На сегодняшний день под сетевым межвузовским взаимодействием в сфере высшего образования понимают систему взаимосвязей, дающих возможность создавать, эмпирически проверять и реализовывать инновационные модули формирования содержания образования и управления системой образования.
Новшества в условиях образовательной сети обретают эволюционные характеристики, что непосредственно связано с постоянным обменом информацией и накопленным опытом, и отсутствием каких-либо обязательных требований внедрения в учебный процесс. Накопленные знания, умения и навыки участников взаимодействия оказываются необходимыми не только в качестве определенного образца для копирования, а также в роли показателя, который дает возможность разглядеть уровень своего опыта и прибавить к нему что-то совершенно инновационное, позволяющее повысить эффективность дальнейшей работы
Сетевое межвузовское взаимодействие как ключевой фактор новых форм сотрудничества на текущем этапе в условиях развития современного информационного общества содержит в себе огромный потенциал. Как главный феномен информационного и вместе с тем общекультурного обмена, сетевое межвузовское взаимодействие образовательных учреждений дает возможность генерировать инновационные продукты – сетевые образовательные программы. Работа над общими сетевыми программами придает новый смысл уже привычным формам работы, наличие общих просветительских и ценностно-ориентированных курсов активизирует творческий потенциал. Вырабатываются межкультурные коммуникации, которые могут обеспечить приобретение высокого уровня профессиональных компетенций.
Идея создания сетевых межвузовских объединений является эффективным движущим фактором ассоциации сил и концентрации их на важных направлениях развития образовательной системы в целом, решения важных государственных задач по обновлению субъетов хозяйственной деятельности и улучшения социальной сферы государства.
Формы, в которых могут быть выражены такие объединения, могут быть совершенно разными: это могут быть союзы с независимым юридическим лицом, либо объединения, в которых роль главенствующего органа могут играть уже созданные межвузовские центры сотрудничества, либо подразделения высших учебных заведений.
Фактор межвузовского, как учрежденного несколькими высшими учебными заведениями, имеет главенствующее значение, так как монопольное воздействие на основную структуру одного, пусть даже самого значительного в своей среде университета приведет к неизбежной конфронтации и может привести к краху всего взаимодействия. Восстановление уже будет трудновыполнимо, так как структура уже наполнена отрицательным отношением со стороны ее подразделений. Это, конечно же, естественное и понятное явление. На стадии возникновения, пока данное объединение набирает силу, головное высшее учебное заведение “уверяет” себя в том, что оно является самым головным в установлении, ведении и развитии общих кооперационных межвузовских процессов. Оставшиеся высшие учебные заведения на данном этапе не сильно препятствуют, так как результат на стадии возникновения не велик, а перспективы еще весьма далекие. На более продвинутой стадии, когда возможные результаты (управленческие, государственные, региональные или хозяйственные) начинают быть видны, головное высшее учебное заведение совершенно естественно будет тянутся к тому, чтобы сдвинуть кооперационную структуру взаимодействия на второй план и начать независимо от остальных решать кооперационные межвузовские вопросы через призму, прежде всего, своего личного интереса.
Таким образом, сегодня ясно, что главными проблемами при организации сетевого межвузовского взаимодействия на всех этапах становятся: вопросы корпоративного разделения структур управления, явно неполное аппаратное, программное и технологическое наполнение данного вида взаимодействия; вопросы конвертируемости результатов сетевого межвузовского образования в зачет уже существующего высшего образования, гражданская и нормативно-правовая база данного явления.
Библиографический список
- Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.
- Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике. [Электронный ресурс] / Интернет-форум «Педагогика в современном мире» http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 01.09.2014)
- Женина В.С.. Сетевое взаимодействие вузов как инновационный тип отношений образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/97-conference-internet-2014-april/part4/728-4-6 (дата обращения: 29.08.2014)
- Пелихов, Н.П. Кооперационные межвузовские объединения[Текст] / Н.П. Пелихов // Ростовская электронная газета, http://www.relga.sfedu.ru. – 1999 . – № 18 [24].
- Veksler V.A. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system /Veksler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G.//Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
- Векслер В.А. Принципы регулирования рынка образовательных услуг / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель // Правовая политика и правовая жизнь. – 2013.- № 2.- С. 36-41.