмотря на противоречивый характер государственной идентичности, можно говорить о том, что Россия постепенно встает на ноги, самоопределяется. Следовательно, у российской идентичности есть перспективы для еще более полного и массового утверждения. Разница ответов в регионах обуславливается спецификой социально-культурной идентичности и политического самосознания. В общем, все республики характеризуются вполне мирным сосуществованием в самосознании населения государственной и этнических идентичностей. Что в свою очередь ведет, несмотря на некоторую межнациональную напряженность, к мирным неконфликтным взаимодействиям между главными этносами республик.


Библиографический список
  1. Аксютин Ю. М. Между традиционализацией и модернизмом: идентичность и специфика межкультурной коммуникации (на примере Хакасии) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Специальный выпуск по материалам декабрьских научных чтений. 2012. С. 108-112.
  2. Жители Хакасии о своей жизни: результаты соц. исследования по теме «Состояние межнациональных отношений в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания». Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1994. 72 с.
  3. Костюнина А. А. Российская идентичность глазами студентов (на примере студентов ХГУ им. Н. Ф. Катанова) / Межкультурная коммуникация: исторический опыт и современные социально-гуманитарные проблемы: материалы межрегиональной научно-практической конференции / ответственный редактор Л. В. Анжиганова. Абакан, 2009. С. 73-78.
  4. Межнациональные отношения в Хакасии: результаты соц. исследования по теме «Состояние межнациональных отношений в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания» / Отв. ред. Л. В. Анжиганова, Г. Г. Котожеков. М.–Абакан: ХРИПКиПРО Роса, 1997. 51 с.
  5. Религиозно-нравственное сознание населения Республики Хакасия – проблемы и перспективы развития. / Под ред. В. Г. Ибрагимовой Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007. 87 с.
  6. Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. 80 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Захарова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация