Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания.[7, с.32]
Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» – постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека – его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) – прямое следствие ее традиционализма.
Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения.[9, с.446]
Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.[7, с.32]
Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация – это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.
Национальная культура включает этническую – народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом и технологическом развитии общества.
Этническая культура – базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.[7, с.354]
Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев.[10, с.86]
Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.
Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» – крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная».[7, с.354] В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика.[10, с.87]
Н.М. Мухамеджанова и С.М. Богуславская выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:
1. Этническая культура – консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.
2. Этническая культура – замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.
3. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, групповыми особенностями быта, поведения, языка и т.д. В национальной культуре эти различия нивелируются, а с развитием и вовсе исчезают.[10, с.87]
Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:
– в экономической сфере – в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;
– в политической сфере – в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;
– в идеологической сфере – в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;
– в культурной сфере – в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.
Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.
В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности. Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества – важной этно-социальной группы населения России.[1-6]
Библиографический список
- Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №4. – С.119-123.
- Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – №8(26). – С.23-26.
- Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – №3(17). – С.42-48.
- Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №9. – С.141-146.
- Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. – 2013. – №12(33). – С.37-41.
- Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. – 2013. – №3-4. – С.59-80.
- Культурология: учебное пособие / Н.Н.Фомина, Н.О.Свечникова. – СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008.
- Культурология: методические указания / сост. О.Л.Протасова. – Тамбов: Изд. ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.
- Теоретическая культурология / А.В.Ахутин и др. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.
- Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М.Мухамеджановой и С.М.Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007.