ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЗИИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР

Шарф Анастасия Аркадьевна
Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация
В статье рассматриваются интеграционные процессы, протекающие в современной экономике и характеризующиеся образованием квазиинтегрированных структур, таких как: виртуальные организации, сети, стратегические альянсы, кластеры.

Ключевые слова: интеграционные формы - Integration, интеграция, квазиинтеграция


FEATURES OF QUASIINTEGRATION STRUCTURE FORMATION

Sharf Anastasiya Arkadyevna
Omsk institute (branch) of the Russian economic university of G. V. Plekhanov

Abstract
The article deals with the integration processes in the modern economy, and characterized by the formation of quasiintegration structures, such as: virtual organizations, networks, strategic alliances, clusters.

Keywords: integration forms, quasiintegration


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шарф А.А. Особенности формирования квазиинтегрированных структур // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/40157 (дата обращения: 29.03.2024).

Классическое проявление интеграции выражается в расширении бизнеса путем приобретения одной фирмой активов другой фирмы. Такое приобретение, как правило, сопровождается установлением полного контроля как над собственностью приобретаемой фирмы, так и над ее поведением.

Однако, существует модель неполной (частичной) интеграции, когда активная фирма не смогла установить полный контроль над собственностью приобретаемой фирмы. В этом случае весь процесс производства благ превращается в набор оказываемых услуг. Все экономические отношения концентрируются на собственниках капитала (оборудования) пропорционально их доле. Таким образом, формируется дифференцированное договорное поле с разделением прав собственности и прав пользования.

В ситуации, когда активной фирме удается осуществить полный контроль и организовать эффективное управление собственностью и поведением юридически самостоятельной фирмы (или группы фирм), то устанавливается режим рыночной власти активной фирмы, при котором происходит изменение механизма распределения ресурсов внутри данной группы фирм. Другими словами, юридически независимые фирмы соглашаются на проведение контроля за их поведением со стороны активной фирмы, при этом активная фирма может вообще не обладать долей в уставном капитале, принадлежащем юридически независимой фирме. Данное явление называется квазиинтеграцией – когда присутствует контроль над рыночным поведением юридически самостоятельных организаций, в то время как контроль над их собственностью – отсутствует.

В экономической литературе до настоящего времени не выработано единого подхода к пониманию сущности квазиинтеграции, а также не существует единого определения данного термина.

В широком смысле слова под квазиинтеграцией понимается такой вид взаимоотношений между фирмами, при котором «истинным владельцем определенного актива является одна фирма, однако сам актив используется другой фирмой» [1]. Указанное определение, на наш взгляд, более точно отражает суть рассматриваемого явления квазиинтеграции.

Следует отметить, что фирмы могут объединяться друг с другом в целях реализации какого-либо проекта, причем они обладают полной свободой действий в той части деятельности, которая не связана с реализацией данного проекта.

Примерами квазиинтегрированных структур в настоящее время могут служить такие формы взаимодействия фирм как виртуальные организации, сетевые организации, стратегические альянсы, кластеры.

В российской экономике наибольшей популярностью пользуется деятельность стратегических альянсов. Участники такого альянса, сохраняя свою независимость, объединяются друг с другом с целью получения прибыли в определенной отрасли или с целью выполнения конкретных экономических задач (завоевания доли рынка, продвижения товаров и услуг). Очевидно, что при создании стратегического альянса должно быть общее стремление к единой цели, к решению единой проблемы, что требует от менеджеров высокой точности и профессионализма в формулировании идей и замыслов проекта.

Другой формой квазиинтеграции выступают виртуальные организации (корпорации). Именно в данной форме воплощается интеграция бизнес-структур в мировое информационное пространство. Понятие «виртуализация» подразумевает создание таких элементов как электронный рынок, электронная коммерция, виртуальное пространство, виртуальный продукт и виртуальная организация. Исследования виртуальных организаций направлены, во-первых, на комплексные исследования в сфере информационных технологий, а во-вторых, – на разработку теорий новых организационных структур. Главной положительной стороной функционирования данной формы квазиинтеграции является скорость выполнения заказов и полнота удовлетворения потребностей клиентов.

Прообразом виртуальных организаций являются сетевые объединения фирм. Для обеспечения их деятельности информация поступает не только из окружающей среды, но исходит непосредственно и от компаний-участников сети, что гарантирует ее достоверность и необходимость использования. В сетевой форме взаимодействия происходит определенный синтез данных, а также разработка новых данных на основе уже приобретенных. Сети могут создаваться в целях совершенствования маркетинговых и логистических процессов в цепочке доведения товаров до потребителей. Партнеры сети объединяются, как правило, на длительный срок и обладают постоянством. Функционирование сетевых объединений обычно строится на принципах соблюдения сроков поставок, непрерывного пополнения запасов, улучшения обслуживания потребителей.

Следующим представителем квазиинтеграционных объединений выступают кластеры, представляющие собой отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и реализуют связанные или взаимодополняющие товары путем совокупного объединения усилий. Важная роль в исследовании кластерных форм объединения предприятий сыграл М.Портер, который обозначил кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3]. Данное определение позволяет выделить ряд отличительных признаков кластера: географическое местоположение, наличие глубокой взаимозависимости и взаимодополняемости между участниками, отраслевая общность участников. Развитие кластерных форм объединений возможно спонтанным путем, либо организованным. Организованный путь предполагает наличие инициативы, исходящей от фирмы-лидера, обладающей капиталом, либо местных органов власти. Основополагающим принципом на этапе создания кластерной структуры должно стать взаимное доверие между ее участниками. Результативность функционирования кластерной структуры может определяться с трех точек зрения: 1) непосредственно с позиции оценки деятельности кластера в целом (прибыльность, восприимчивость к внедрению инноваций, число желающих войти в кластер, прозрачность информации внутри кластера, величина привлеченных инвестиционных ресурсов и т.п.); 2) с позиции оценки деятельности каждого входящего в него предприятия-участника (положительное изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия); 3) с позиции последствий для экономики отрасли, региона, федерального округа, государства (величина созданного валового продукта, величина поступлений налоговых платежей в бюджеты, количество созданных рабочих мест, доля кластера в отраслевом выпуске продукции и т.п.).

Полагаем, что внедрение квазиинтегрированных форм межфирменного взаимодействия компаний способствует значительному росту деловой этики, совершенствованию правил ведения бизнеса, что, в свою очередь, является неоценимым вкладом в развитие российской экономики на современном этапе.


Библиографический список
  1. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/press/management/2001-5/07.shtml  (дата обращения: 31.10.2014).
  2. Соболева, Ю.П. Теоретические аспекты исследования межфирменного сотрудничества [Текст]/Ю.П.Соболева//Модели и методы инновационной экономики.- 2011.- №3.- С.55-60.
  3. Федеральная сетевая компания [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 31.10.2014).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шарф Анастасия Аркадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация