В современных условиях внутренний контроль в органах исполнительной власти играет важнейшее значение в системе управления ими. Тем не менее, само определение “внутренний контроль” применительно к различным сферам образования является предметом обсуждений специалистов различных сфер деятельности.
При этом оценка данному термину различными специалистами трактуется от сравнения внутреннего контроля с финансовым до объяснения его в широком смысле как элемента системы управления органом государственной власти [8, С. 50].
Предположим, что содержанием определения “внутренний контроль” применительно к отдельному органу исполнительной власти является его осознание как одной из функций управления сообразно данным органам власти.
В данной ситуации, специалисты дают следующую характеристику внутреннего контроля:
1. Процесс активно влияющего руководства на соответствующих служащих с целью наиболее результативного (эффективного и экономичного) исполнения служащими задач и функций в области государственного управления.
2. Применение внутреннего контроля в исполнительных органах вызванного обязательностью обратной связи в системе «проверяемый объект – руководство», что практикуется путем анализа и распространения элементов наиболее продуктивного опыта, а так же в процессе отслеживания и предотвращения причин (объективного и субъективного характера), выявивших те или иные нарушения в ходе внутренних контрольных мероприятий.[9, С. 82].
В Федеральном казначействе, создана и удачно функционирует “система внутреннего контроля”, далее “система”. Данная работа направлена на рассмотрение деятельности ведомств, включая качество выполнения ими государственных функций, в том числе по выполнению функции финансово-хозяйственной деятельности.
“Объектами контроля являются:
- подразделения центрального аппарата,
- территориальные органы ведомства
- управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (подведомственные им отделения в муниципальных образованиях)”. [5, С. 15].
Следует отметить также, что в “Федеральном казначействе применяется соответствующая нормативная правовая база, а также прикладное программное обеспечение для более результативного исполнения “системы”, включая следующие элементы:
– пакет нормативных актов местного значения, регламентирующих все грани предпроверочной подготовки, проведения контрольных мероприятий и оформления результатов проверки;
– автоматизированные контрольные части в виде набора прикладных программ для экспресс-проверок;
– ведомственный перечень (классификатор) нарушений, позволяющий осуществлять единый мониторинг качества соблюдения государственных функций, возложенных на Казначейство России, и сосредотачивать внимание руководства на ликвидации причин и сглаживании негативных последствий по выявленным нарушениям, и т. п.”.[5, С. 43].
Однако, заметим, что новые подходы в организации и применении процессов внутреннего контроля в органах Федерального Казначейства нуждаются в корректировке и адаптации подходов руководства Казначейства России.
Необходимо отметить, что созданная в Федеральном казначействе “система контроля” направлена на внутренний контроль за исполнением возложенных функций в установленной сфере исследования в соответствии с требованиями концепции бюджетирования, ориентированного на положительный результат, то есть в основу “системы” заложены проверки достижения покaзателей результативности и эффективности осуществления государственных функций по каждому исследуемому нaправлению деятельности (или каждым объектом контроля).
Так же, отметим, что в Федеральном казначействе есть возможности повышения результативности внутреннего контроля через конкретизации сущностного аспекта данной работы в части внутреннего контроля (на основе инновационной модели управленческого учета), а именно:
- анализа рисков: операционных, технико-технологических, репутационных и прочих. Накопленная по итогам контрольных мероприятий информация в систематизированном виде позволяет сформировать карты рисков по всем проверяемым (объектам контроля).
- “контроллинг” (контроль контроля) необходим со стороны соответствующего контрольного органа, сотрудники которого будут, непосредственно участвовать в всех процессах контроля с целью мониторинга репрезентативных расходных операций.
Рассматривая данную структуру на примере Смоленской области, необходимо отметить следующее. На территории Смоленской области действует 26 отделов, которые не являются самостоятельными юридическими организациями, а подчинены Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (независимость утеряна в 2012 году). Численность сотрудников Управления и Отделений с 2011 по 2013 года колеблется от 244 до 338 человек, из них госслужащих в 2011 г. 367 чел., в 2012 г. – 336 чел., в 2013 г. – 187 чел. Численность отдела внутреннего контроля составляет 9 человек.[ 4, С. 5].
“Все сотрудники несут ответственность, установленную российским законодательством, за неисполнение или неrкачественное исполнение возложенных на него должностных обязанностей:
В соответствии с Положением об Отделе внутреннего контроля и аудита, утвержденного руководителем Управления Федерального казначейства по Смоленской области (далее – Управление), утвержденного приказом Управления от 31.08.2012 № 390, должностными регламентами сотрудников отдела, Положением о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе, Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности отделом внутреннего контроля и аудита осуществляется ведомственный (внутренний) контроль и аудит за деятельностью отделов”.[ 7, С. 11].
“Применяемая система контроля направлена на повышение эффективности деятельности управления, выявление, устранение, предупреждение и пресечение нарушений и недостатков по исполнению функциональных обязанностей”.[ 7, С. 19].
Контроль своевременности и полноты предупреждения недостатков, выявленных при проведения проверочных мероприятий, проводится отделом внутреннего контроля и аудита, как правило, черезпроведение анализа представленных на проверку планов мероприятий по устранению нарушений (недостатков), выявленных проверками, Отчетов об устранении нарушений (недостатков) и выполнении рекомендаций в Указаниях, направленных на устранение и недопущение в будущей работе нарушений, а также проведением контрольных проверок работы Отделений и структурных подразделений Управления по устранению недостатков, установленных в ходе проведения проверок.
За 2013 год отделом внутреннего контроля и аудита, совместно со структурными подразделениями Управления в Отделениях и отделах Управления на основании Плана контрольной деятельности Управления на 2013 год и Графика проведения проверок Управления на I, II, III и IV квартал 2013 года проведены следующие контрольные мероприятия:
1. Комплексные проверки Отделений Управлений.
2. Тематические проверки отделов Управления.
3. Инвентаризация ценностей, ведение учета и использования оборудования, приобретенного в соответствии с политикой государственных контрактов, которые заключены в рамках реализации Проекта “Модернизация казначейской системы Российской Федерации”.
4. Проверки по Поручению Федерального казначейства.
Следует отметить, что количество установленных нарушений и замечаний, установленных в ходе проведенных за 2013 год комплексных проверок (3 проверки) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (7 проверок) значительно снизилось. Данный факт обусловлен разницей в количестве проведенных контрольных мероприятий (на 4 проверки меньше проведено в 2012 году) и периодическим доведением до Отделений обзорных информаций о результатах проведенных комплексных проверок.
Согласно данным актов комплексных проверок количество основных нарушений, установленных в ходе комплексных проверок за 2013 год (81) и аналогичном периоде 2012 года (259) уменьшилось на 178 случаев нарушений.
Участие специалистов Отделений в комплексных проверках способствовало более тщательному изучению нормативных документов и применению их в своей деятельности. Результаты проверок были рассмотрены на тематических семинарах работников Отделения и в группах комплексной проверки.
С целью устранения обнаруженных ошибок и нарушений в ходе проведения комплексных проверок оказана методическая и практическая помощь по всем направлениям деятельности.
В ходе проводимых проверок в Управлении достигается цель обмена профессиональным опытом между сотрудниками. Все выявляемые нарушения, на наш взгляд, наиболее эффективно устраняются за счёт повышения и усовершенствования системы контроля.
Для усиления и совершенствования внутреннего контроля на территории Смоленской области оценивается качество контрольных мероприятий, проводимых в отделах и отделении, которое включает в себя качественное исследование документов на всех этапах контрольного мероприятия: планирования, проведения и реализации итоговых материалов.
В целях дальнейшего совершенствования системы внутреннего контроля в Управлении на наш взгляд необходимо:
- осуществлять более глубокий и тщательный анализ выявленных нарушений от уже достигнутых показателей деятельности, причин, лежащих в основе допущенных ошибок;
- всем специалистам и заинтересованным лицам вносить предложения для принятия мер по предупреждению нарушений;
- ежеквартально организовывать мероприятия по определению положительного опыта проводимых мероприятий;
- всем отделам предоставлять объективную и оперативную информацию о соблюдении законодательных, нормативных правовых актов, качестве осуществляемых процессов и выполняемых государственных функций при использовании государственных финансовых и нефинансовых ресурсов.
Библиографический список
- Положение о Федеральном казначействе от 1 декабря 2004 г. N 703, в котором представлены общие положения Федерального казначейства, его полномочия и организация деятельности.
- Распоряжение Правительства РФ № 107-р от 23.01.2000 «Концепция функционирования единого счета федерального казначейства», цель которого централизация учета и оптимизация потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
- Приказ Министерства финансов РФ № 57-н от 01.09.2004 «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящего в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование», в соответствии с этим Положением на территории Смоленской области открыто 39 счетов по учету дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей.
- Приказ Министерства финансов РФ Федерального казначейства № 253 от 29.06.2011 «Об утверждении стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности», это основной документ, которым руководствуется в своей деятельности отдел внутреннего контроля и аудита Управления.
- Приказ Управления Федерального казначейства по Смоленской области №188 от 23.10.2006 2Об утверждении внутреннего трудового распорядка для обслуживающего персонала Управления Федерального казначейства по Смоленской области».
- Концепциями функционирования единого счета федерального казначейства (централизация учета и оптимизация потоков движения доходов и средств федерального бюджета) и развития системы внутреннего контроля и аудита в 2011-2013 гг.
- Положение об отделе внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Смоленской области, утвержденное приказом Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 31.08.2012 № 390.
- Астахов В.Н. «Государственный финансовый контроль в России». – М., 2012.
- Логинова Н.А. «Презентация концепции развития системы внутреннего контроля и аудита финансового контроля в 2010-2012 гг.». – СПб, 2010.