ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

Медведева Оксана Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115

Аннотация
Представление о культуре предшествующей эпохи складывается на основе знаний, верований, конкретных исторических фактов, философских концепций. «Образ прошлого» формирует и искусство во всем многообразии его жанров. Символическая концепция культуры утверждает, что призвание культурного творчества не в том, чтобы создавать подобия уже известных предметов, а в том, чтобы преображать мир, наделяя его новыми смыслами.
Культура это не просто удвоение мира, а его преображение, но все-таки в силу символической сущности культура неустранимо условна. Наличие условности определяет наличие границы, отделенности произведения от жизни.

Ключевые слова: искусство, культура, память, репродукция


THE REVIVAL OF CULTURAL MEMORY

Medvedeva Oksana Vladimirovna
Nizhny Novgorod state pedagogical University named Kozma Minin
Municipal budget preschool educational institution kindergarten combined type № 115

Abstract
Understanding of the culture of the previous epoch is based on knowledge, beliefs, specific historical facts, philosophical concepts. "Way past" forms and art in all its many genres. The symbolic concept of culture argues that the vocation of cultural creativity is not to create a similarity to already known objects, and to transform the world, giving it new meanings.
Culture is not just a doubling of the world and its transformation, but still in force symbolic essence of culture fatal conditional. The presence of conditionality determines the presence of a boundary, the separation of work from life.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева О.В. Возрождение культурной памяти // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40412 (дата обращения: 19.04.2024).

В критике отмечается, что искусство на современном этапе растворилось в рутинной повседневности, деградирует, разрушается и саморазрушается, что оно находится в кризисном состоянии, но историчность этого процесса не рассматривается, не учитывается, что через это искусство уже проходило в той или иной степени на разных этапах его развития. Искусство не растворилось, а переродилось в новые формы, получило иные смысловые нагрузки. Например, античная статуя Венеры существовала для греков, для которых она была предметом поклонения, в ином традиционном контексте, чем для средневековых клерикалов, которые видели в ней ужасного идола. (Первоначальный способ помещения произведения искусства в традиционный контекст нашел выражение в культе; Древнейшие произведения искусства возникли, как известно, чтобы служить ритуалу, сначала магическому, а затем религиозному.) На настоящий момент сама статуя являет собой не религиозный культ, а достояние культуры, появляется новая функция – эстетическая. Репродукциями ее являются как многочисленные фотографии, так и копии, часто используемые в образовательных целях. Классические идеи в современной культурной среде возрождаются по новому, а репродукция в настоящее время получила наибольшее распространение.

Фотографическое изображение становится копией натуры, протоколом, если аппарат и другая съемочная техника находятся в руках неумелого фотографа или ремесленника. Если же фотоаппарат – в руках человека, понимающего задачи и возможности фотографии, владеющего мастерством, снимок становится художественной картиной действительности, дающей зрителю и познание мира и эмоциональное впечатление. Там, где все передоверяется технике и человек, нажимающий спусковую кнопку затвора аппарата, считает, что резкое изображение – это уже хороший снимок, скорее всего, получится только фотографическая копия натуры. [1] Фотографии же влияют и на репродукционные свойства человеческого сознания – память.

Представление о культуре предшествующей эпохи складывается на основе знаний, верований, конкретных исторических фактов, философских концепций. «Образ прошлого» формирует и искусство во всем многообразии его жанров. Символическая концепция культуры утверждает, что призвание культурного творчества не в том, чтобы создавать подобия уже известных предметов, а в том, чтобы преображать мир, наделяя его новыми смыслами.

Культура это не просто удвоение мира, а его преображение, но все-таки в силу символической сущности культура неустранимо условна. Наличие условности определяет наличие границы, отделенности произведения от жизни. Неудовлетворенность этим разделением подтолкнула писателей, художников, артистов, режиссеров начала XX века на эксперименты по преодолению символической условности культуры. Можно привести множество примеров таких поисков. Когда художник следует принципу жизнеподобия, он не столько воспроизводит то, что есть в натуре, сколько создает изображение того, что может быть, т. е. умеет убедить зрителя в том, что данное произведение соответствует действительности. Поэтому, например, в искусствоведении вместо понятия «жизнеподобие» чаще употребляют термин «убедительность», «убедительная передача». Но если ранее графика (литография) была иллюстративной спутницей повседневных событий, то с появлением фотографии появляется необходимость и возможность развития звуковоспроизведения, а следовательно и звукового кино, которое активно стало развиваться в XX веке. Кинооператор фиксирует во время съемок события с той же скоростью, с которой они происходят. А на рубеже XX – XXI века репродукционная техника и средства связи позволили людям “приблизить” к себе вещи и события как в пространственном, так и в человеческом отношении, получая отображение их на экране.

«Искусство возникает в результате потребности человека в эстетическом осмыслении окружающего мира, и оно всегда мыслилось как особая реальность, способная оказывать воздействие на объективную действительность. Изначально искусство призвано было выполнять магические функции и помогать людям жить в мире, полном опасностей; все изображенное воспринималось как реально существующее, слово наделялось сакральным смыслом. По мере обретения человеком новых знаний о действительности и самом себе искусство «лишается» своих магических свойств, однако продолжает осознаваться как реальность, существующая «автономно» от человека, в том числе и от художника, – такое отношение к искусству отражается, например, в древнегреческом мифе о Пигмалионе.[2]

Необходимо помнить, что «культура развивается…путем накопления» в себе ценностей и «становится выше не путем перемещения, а путем приобретения ценностей», их производства и распространения.

Известно много высказываний знаменитых художников, на основании которых можно сделать вывод о том, что произведение способно к материализации заложенных в нем идей, а персонажи нередко «выходят» из-под воли творца и «живут» собственной жизнью».

Особую роль в культуре в силу своей специфики играет киноискусство, которое воскрешает прошедшее, создавая «живую память». Эта метафора – «живая память» – очень точно отражает форму воспроизведения и сохранения культурного наследия, используемую, например, известным современным режиссером Александром Сокуровым, который обеспокоен затуханием культурной жизни в России и актуализирует интерес к ней серией фильмов-элегий и своеобразных «петербургских дневников», являющихся прямым воспроизведением реальности, которая, став прошлым, может сохранить неповторимость и свежесть впечатлений и переживаний.

На примере фильма «Петербургский дневник. Моцарт. Реквием» рассмотрим, какой метод использует для этого Сокуров. У зрителя возникает ощущение, что вместе с режиссером и оператором фильма он смотрит в зал ленинградской консерватории перед началом, во время и после окончания исполнения «Реквиема» Моцарта: вот зрители начинают входить в зал, рассаживаться, кто-то читает программу. Ожидание начала концерта. На первый взгляд, ничем заинтересовать это не может. Странным может показаться и съемка самого концерта: если цель снять документальную ленту – исполнение, то зачем постоянно давать фрагментарно съемку сидящих в зале? Но дело в том, это не просто документальное воспроизведение события: это воспроизведение концерта как формы культурного наследия, которое уже никогда не повторится: будут другие слушатели, будут неповторимые никем другим их впечатления, переживания этого концерта как явления единичного. Именно «мозаика» исполнителей и слушателей, а также незримое присутствие тех, кто снимает этот фильм, делают эту съемку срезом культуры, а не копированием фрагмента жизни. Только включенность в происходящее людей делает этот фильм «дневником» культурного прошлого, он превращается в «фотографию», «альбом», которые сохранят память о неповторимом для исполнителей, слушателей, съемочной группы вечере, прожитом вместе.

Данный пример наглядно показывает, что основной образ фильма – образ времени, живущего в воспоминании: времени физическом, историческом; основной «герой» – произведение искусства.

«Живая память» – это новая культурная форма, где не монтаж отдельных фрагментов, не прием, не игра, а духовная работа, о которой критик Золотусский писал: «Форма не выдерживает, ломается, преображаясь, рождает новые формы, но проделывает всю эту работу дух, клокочущий в тексте» В данном случае под словом текст понимается текст музыкальный.

Эстетическим принципом кинорежиссера Сокурова является установка на то, что чем больше технологий входит в кино, тем меньше совершенства в кино как художественной ценности.

Ретроспектива фильмов кинорежиссера Александра Сокурова, проходившая в Нижнем Новгороде, представляла фильмы-элегии: «Советская элегия», «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская.», «Элегия», «Петербургская элегия»; серию «Петербургский дневник» и другие фильмы, значимые для российской культуры. В общем понимании жанр элегии предполагает печаль, грусть, но в контексте данных фильмов это прежде всего жанр светлый. Эти фильмы воспроизводят то, что прошло, но оставило воспоминания легкие, рождающие уверенность в завтрашнем дне. Элегия это вечная тема, в ней воспевается благородство, открытость, важность людей и событий для нашей культуры. Самым ярким фильмом, на мой взгляд, был фильм о Вишневской и Ростроповиче, о семье, внесшей в наше культурное наследие огромный вклад. Они не только являются его частью, их цель – по возможности сохранить его для будущих поколений, они привозят со всего мира различные произведения искусства русских мастеров; воспитывают новые таланты, стремятся донести до зрителей то прекрасное что уже создано. Цель фильма – сохранить для будущих поколений силу драматического таланта Вишневской, музыкального таланта Ростроповича, показать созидающую творческую личность. Для Сокурова было очень значимым сохранить и показать зрителям как работают эти великие люди, как самореализуется личность завершенная, цельная, какие они в обыденной жизни. Эти два человека демонстрируют силу таланта, который с возрастом не угас, силу характера. Несмотря на то что герой элегии Сокурова М.Л. Ростропович ушел из жизни, он остается в памяти людей в своих живых проявлениях именно благодаря возможности репродуцировать мгновения его жизни с помощью произведения киноискусства.

Самая главная реализация человека, по мнению А. Сокурова, заключается в культурной жизни, а задачей искусства является укрепление общества, сохранение нравственных ценностей. Единичная идея автора произведения искусства репродуцируется, воспроизводится читателями, слушателями, зрителями, исполнителями, то есть единичное переходит в множественное.

О каких бы переходных периодах в культуре ни шла речь, необходимо помнить, что в ее основе лежат три составляющих: прошлое, традиция, память. Возрождение не выдвинуло бы титанов, если бы не обратило особый взгляд на прошлое. Гете, размышляя о том, что позволило Рафаэлю стать Рафаэлем, писал: «Во всем искусстве существует преемственность. Когда видишь большого автора, то находишь всегда, что он умел воспользоваться достоинствами своих предшественников и именно благодаря этому сделался великим. Люди, подобные Рафаэлю, не родятся на пустом месте, они опираются на античное искусство и на все то лучшее, что было создано до них. Если бы они не умели использовать преимущества своего времени, то о них нечего было бы говорить».

В настоящее время в обществе существует большой разрыв между образованием, культурой и духовным воспитанием человека, что заставляет искать новые, более эффективные подходы, формы работы, активно влиять на социальные процессы.


Библиографический список
  1. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. – http://www.photoforum.ru/art/12.ru.html
  2. Белоглазова В.А. Особенности современного онтологического диалога между литературой и человеком (по роману Джеймса Хайнса «Рассказ лектора»): Автореф.дис. на соискание ученой степ.канд. филологических наук. Спец. 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья (американская литература)/ Белоглазова Вера Анатольевна; НГПУ; [Научн.рук.: В.А.Фортунатова]. – Н.Новгород, 2007. – С. 3 – 4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Медведева Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация