Являясь общефилософской проблемой – проблемой выбора, профилизация образования [1] непосредственно связана с его вариативностью. Вариативность образования в целом развивается по следующим основным направлениям:
– вариативность организационно-правовых форм деятельности образовательных учреждений (школы с углубленным изучением отдельных дисциплин, лицеи, гимназии, негосударственные образовательные учреждения);
– вариативность форм получения образования (в общеобразовательном учреждении, в семье, в вечернем общеобразовательном учреждении, в форме экстерната);
– вариативность содержания общего образования (отраженная в базисном учебном плане МО РФ (1993 г.) – проявилась в создании разнообразных курсов, программ и учебников; во внедрении новых форм организации учебного процесса);
– вариативность систем общеобразовательных учреждений (проявляется в усилении допрофессиональной подготовки учащихся по разным направлениям: прикладная экономика, менеджмент, маркетинг, гид-переводчик, технический перевод и др.; во введении ряда предметов, расширяющих общий кругозор: курсы экологической грамотности, курсы компьютерной грамотности, курсы по культуре общения, по мировой художественной культуре, логике, этике, психологии и др.; в различных формах дополнительного образования; во внедрении форм дифференциации обучения; в организации классов компенсирующего обучения и работы с одаренными детьми [2, с. 39].
При организации профильного преподавания иностранного языка в техническом вузе необходимо учитывать принцип вариативности при определении различий между учебной деятельностью и будущей профессиональной. А.А. Вербицкий выделяет следующие различия в вариативном содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельности [3, с. 50] (табл. 1).
Таблица 1. Различия в содержательном наполнении звеньев структуры учебной и профессиональной деятельности
Структурные звенья |
Учебная деятельность |
Профессиональная деятельность |
Потребность |
в учении |
в труде |
Мотив |
познание нового, формирование целостной профессиональной деятельности | реализация интеллектуального и духовного потенциалов |
Цель |
общее и профессиональное развитие личности | производство материальных и духовных ценностей |
Действия |
познавательные, преимущественно интеллектуальные | практические (в том числе теоретико-практические) |
Средства |
психического отражения реальности | преобразования реальной действительности |
Предмет |
информация как знаковая система | вещества природы (инженер), неизвестное (ученый), сознание человека (педагог, психолог) |
Результат |
деятельностные способности личности, система отношений к миру, людям, к себе | товары, новые знания, образованность людей |
Анализируя содержание представленной таблицы, целесообразно выделение и использование различных вариантов технологий обучения, сочетающих в себе положительные характеристики учебной и профессиональной деятельности, в частности: активные методы обучения, деловые игры, экскурсионные формы предъявления учебного материала и др.
Принцип вариативности в обучении иностранному языку реализуется, в частности, при использовании экскурсии как одной из технологий обучения. И.А. Булат признает особую ценность с психологической точки зрения экскурсии на иностранном языке, так как учащиеся в ходе ее вовлекаются в интересную деятельность с языковым материалом, при которой выученные и затренированные на аудиторных занятиях грамматические правила и лексика превращаются в «средство общения» [4, с. 84]. При строгом соблюдении принципа доступности материала экскурсии её участники убеждаются в возможности применения знаний по иностранному языку уже в настоящий момент. Это приносит большое удовлетворение и является стимулом для дальнейшей работы над языком. Специфика обучающего эффекта экскурсии на иностранном языке, по мнению автора, состоит в том, что она, с одной стороны, сообщает сведения об определенных предметах и явлениях действительности, с другой – направлена на решение таких задач преподавания иностранного языка, как закрепление лексики, развитие разговорных навыков, навыка восприятия иностранной речи на слух, навыка языковой догадки и т.д.
Особая роль при этом принадлежит наглядности, которая не только способствует решению этих задач, но и помогает установить непосредственную связь между иностранными словами и образами, развивая тем самым навык беспереводного восприятия иностранной речи на слух и способствуя непроизвольному запоминанию языкового материала.
По мнению И.А. Булат, полезно связать тему экскурсии с направлением подготовки, профессиональным профилем обучающихся. Такая связь повышает интерес студентов к материалу экскурсии, создает условия для употребления профессионально-окрашенной лексики и влияет на развитие навыка устной речи по направлению подготовки.
Целесообразно использование принципа вариативности при организации самостоятельной работы обучающихся. Одной из задач рассматриваемого курса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы над языком, общеучебных умений, общей и технической культуры, чрезвычайно важно включение в учебный процесс различного рода «систематизирующих обобщений» (И.Я. Лернер). Задания, с помощью которых осуществляется систематизация, могут быть направлены, во-первых, на изученные в разные сроки лексические и грамматические явления, во-вторых, на самостоятельное понимание неизученных грамматических конструкций и, в-третьих, на углубление знаний и совершенствование лексических навыков (в частности, на самостоятельное раскрытие значения неизученных лексических единиц с использованием языковой догадки, а также на работу со справочниками и словарями). Значительное место в учебном процессе должны занимать алгоритмы грамматических явлений.
Нами накоплен некоторый опыт управления самостоятельной деятельностью студентов при обучении чтению по направлению подготовки и создано пособие «Автомобили: сервис, эксплуатация» [5], включающее ряд оригинальных текстов из немецких газет и журналов. Конечная цель данного пособия – подготовить студентов к пониманию оригинальной иноязычной литературы по направлению подготовки.
Пособие содержит аутентичные тексты средней степени трудности, а также тексты со сложным научно-техническим содержанием. Тексты даны с пояснением и переводом наиболее трудных слов.
Предполагается, что студенты активно владеют немецкой грамматикой и лексикой в пределах средней школы и первого этапа обучения. В задачи данного учебного пособия не входит закрепление и активизация грамматических структур, поэтому небольшое число заданий в пособии, нацеленных на привлечение внимания к наиболее частым в литературе по автомобильно-дорожной тематике грамматическим явлениям, носит вспомогательный характер, приучая студентов анализировать текст, разбираться в структуре предложения, запоминать сложную профессиональную лексику.
В книге сделан акцент на особенности инженерно-технического профиля вуза. Лексический материал уроков согласован с тематикой основных дисциплин по направлению подготовки.
Осмысление рассмотренного в предлагаемом учебном пособии краткого исторического обзора возникновения и развития автомобильного транспорта, а также тенденций современного автомобилестроения должно позволить будущему специалисту в данной области народного хозяйства разумно подходить к оценке не только тех или иных элементов автомобилестроения прошлого, но и многих инноваций в техническом мире наших дней.
Информация, полученная из текстового материала предлагаемого пособия, может быть использована в качестве дополнительной при изучении профильных дисциплин по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Технология транспортных процессов».
Вариативность предлагаемых тематических разделов, характер учебного материала, особенности его подачи позволяют рекомендовать его студентам, областью профессиональной деятельности которых является автомобильный транспорт: от студента указанного направления подготовки до работающего профессионала, трудовая деятельность которого требует общения с немецкоязычными партнерами и чтения технической литературы на немецком языке.
Таким образом, вариативность, реализуемая как при организации обучения, так и при отборе содержания обучения, является одним из экстралингвистических факторов повышения эффективности обучения иностранному языку. Включая в себя такие виды организации обучения, как деловая игра, экскурсия, данный фактор приводит к личностному включению обучающихся в процесс обучения, что способствует формированию профессиональной мотивации будущих специалистов.
Библиографический список
- Каргина, Е.М. Анализ понятия профилизации образовательной среды в современной методологии познания / Е.М. Каргина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 6. – С. 68-79.
- Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994-1995 гг. / Сост. М.Р. Леонтьева, Н.Н. Гара, А.М. Водянский. – М.: Новая школа, 1994.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил.
- Булат, И.А. Экскурсия как вид учебной работы по иностранному языку // Иностранные языки на неспециальных факультетах: Межвузовский сборник / И.А. Булат / Отв. ред. доц. Н.В. Спижарская. Вып. 1. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978.
- Варникова, О.В., Каргина, Е.М. Автомобили: сервис, эксплуатация: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Автомобили и автомобил. хоз-во» и «Сервис трансп. и технол. машин и оборудования (Автомобил. трансп.)» направления подготовки «Эксплуатация назем. трансп. и трансп. оборудования» / О.В. Варникова, Е.М. Каргина. Пенза, 2004. Сер. Учебное пособие / М-во образования Рос. Федерации, Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва (2-е изд., перераб. и доп.).