Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ
(проект № 14-03-00493)
Потребность в самоидентификации особенно свойственна человеку в эпоху нестабильности, периоды разрушения прежней и формирования новой идеологии. Нестабильность сегодняшнего дня, перестройка межгосударственных отношений актуализирует необходимость формирования прочной государсвенно-гражданской идентичности россиян. «Изучение идентичности населения страны обладает не только академической, но практической значимостью, особенно это актуально в тех регионах, где представители этнических групп ежедневно взаимодействуют лицом к лицу» [1, с. 109].
Идентичность сложный феномен, в котором интегрируются эмоциональное и рациональное, психологическое и идеологическое, многие свойства, качества, особенности личности и общности. Надэтническая идентичность олицетворяет качество отношения общества, народа, личности к государству. От ее выраженности, направленности зависит отношение населения к России, своим и гражданам других государств, судьба нашей страны, ее положение в мире. Степень укорененности государственной идентичности в сознании и действиях россиян – залог политического, духовного единства российского общества. Российская идентичность – осознание принадлежности к российскому государству и его гражданам, а также представления членов данной национальной общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах развития, о своем месте среди других стран и характере взаимоотношений с ними [2, с. 73-74].
Национальное самосознание имеет сложную структуру. В него входят когнитивные элементы – представления, составляющие «образ-Мы», а также эмоциональный и поведенческий. Важной составляющей государственной идентичности является идеологический компонент, очерченного варианта которого, по мнению многих исследователей, как раз и не хватает России.
Социологические исследования, проводившиеся в Южной Сибири с 1994 г. демонстрируют постепенное возрастание роли российской идентичности: так, в начале 90-х республиканская идентичность заметно превосходила государственную [2, 4, 6]. В 2007 году исследование показало равенство российского и республиканского самосознания в структуре идентичностей жителей Хакасии [5, с. 77-87].
Проведенное весной-летом 2014 г. исследование методом формализованного интервью с применением квотной выборки, которое включило в себя жителей республик Алтай (N=383), Хакасия (N=384) и Тува (N=383), продемонстрировало отностельную включенность населения в проблемы России и фрагментарность российской идентичности граждан. Около 30 % (относительное большинство) опрошенных считает себя в первую очередь жителем России. При этом процент выше в Хакасии и Алтае, жители Тувы предпочли республиканскую идентичность российской (30,3 и 21,9 % соответственно). «Образ-Мы» для половины респондентов связан с жителями России, однако об этом в основном говорят жители республики Алтай. Респонденты Тувы примерно в равной степени связывают себя как с жителями республики, так и с жителями страны. В их структуре идентичности высока роль этнической составляющей, но тем не менее она довольно неплохо сосуществует с российским самосознанием. «Образ-Мы» жителей Хакасии характеризуется большой степенью неопределенности: он связывается и с гражданами России, и с жителями одной республики, и с жителями одного города/села, и с людьми общего поколения, и с представителями одного пола.
Более 75 % респондентов в той или иной мере гордятся своей страной, однако такая ситуация складывается благодаря жителям республики Тува (очень гордятся – 48,8 %, скорее гордятся – 41,3 %) и жителям республики Алтай (очень гордятся – 36,6 %, скорее гордятся – 43,3 %). Среди опрощенных в республике Хакасия более четверти не гордятся своей страной. Примерно такая же ситуация складывается при ответе на вопрос «Гордитесь ли Вы своей республикой?». 48,5 % респондентов Тувинского региона считают, что Россию ждет великое будущее, что на 15-18 % больше, чем в ответах хакасских и алтайских жителей. Более 10 % считают государство одной из пяти важнейших для ценностей, естественно, впереди оказались такие универсальные ценности как здоровье, любовь, семья.
Различима неопределенность и в вопросе о том, что значит быть гражданином России. Хакасское население видит в гражданине того, кто должен получать от государства защиту, помощь, поддержку, жители Тувы и Алтая представляет себе его как человека, любящего и защищающего Отечество.
Россиянина же в первую очередь определяют как человека, имеющего российское гражданство – 28 % (процент высок благодаря респондентам Республики Тува – 45 %) и знающего русскую культуру и считающего ее своей – 20 % (в основном жители Хакасии и Алтая). Значимым также является любовь к России и отнесение себя к россиянам.
Более половины опрошенных устраивает жизнь в настоящем времени, они не пожелали выбрать иной период для жизни и предложили искать для страны свой путь дальнейшего развития, отличный от западных стран и российского прошлого. Это демонстрирует и относительная стабильность мнения большинства населения, участвующего в опросе, о срединном положении России между странами Запада и Востока по экономике, культуре и национальному характеру. При этом по последнему пункту жители Тувы чуть в большей степени, чем остальные, склонны относить Россию к восточным странам.
В ходе настоящего исследования выявлялись также автостереотипы через фиксацию качеств, которые респонденты считают наиболее присущими россиянам. В рамках автостереотипа россияне видят себя добрыми и великодушными (47,7 %), трудолюбивыми (29,2 %), честными и порядочными (27,8 %), гордыми (25,5 %), ответственными (19,2 %), искренними (18,2 %), эмоциональными (17,2 %) и в то же время, подверженными вредным привычкам (43,7 %), ленивыми (40,9 %), эгоистичными (19,1 %), хвастливыми (17 %) и лживыми (16,4 %). Определенная схожесть автостереотипов у представителей разных этносов способствует проявлению национального самосознания, усилению чувства общности.
Несмотря на внутреннюю неудовлетворенность своим социальным положением, многочисленные социальные и личностные проблемы россиян, несмотря на противоречивый характер государственной идентичности, можно говорить о том, что Россия постепенно встает на ноги, самоопределяется. Следовательно, у российской идентичности есть перспективы для еще более полного и массового утверждения. Разница ответов в регионах обуславливается спецификой социально-культурной идентичности и политического самосознания. В общем, все республики характеризуются вполне мирным сосуществованием в самосознании населения государственной и этнических идентичностей. Что в свою очередь ведет, несмотря на некоторую межнациональную напряженность, к мирным неконфликтным взаимодействиям между главными этносами республик.
Библиографический список
- Аксютин Ю. М. Между традиционализацией и модернизмом: идентичность и специфика межкультурной коммуникации (на примере Хакасии) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Специальный выпуск по материалам декабрьских научных чтений. 2012. С. 108-112.
- Жители Хакасии о своей жизни: результаты соц. исследования по теме «Состояние межнациональных отношений в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания». Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1994. 72 с.
- Костюнина А. А. Российская идентичность глазами студентов (на примере студентов ХГУ им. Н. Ф. Катанова) / Межкультурная коммуникация: исторический опыт и современные социально-гуманитарные проблемы: материалы межрегиональной научно-практической конференции / ответственный редактор Л. В. Анжиганова. Абакан, 2009. С. 73-78.
- Межнациональные отношения в Хакасии: результаты соц. исследования по теме «Состояние межнациональных отношений в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания» / Отв. ред. Л. В. Анжиганова, Г. Г. Котожеков. М.–Абакан: ХРИПКиПРО Роса, 1997. 51 с.
- Религиозно-нравственное сознание населения Республики Хакасия – проблемы и перспективы развития. / Под ред. В. Г. Ибрагимовой Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007. 87 с.
- Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. 80 с.