Проблема поиска эффективных технологий работы с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности в современной социально-экономической реальности. Самовольный уход воспитанника – это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности, протестной реакции, это показатель наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Первоочередной задачей в решении перечисленных социально-психологических и медико-социальных проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как социальный приют.
У детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации; у детей, оставшиеся без попечения родителей, периодически пребывающие в реабилитационных учреждениях, формируются социально-психологические особенности, определяющие склонность к девиантному поведению, в том числе к самовольным уходам.
Недостатки, детерминированные неполноценными условиями жизнедеятельности и воспитания в неблагополучной семье, в психофизиологическом, социальном и эмоциональном развитии ребенка к подростковому возрасту трансформируются в искажение ценностных ориентиров и направленности интересов.
Как правило, подросток на момент поступления в социальный приют уже имеет индивидуальный опыт семейного неблагополучия, асоциального поведения и социальной реабилитации. Большинство подростков отличаются:
- низким уровнем социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы и правила, необходимость соответствовать им;
- низкой самооценкой, отсутствием друзей и близких и постоянной поддержки с их стороны;
- несформированностью волевой сферы, отсутствием целеустремленности, направленности на будущую жизнь;
- низкой социальная активностью, безразличием к судьбе окружающих и своей собственной;
- потребительским отношением к близким, обществу и государству, в целом [1].
Изъятие ребенка из семьи и помещение в специализированное учреждение для детей, выступая психотравмирующим фактором, усиливают дезадаптацию.
За 2004 год зафиксировано 30 фактов самовольных уходов воспитанников в Тольяттинского социального приюта «Дельфин», за 2011 – 8, за текущий год – 3. Правонарушений, преступлений, общественно-опасных деяний за время отсутствия несовершеннолетними совершено не было. Случаев массовых уходов не выявлено.
Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику. Основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста.
Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
В качестве основных направлений работы по профилактике самовольных уходов воспитанников можно выделить следующие:
1. Административно-организационные меры по предупреждению самовольных уходов и правонарушений воспитанников.
2. Комплекс социально-реабилитационных мер.
3. Меры по розыску воспитанников, допустивших самовольный уход из учреждения.
4. Реабилитационные меры после возвращения ребенка в учреждение.
С целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних и совершения противоправных действий, администрацией учреждения изданы распорядительные документы, разработаны локально-нормативные акты и методические материалы.
Коллективом Тольяттинского социального приюта накоплен богатый опыт работы по профилактике правонарушений и преступлений в подростковой среде. Данный опыт обобщен и представлен в Мезоструктурной модели работы по профилактике самовольных уходов, в которую входит ряд методических и нормативных документов (рис.1).
Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги, практическими рекомендациями.
Анализ самовольных уходов воспитанников из учреждения показал, что основными причинами ухода являются:
- психологические трудности в адаптации к новым условиям проживания в приюте (на первом этапе реабилитации – от 1 до 3 месяцев пребывания в учреждении);
- желание навестить свое близкое окружение (родителей, родственников, друзей), посетить дом, потребность в теплых межличностных отношениях;
- жажда новых впечатлений и развлечений, желание освободиться от надзора, надоевшего режима;
- склонность к уходам, бродяжничеству, беспризорности и совершению преступлений («синдром бродяжничества»).
Рис. 1. Мезоструктурная модель работы по профилактике самовольных уходов воспитанников ГКУ СО «Тольяттинский социальный приют «Дельфин»
Доктор медицинских наук А.Е. Личко выделяет 4 типа побегов: 1) эмансипационные; 2) импульсивные; 3) демонстративные; 4) дромоманические побеги [2].
Эффективность профилактической работы зависит от адекватности комплекса реализуемых мероприятий условиям и факторам, послужившим причиной самовольного ухода воспитанника. При анализе событийного ряда, следствием которого является побег, можно выделить несколько групп факторов:
- факторы, связанные с психо-эмоциональным состоянием ребенка, как следствия длительного стресса, ситуативной тревожности, реакции гиперкомпенсации в ответ на сложившуюся ситуацию;
- факторы, связанные с имеющимися у подростка жизненными планами (возможно фантастическими);
- факторы, связанные с акцентуацией характера как крайний вариант нормы, с развитием заболевания, когда побег имеет диагностическое значение;
- факторы, связанные с личными и профессиональными качествами, компетентностью сотрудников учреждения [3].
Минимизация таких внутренних факторов, как индивидуально-психологические особенности, проявления кризиса подросткового возраста, влияние на подростка стихийно-группового общения, способствуют мероприятия медицинской, психологической, педагогической, физической, социально-правовой, творческой, профессионально-трудовой реабилитации, осуществляемые в режиме дня учреждения.
В рамках каждого из перечисленных видов реабилитации специалистами (воспитателем, инструктором по труду, музыкальным руководителем и др.) разработаны и реализуются модифицированные рабочие программы клубной деятельности в соответствии с основными направлениями:
- формирование ценностных ориентиров личности;
- формирование здорового образа жизни;
- основы социализации, реализации творческих интересов, самоактуализации;
- трудовое воспитание, жизнеобеспечение;
- эстетическое воспитание, самореализация личности.
Реабилитационно-воспитательная, и в том числе досуговая и профилактическая, работа в приюте проводится в соответствии с основными принципами работы с дезадаптивными детьми: принципами гуманизма, комплексности и индивидуального подхода.
Наравне с традиционными формами досуга (тематическими мероприятиями, праздниками; спортивными, народными, подвижными, сюжетно-ролевыми, деловыми играми; коллективными творческими делами) введена новая форма организации досуга – инициативные досуговые дела. Это дела необычные по форме и содержанию, ориентированные на разнообразные постоянные или модные увлечения воспитанников.
Работа педагогов-психологов направлена на формирование коммуникативных компетенций детей, развитие позитивного социального опыта, изменение стратегии поведения подростков в конфликте, коррекцию психоэмоционального состояния.
Результативной технологией работы с девиантными детьми является игротерапия. Игры в образах, игры по литературным произведениям, инсценировки используются как инструмент для изучения ребенка, для воспроизведения психотравмирующей ситуации, для «лечения» искажений в развитии личности ребенка.
Особенностью психологических занятий с воспитанниками подросткового и юношеского возраста является использование элементов тренинга.
С целью наиболее эффективного сотрудничества с ребенком по коррекции его асоциального поведения на основе дифференцированного подхода, выстраивается индивидуальная социально-реабилитационная программа с обязательным включением социально-медицинских, психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий.
Это позволяет воспитаннику наиболее быстро адаптироваться к условиям социального приюта, то есть воспринять установленные нормы и правила поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила общежития.
Установить причины, влияющие на склонность подростка к самовольным уходам, отнесенным к таким внешним, по отношению к ребенку, факторам, как уровень владения педагогами профессиональными компетенциями, наличие социально значимых личностных качеств (доброжелательность, отзывчивость, сопереживание, стрессоустойчивость и пр.), стиль педагогического общения, призвана методическая работа.
Формирование и реализация единой конструкции методов и технологий реабилитации воспитанников в условиях специализированного учреждения, позволяющих минимизировать проявления дезадаптации в поведении подростков – такова цель методической работы.
В качестве концептуальной основы данной конструкции выступает личностно-ориентированный подход, реализующийся коллективом специалистов в профессиональной практике как:
- понимание детства как особой ценности;
- понимание возрастных особенностей не на житейском, а на научном уровне;
- выявление и своевременность социально-реабилитационной работы с личностными трудностями ребенка.
Подтверждением результативности реализации Мезоструктурной модели как технологи оказания социально-психологической, социально-педагогической, социально-профилактической помощи детям с нарушениями в поведении в условиях реабилитационного учреждения является значительное положительное воздействие на их личностное развитие и адаптацию в социуме, и как следствие, отрицательная динамика случаев самовольных уходов.
Библиографический список
- Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад. психология и психоанализ / Т.И. Шульга. – №2, 1998.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
- Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н.А. Разнадежина. – Сургут, 2010. – 46 с.