ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Аржанова Ирина Олеговна
University of Southampton, U.K.
аспирантка

Аннотация
К вопросам жизни этносов сегодня приковано внимание. Актуальным становится вопрос особенностей этнической культуры. Это совершенно особый культурный тип, который должен быть внимательно изучен.

Ключевые слова: история, культура, люди, народ, Россия, традиция, этнос


ETHNIC CULTURE AS A PARTICULAR TYPE OF CULTURE AND HER FEATURES

Arzhanova Irina Olegovna
University of Southampton, U.K.
postgraduate

Abstract
The issues of ethnic groups now riveted attention. Relevant question becomes especially ethnic culture. This is a very special cultural type, which should be studied.

Keywords: culture, ethnicity, history, nation, people, Russia, tradition


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Аржанова И.О. Этническая культура как особый тип культуры, ее особенности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40517 (дата обращения: 18.04.2024).

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания.[7, с.32]

Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» – постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека – его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) – прямое следствие ее традиционализма.

Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения.[9, с.446]

Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.[7, с.32]

Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация – это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.

Национальная культура включает этническую – народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом и технологическом развитии общества.

Этническая культура – базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.[7, с.354]

Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев.[10, с.86]

Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.

Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» – крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная».[7, с.354] В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика.[10, с.87]

Н.М. Мухамеджанова и С.М. Богуславская выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:

1. Этническая культура – консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.

2. Этническая культура – замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.

3. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, групповыми особенностями быта, поведения, языка и т.д. В национальной культуре эти различия нивелируются, а с развитием и вовсе исчезают.[10, с.87]

Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:

– в экономической сфере – в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;

– в политической сфере – в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;

– в идеологической сфере – в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;

– в культурной сфере – в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.

Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.

В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности. Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества – важной этно-социальной группы населения России.[1-6]


Библиографический список
  1. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №4. – С.119-123.
  2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – №8(26). – С.23-26.
  3. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. – 2013. – №3(17). – С.42-48.
  4. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – №9. – С.141-146.
  5. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. – 2013. – №12(33). – С.37-41.
  6. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. – 2013. – №3-4. – С.59-80.
  7. Культурология: учебное пособие / Н.Н.Фомина, Н.О.Свечникова. – СПб.: СПбГУ ИТ-МО, 2008.
  8. Культурология: методические указания / сост. О.Л.Протасова. – Тамбов: Изд. ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.
  9. Теоретическая культурология / А.В.Ахутин и др. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.
  10. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М.Мухамеджановой и С.М.Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аржанова Ирина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация