Согласно данными исследований Центра образования и здоровья МО РФ и Института возрастной физиологии РАО учащиеся начальных классов распределились по группам здоровья следующим образом: 1 группа – 31,2%; II группа – 56,0%; III группа — 12,2%; IV группа - 0.6%. В течение ряда лет в Институте возрастной физиологии РАО ведутся комплексные нейрофизиологические, нейропсихологические и психофизиологические исследования детей 6-10 лет, начального образования. Портрет такого ребенка далеко не всегда соответствует нормативным характеристикам готовности ребёнка к систематическому обучению. Освоение школьной программы такими детьми заведомо осложнено и сопровождаемо значительным функциональным напряжением, снижением общего потенциала индивидуального здоровья и неуспешностью. Под школьными трудностями понимают весь комплекс учебных и неучебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребенка в школе и приводят к отклонениям в физическом и психическом здоровье; к нарушениям социально-психологической адаптации; к снижению успеваемости [1,2,3].
Среда общеобразовательных школ представляет собой сложный комплекс условий, формирующих образ жизни ребенка и обеспечивающих процесс обучения. Школьная микросреда включает условия размещения учреждения на территории населенного пункта, архитектурный план здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организацию учебного процесса, двигательную активность, питание и медицинское обслуживание и др. [1,4,5].
Количественный показатель «нездоровья» в равной степени максимален и у детей областного центра и школьников села. Результаты научных исследований показывают, что только 10% выпускников школ здоровы, 40% имеют различные хронические заболевания, среди которых у 30% заболевания ограничивают выбор профессии. По уровню и структуре физического развития сельские школьники отличаются от учащихся городских школ, особенно по показателям, характеризующим функционирование сердечно-сосудистой системы. Выявленные различия зарегистрированы на фоне незначительных расхождений по значениям показателей тотальных параметров тела: например, сельские девочки по росту и массе тела не отстают от городских сверстниц. Морфофункциональная характеристика особенностей адаптации, по данным кардиоинтервалограммы и гемодинамическим показателям, свидетельствует о возрастании индекса напряжения у сельских школьников на этапах индивидуального развития в отличие от детей мегаполиса, при этом, не выходя за пределы физиологической нормы [6,7,8].
В проведенном исследовании приняли участие сельские дети (школьники 1-3 классов), в качестве контрольной группы выступила репрезентативная группа сверстников МОУ Лицей, города Арзамаса (n=177). Исследование современных детей проводилось в динамике 3-х лет, в мае и сентябре 2010-2012 гг. Наблюдались функциональная реактивность сердечно-сосудистой системы (ССС) и вегетативная обеспеченность физиологических процессов.
Распределение по группам здоровья наблюдаемых групп сельских и городских школьников, показало, что при поступлении в первый класс, первая группа здоровья отсутствовала (как в первых, так и в третьих классах), как у городских так и у сельских детей. Вторая группа здоровья у сельских школьников 65%, у городских 45%; третья группа здоровья у сельских 35%, у городских – 55%. Четвертая группа здоровья отсутствует. Через три года обучения картина следующая: вторая группа здоровья у сельских 60%, у городских 80%, третья группа здоровья у сельских 40%, у городских 13%. Четвертая группа здоровья у сельских отсутствует, у городских 7%. Объективно сельские дети более здоровы, как при поступлении в первый класс, так и к окончанию начального образования.
Анализ распределения успеваемости, относительно фактора группы здоровья показывает, что потенциальные возможности успешного освоения реализуемых учебных программ значимо дифференцируемы. Однако, нет прямой пропорции между «успешностью» в состоянии здоровья и «успешностью» в обучении, объективно в ступают в силу еще и факторы исходных индивидуальных – интеллектуальных способностей индивидуумов. Самый высокий процент хорошо и отлично успевающих детей, в нашем случае оказался в четвертой группе здоровья. А дети первой группы здоровья в большинстве своем оказываются хорошистами. Выявленный факт предполагает более углубленный анализ со стороны и физиологов и педагогов (табл.1).
Таблица 1. Распределение переменной успеваемости, относительно фактора группы здоровья
Группа здоровья |
Успеваемость ( %) |
||
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
|
1 |
0 |
66 |
34 |
2 |
5 |
54 |
41 |
3 |
7 |
59 |
34 |
4 |
0 |
50 |
50 |
Статистика |
Χ2 =19,5 сс=6 p= 0,01 |
Субмаксимальные тесты – тесты функциональной реактивности, при использовании которых данные о сердечно-сосудистой и дыхательной системах могут быть получены непосредственно во время дозированных нагрузок, а также в восстановительном периоде. Упражнения требуют усилий примерно в 75% максимальной аэробной способности обследуемого. Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода, по частоте пульса можно судить, на каком уровне аэробной способности находится обследуемый во время нагрузочного теста. К ним относятся “Степ – тест”, “пробы с приседаниями”, “лестничная проба”. Проба с приседаниями - встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать (за 30 сек) 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки: на 25% и менее отлично; на 25- 50% хорошо; на 50- 75% удовлетворительно; свыше 75 % - плохо. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердечно-сосудистая система находится в состоянии ослабления, отличного от функциональной нормы [9,10].
Анализ обобщенной сводки функциональной реактивности. сердечно-сосудистой системы наблюдаемых школьников начального образования, показал объективную картину разницы (при χ2= 57,01; сс=3; р=0,01) состояния ССС, на момент исследования. В селе у школьников практически отсутствует неудовлетворительная функциональная реактивность, тогда как у городских неустойчивость показывает каждый шестой ученик. Удовлетворительная реакция ССС на нагрузку у каждого десятого сельского школьника и у каждого второго городского. Хорошая реактивность 87% селян и только у 30% горожан. Отличников же поэтому параметру в среднем 5% в обеих группах (рис.1).
Рис.1. Динамика функциональной реактивности сердечно-сосудистой системы городских и сельских школьников начального образования ( % )
Показатели центральной гемодинамики выраженные в виде производных вторичных коэффициентов, более емко и объективно характеризуют работу сердечно-сосудистой системы. Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы основывается на анализе показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений, с расчетом индекса напряжения вегетативного тонуса: индекс Кердо (ИК) = 1- (ДАД/ЧСС). Отрицательные значения указывают на состояние ваготонии, положительные – симпатикотонии [11,12]
Таблица 2. Динамика Вегетативной напряженности в дифференциации фактора успеваемости
Вегетативная напряженность |
|||
Успеваемость |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
Индекс Кердо(у.е.) |
0,21±0,05* |
0,20±0,01 |
0,25±0,02 |
Примечание: * – р<0,05.
Анализ вегетативной напряженности наблюдаемых школьников показал, что в общей массе всем детям свойственен умеренный симпатический тонус. Однако «отличники» отличаются от детей обучающихся на три балла, значимым повышением симпатического тонуса при (р<0,05). Выявилась тенденция, чем лучше учится ребенок, тем большим напряжением вегетативной нервной системы ему это дается (табл.2).
Таким образом, показатели гемодинамики у детей из сельских школ, имеющих более высокую успеваемость во всех возрастно-половых группах, отличаются от показателей гемодинамики у детей из городских учебных заведений значимым повышением систолического и диастолического артериального давления, но в пределах физиологической нормы; также у горожан проявилась некоторая брадикардия относительно сельских детей, свидетельствуя о повышении периферического сосудистого тонуса, т.е. о напряженности процессов адаптации [13].
Функциональная реактивность сердечно-сосудистой системы школьников начального образования у сельских детей более устойчива, тем самым предполагая более устойчивый и менее лабильный вегетативный тонус в сравнении с городскими сверстниками. Исходный вегетативный тонус младших школьников показал стабильный умеренный симпатический тонус у сельских детей и тенденцию вегетативной лабильности детей городских.
Для реализации положения о сохранении и укреплении здоровья детей в процессе школьного образования, как меру усиления контроля качества образования необходимо проводить ежегодный (в начале и конце учебного года) скрининг физического развития, физической подготовленности, успеваемости в сопоставлении с тенденциями реактивности вегетативной нервной системы.
Библиографический список
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
- Михайлова С.В. Особенности биологического возраста сельских школьников Нижегородской области // Novainfo.Ru. – 2014. – № 23. – С. 5-9.
- Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
- Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д.Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г.Румянцева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 640 с.
- Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А.А.Баранов, В.Р.Кучма, Н,А.Скоблина. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.
- Добротворская, С.Г. Факторы саморазвития и здорового долголетия человека / С.Г.Добротворская. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 132 с.
- Михайлова, С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях / С.В.Михайлова // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 12(32). – С.46.
- Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 3(35). – С.5
- Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю., Глаголева К. Оценка функциональных возможностей студентов // Исследования в области естественных наук. – 2014. - № 4 (28). – С. 4.
- Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
- Ситдиков Ф.Г. Превентивный подход к проблеме вегетативных нарушений у детей младшего школьного возраста. / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Ситдикова А.А., Кузьмина Л.Ю.// Клиническая физиология кровообращения, 2006. – №1. – С.68-76.
- Ситдиков Ф.Г. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников. / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Ситдикова А.А. // Физиология человека, 2006. – Т.32. – №6. – С. 22-27.
- Вегетативная регуляция функциональной адаптации школьников /Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4(36). – С.2