ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВАРИАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
В статье рассматриваются основные направления реализации принципа вариативности в процессе обучения иностранному языку. Анализируется использование вариативности при выборе технологий обучения и его содержания, сочетающих в себе положительные характеристики учебной и будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: варианты технологий обучения, обучение иностранному языку, организация самостоятельной работы студентов, принцип вариативности, профессиональная деятельность, учебная деятельность, экскурсия


THE MAIN DIRECTIONS OF REALIZATION OF VARIABILITY PRINCIPLE IN THE COURSE OF TRAINING IN A FOREIGN LANGUAGE

Kargina Elena Mikhailovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article the main directions of realization of variability principle in the course of training in a foreign language are considered. Use of variability at the choice of technologies of training and its contents combining positive characteristics of educational and future professional activity is analyzed.

Keywords: educational activity, excursion, options of training technologies, organization of independent work of students, principle of variability, professional activity, training in a foreign language


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Основные направления реализации принципа вариативности в процессе обучения иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40369 (дата обращения: 09.12.2024).

Являясь общефилософской проблемой – проблемой выбора, профилизация образования [1] непосредственно связана с его вариативностью. Вариативность образования в целом развивается по следующим основным направлениям:

– вариативность организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений (школы с углубленным изучением отдельных дисциплин, лицеи, гимназии, негосударственные образовательные учреждения);

– вариативность форм получения образования (в общеобразовательном учреждении, в семье, в вечернем общеобразовательном учреждении, в форме экстерната);

– вариативность содержания общего образования (отраженная в базисном учебном плане МО РФ (1993 г.) – проявилась в создании разнообразных курсов, программ и учебников; во внедрении новых форм организации учебного процесса);

 – вариативность систем общеобразовательных учреждений (проявляется в усилении допрофессиональной подготовки учащихся по разным направлениям: прикладная экономика, менеджмент, маркетинг, гид-переводчик, технический перевод и др.; во введении ряда предметов, расширяющих общий кругозор: курсы экологической грамотности, курсы компьютерной грамотности, курсы по культуре общения, по мировой художественной культуре, логике, этике, психологии и др.; в различных формах дополнительного образования; во внедрении форм дифференциации обучения; в организации классов компенсирующего обучения и работы с одаренными детьми [2, с. 39].

При организации профильного преподавания иностранного языка в техническом вузе необходимо учитывать принцип вариативности при определении различий между учебной деятельностью и будущей профессиональной. А.А. Вербицкий выделяет следующие различия в вариативном содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельности [3, с. 50] (табл. 1).

Таблица 1. Различия в содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельности

Структурные звенья

Учебная деятельность

Профессиональная деятельность

Потребность

в учении

в труде

Мотив

познание нового, формирование целостной профессиональной деятельности реализация интеллектуального и духовного потенциалов

Цель

общее и профессиональное развитие личности производство материальных и духовных ценностей

Действия

познавательные, преимущественно интеллектуальные практические (в том числе теоретико-практические)

Средства

психического отражения реальности преобразования реальной действительности

Предмет

информация как знаковая система вещества природы (инженер), неизвестное (ученый), сознание человека (педагог, психолог)

Результат

деятельностные способности личности, система отношений к миру, людям, к себе товары, новые знания, образованность людей

Анализируя содержание представленной таблицы, целесообразно выделение и использование различных вариантов технологий обучения, сочетающих в себе положительные характеристики учебной и профессиональной деятельности, в частности: активные методы обучения, деловые игры, экскурсионные формы предъявления учебного материала и др.

Принцип вариативности в обучении иностранному языку реализуется, в частности, при использовании экскурсии как одной из технологий обучения. И.А. Булат признает особую ценность с психологической точки зрения экскурсии на иностранном языке, так как учащиеся в ходе ее вовлекаются в интересную деятельность с языковым материалом, при которой выученные и затренированные на аудиторных занятиях грамматические правила и лексика превращаются в «средство общения» [4, с. 84]. При строгом соблюдении принципа доступности материала экскурсии её участники убеждаются в возможности применения знаний по иностранному языку уже в настоящий момент. Это приносит большое удовлетворение и является стимулом для дальнейшей работы над языком. Специфика обучающего эффекта экскурсии на иностранном языке, по мнению автора, состоит в том, что она, с одной стороны, сообщает сведения об определенных предметах и явлениях действительности, с другой – направлена на решение таких задач преподавания иностранного языка, как закрепление лексики, развитие разговорных навыков, навыка восприятия иностранной речи на слух, навыка языковой догадки и т.д.

Особая роль при этом принадлежит наглядности, которая не только способствует решению этих задач, но и помогает установить непосредственную связь между иностранными словами и образами, развивая тем самым навык беспереводного восприятия иностранной речи на слух и способствуя непроизвольному запоминанию языкового материала.

По мнению И.А. Булат, полезно связать тему экскурсии с направлением подготовки, профессиональным профилем обучающихся. Такая связь повышает интерес студентов к материалу экскурсии, создает условия для употребления профессионально-окрашенной лексики и влияет на развитие навыка устной речи по направлению подготовки.

Целесообразно использование принципа вариативности при организации самостоятельной работы обучающихся. Одной из задач рассматриваемого курса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы над языком, общеучебных умений, общей и технической культуры, чрезвычайно важно включение в учебный процесс различного рода «систематизирующих обобщений» (И.Я. Лернер). Задания, с помощью которых осуществляется систематизация, могут быть направлены, во-первых, на изученные в разные сроки лексические и грамматические явления, во-вторых, на самостоятельное понимание неизученных грамматических конструкций и, в-третьих, на углубление знаний и совершенствование лексических навыков (в частности, на самостоятельное раскрытие значения неизученных лексических единиц с использованием языковой догадки, а также на работу со справочниками и словарями). Значительное место в учебном процессе должны занимать алгоритмы грамматических явлений.

Нами накоплен некоторый опыт управления самостоятельной деятельностью студентов при обучении чтению по направлению подготовки и создано пособие «Автомобили: сервис, эксплуатация» [5], включающее ряд оригинальных текстов из немецких газет и журналов. Конечная цель данного пособия – подготовить студентов к пониманию оригинальной иноязычной литературы по направлению подготовки.

Пособие содержит аутентичные тексты средней степени трудности, а также тексты со сложным научно-техническим содержанием. Тексты даны с пояснением и переводом наиболее трудных слов.

Предполагается, что студенты активно владеют немецкой грамматикой и лексикой в пределах средней школы и первого этапа обучения. В задачи данного учебного пособия не входит закрепление и активизация грамматических структур, поэтому небольшое число заданий в пособии, нацеленных на привлечение внимания к наиболее частым в литературе по автомобильно-дорожной тематике грамматическим явлениям, носит вспомогательный характер, приучая студентов анализировать текст, разбираться в структуре предложения, запоминать сложную профессиональную лексику.

В книге сделан акцент на особенности инженерно-технического профиля вуза. Лексический материал уроков согласован с тематикой основных дисциплин по направлению подготовки.

Осмысление рассмотренного в предлагаемом учебном пособии краткого исторического обзора возникновения и развития автомобильного транспорта, а также тенденций современного автомобилестроения должно позволить будущему специалисту в данной области народного хозяйства разумно подходить к оценке не только тех или иных элементов автомобилестроения прошлого, но и многих инноваций в техническом мире наших дней.

Информация, полученная из текстового материала предлагаемого пособия, может быть использована в качестве дополнительной при изучении профильных дисциплин по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Технология транспортных процессов».

Вариативность предлагаемых тематических разделов, характер учебного материала, особенности его подачи позволяют рекомендовать его студентам, областью профессиональной деятельности которых является автомобильный транспорт: от студента указанного направления подготовки до работающего профессионала, трудовая деятельность которого требует общения с немецкоязычными партнерами и чтения технической литературы на немецком языке.

Таким образом, вариативность, реализуемая как при организации обучения, так и при отборе содержания обучения, является одним из экстралингвистических факторов повышения эффективности обучения иностранному языку. Включая в себя такие виды организации обучения, как деловая игра, экскурсия, данный фактор приводит к личностному включению обучающихся в процесс обучения, что способствует формированию профессиональной мотивации будущих специалистов.


Библиографический список
  1. Каргина, Е.М. Анализ понятия профилизации образовательной среды в современной методологии познания / Е.М. Каргина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 68-79.
  2. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994-1995 гг. / Сост. М.Р. Леонтьева, Н.Н. Гара, А.М. Водянский. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил.
  4. Булат, И.А. Экскурсия как вид учебной работы по иностранному языку // Иностранные языки на неспециальных факультетах: Межвузовский сборник / И.А. Булат / Отв. ред. доц. Н.В. Спижарская. Вып. 1. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978.
  5. Варникова, О.В., Каргина, Е.М. Автомобили: сервис, эксплуатация: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Автомобили и автомобил. хоз-во» и «Сервис трансп. и технол. машин и оборудования (Автомобил. трансп.)» направления подготовки «Эксплуатация назем. трансп. и трансп. оборудования» / О.В. Варникова, Е.М. Каргина. Пенза, 2004. Сер. Учебное пособие / М-во образования Рос. Федерации, Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва (2-е изд., перераб. и доп.).


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: