Helicobacter pylori (Нр) относится к числу наиболее изученных микроорганизмов. Расшифрован генетический аппарат микроба, показано его значение в развитии заболеваний органов пищеварения и поражении других органов и систем организма человека. В настоящее время можно с уверенностью говорить о значительной роли Нр в формировании эрозивно-язвенных повреждений слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Появились новые данные по эпидемиологии язвенной болезни, связанной с инфекцией Нр. Ранее, при проведении первых эпидемиологических исследований было показано, что инфекция ответственна за возникновение более чем 90% дуоденальных язв и 70-80% язв желудка. Согласно последним уточненным данным широкомасштабных исследований в разных странах мира на долю язвенной болезни, связанной с инфекцией Нр, приходится 56% дуоденальных язв и 38% язв желудка [1]. Формулу «Без кислоты и хеликобактериоза нет хеликобактер-ассоциированной язвы» подтверждают достоверные тенденции, особенно в США и других развитых странах, к уменьшению частоты ассоциированной с Нр язвенной болезни. Снижение заболеваемости язвенной болезнью связано, в первую очередь, с активным проведением у этого контингента больных адекватной антихеликобактерной терапии, которая наряду с антисекреторными препаратами ‒ ингибиторами протонной помпы (ИПП) рассматривается сегодня как основное звено патогенетического лечения язвенной болезни [2, С. 6‒11, 3]. Проведение эрадикационной терапии рекомендуется как при язвенной болезни желудка, так и при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, поскольку доказано, что частота заживления язв после эрадикации Нр составляет более 90 % [4, (2):CD003840; 5, 15: 1949е58.].
В 1996 году в городе Маастрихт Европейская группа по изучению Helicobacter pylori впервые выступила с инициативой собрать ведущих экспертов в данной области, обобщить и обсудить все важные клинические данные и создать рекомендации по диагностике и лечению инфекции Hp. После этого Маастрихтская конференция стала проходить регулярно каждые 4-5 лет. В четвертой согласительной конференции, прошедшей во Флоренции в ноябре 2010 года (Маастрихт IV ‒ Флоренция), участвовали 44 эксперта из 24 стран, в том числе от России – профессор В.А. Исаков. Итоговый текст соглашения был опубликован в журнале Gut через два года в мае 2012 года [6, Vol. 61 (5):646‒664]. В итоговом документе Маастрихтского консенсуса были вновь подтверждены ранее принятые показания для эрадикации Hp с высоким уровнем доказательности, такие как язвенная болезнь [7, С. 6-22]. Рекомендации основаны на современных и достоверных данных и призваны помочь врачам, сталкивающимся с данной инфекцией в разных клинических ситуациях, в лечении инфекции Hp и ассоциированных с ней заболеваний.
Итоговый документ предлагает планировать лечение инфекции Нр, предусматривая возможность его неудачи. Поэтому рассматривается не только эрадикационная терапия первой линии, но и второй линии, а также «последовательная терапия» и трехкомпонентная терапия с левофлоксацином. Терапия первой линии на основе ИПП включает две пары антибиотиотиков: сочетание кларитромицина с амоксициллином или кларитромицина с метронидазолом. Серьезное отрицательное влияние на результаты эрадикации Нр оказывает резистентность штаммов микроорганизма к антибиотикам. Для России характерно увеличение штаммов, резистентных к метронидазолу и кларитромицину, причем этот показатель значительно превосходит аналогичный в большинстве стран Европы [8, Том 4, №1, С. 20‒24], тем не менее частота успешной эрадикации при наличии кларитромицин-резистентных штаммов составляет 75 %.
Лечение второй линии ‒ квадротерапия. В рекомендуемую схему лечения входят ИПП, соли висмута, к которым не было описано резистентности, тетрациклин, к которому резистентность в странах Европы развивается редко, и метронидазол, к которому резистентность встречается часто, однако ее можно преодолеть путем увеличения длительности лечения. В нескольких исследованиях, применявших подобные схемы, были получены хорошие результаты. Кроме того, несмотря на большое количество таблеток при использовании квадротерапии, отмечается удовлетворительный уровень соблюдения режима лечения, а количество побочных эффектов не выше, чем при стандартной трехкомпонентной терапии с кларитромицином [9, 14:7361е70]. В выполненном недавно метаанализе исследований, в которых применялась квадротерапия, было обнаружено, что резистентность к метронидазолу практически не влияла на результат лечения при адекватном подборе доз и достаточной длительности лечения. Этот способ соответствует критериям, предложенным для терапии второй линии: отсутствуют ключевые антибиотики первой линии (кларитромицин), резистентность к кларитромицину не влияет на эффективность лечения, резистентность к метронидазолу in vitro не оказывает значимого влияния на результат четырехкомпонентной терапии, приверженность к лечению является высокой и данная схема эффективна в большинстве регионов мира [6, Vol. 61 (5):646‒664].
При неосложненной язвенной болезни двенадцатиперстной кишки не рекомендуется продолжать прием ИПП после завершения эрадикационной терапии, тогда как при язвенной болезни желудка и осложненной язвенной болезни двенадцатиперстной кишки рекомендуется продолжить прием ИПП до полного заживления язвенного дефекта и подтверждения эрадикации Нр.
В рекомендациях показано, что увеличение длительности лечения до 10 дней приводит к повышению частоты эрадикации на 4%, а до 14 дней – на 5‒6 % по сравнению с 7-дневным курсом терапии [10, 14:603е9; 11, 17(Suppl В):36Be40В; 12, 147:553е62]. Разницы в частоте побочных эффектов отмечено не было.
Схему лечения следует выбирать с учетом высокой или низкой резистентности к кларитромицину в регионе. В регионах с высокой резистентностью к кларитромицину в качестве эмпирической терапии первой линии рекомендуется применение четырехкомпонентной схемы с висмутом. Если такая схема недоступна, то рекомендуется проведение «последовательной» терапии или назначение четырехкомпонентной схемы без висмута, так называемой «одновременной» терапии.
Контроль эрадикации должен проводиться не ранее чем через 4 недели после окончания лечения. В отдельных случаях, когда был выставлен диагноз язвенной болезни желудка или МАLТ-лимфомы, необходимо эндоскопическое исследование верхних отделов желудочно-кишечного тракта в динамике. В такой ситуации имеется возможность биопсийного исследования для подтверждения эрадикации Нр. В остальных случаях используют неинвазивные методы.
Нами была проведена квадротерапия у 59 больных (41 мужчина и 18 женщин) Нр‒ассоциированной язвенной болезнью: 15 человек с желудочной локализацией язв и 44 ‒ с дуоденальной локализацией язв [13, C. 96‒105]. Квадротерапия включала омепразол (по 20 мг 2 раза в день), Де-нол (по 120 мг 4 раза в день), метронидазол (по 250 мг 4 раза в день) и тетрациклин (по 500 мг 4 раза в день). После окончания эрадикационной терапии всем больным назначалось поддерживающее лечение ранитидином по 300 мг в день в течение 5 недель при дуоденальной и 7 недель при желудочной локализации язв. На контрольную эндоскопию через 4 недели после окончания лечения явились 38 человек (8 больных с язвами желудка и 30 пациентов с дуоденальными язвами). Результаты эрадикационной терапии у больных язвенной болезнью представлена в таблице 1.
Таблица 1. Результаты квадротерапии и частота побочных эффектов у больных язвенной болезнью
Результаты квадротерапии |
ЯБЖ (отриц.Нр/ число б-х) |
ЯБДПК (отриц.Нр/ число б-х) |
Всего (отриц.Нр/число б-х) |
Частота эрадикации Нр |
6/8 |
24/30 |
30/38 79,0% |
Частота побочных эффектов |
0/15 |
1/44 |
1/59 1,7% |
Как видно из приведенных в таблице данных, контроль частоты эрадикации, проведенный спустя 4 недели после лечения у больных, явившихся на повторное обследование, показал, что эффективность квадротерапии составила 79,0%. Какой-либо зависимости частоты эрадикации от локализации язв отмечено не было. Переносимость квадротерапии была хорошей, побочные эффекты (крапивница) наблюдались лишь у 1 больного.
Таким образом, квадротерапия с препаратом висмута может применяться в качестве терапии первой линии при лечении Нр‒ассоциированной язвенной болезни и невозможности определения чувствительности Нр к антибиотикам. В этих случаях исключение кларитромицина из стандартной схемы лечения считается обязательным. Частота успешного эрадикационного лечения составила 79%, что не противоречит данным статистики. Квадротерапия имеет низкую частоту побочных эффектов, сравнимую с аналогичными показателями при применении стандартной трехкомпонентной терапией, включающей кларитромицин.
Библиографический список
- Баранская Е.К., Ивашкин В.Т., Шептулин А.А. Париет в лечении язвенной болезни, симптоматических гастродуоденальных язв и функциональной диспепсии //Профилактика и лечение хронических заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта / Под ред. акад. РАМН В.Т. Ивашкина. М.: МЕДпресс-информ. ‒ 2013.
- Маев И.В., Самсонов А.А. Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки: различные подходы к современной консервативной терапии /Consilium medicum. Приложение. Выпуск №1. ‒ 2004.
- Исаков В.А, Домарадский И.В. Хеликобактериоз. М.: ИД Медпрактика. ‒ 2003.
- Ford АС, Delaney ВС, Forman D, еt al. Eradication therapy for peptic ulcer disease in Helicobacter pylori positive patients. Cochrane Database Syst Rev 2006;
- Leodolter А, Kulig М, Brasch Н, et al. А meta-analysis comparing eradication, healing and relapse rates in patients with Helicobacter pylori-associated gastric or duodenal ulcer. Aliment Pharmacol Ther 2001;
- Malfertheiner P., Megraud F., OMorain C.A., et al. Management of Helicobacter pylori infection – the Maastrict IV/Florence Consensus Report //Gut 2012.
- Диагностика и лечение инфекции Helicobacter pylori – отчет согласительной конференции Маастрихт IV/ Флоренция // Вестник практического врача. Спецвыпуск 1. ‒ 2012.
- Ивашкин В.Т., Лапина Т.Л. Лечение язвенной болезни: новый век ‒ новые достижения ‒ новые вопросы /Болезни органов пищеварения. ‒ 2002.
- Ford АС, Malfertheiner Р, Giguere М, еt al. Adverse events with bismuth salts for Helicobacter pylori eradication: systematic review and meta-analysis. World J Gastroenterol 2008.
- Calvet Х, Garcia N, Lopez Т, еt al. А meta-analysis of short versus long therapy with а proton pomp inhibitor, clarithromycin and either metronidazole or amoxycillin for treating Helicobacter pylori infection. Aliment Pharmacol Ther 2000.
- Ford А, Moayyedi Р. How can the current strategies for Helicobacter pylori eradication therapy be improved? Can J Gastroenterol 2003.
- Fuccio L, Minardi МЕ, Zagari RМ, еt аl. Meta-analysis: duration of first-line proton pump inhibitor based triple therapy for Helicobacter pylori eradication. Аnn Intern Med 2007.
- Белоусова И.Б. Особенности клинического течения язвенной болезни у лиц, занятых в производстве антибиотиков. Дисс. канд. мед. наук. ‒ Москва. ‒ 1999.