Педагогическая практика студентов является важным звеном профессиональной подготовки будущего учителя и органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки студентов в области теории и методики обучения с их педагогической деятельностью.
Кафедра информатики и вычислительной техники ПГУ им. Шолом-Алейхема является руководящей по педагогической практике студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Начальное образование и информатика.
Данный вид практики проводится в классах среднего и старшего звена под руководством учителей школ и преподавателей вуза в общеобразовательных школах (городских и сельских). Практика проводится в 9 семестре. Общая трудоемкость практики составляет 8 недель и 10 зачётных единиц.
В содержание практики входит учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа.
Учебно-воспитательная работа обеспечивает подготовку студентов к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя и предполагает следующие виды деятельности:
– изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
– планирование учебно-воспитательного процесса;
– организацию и проведение уроков разного типа;
– анализ и оценку процесса и результатов учебно-воспитательной работы как учителей, так и своей собственной;
– организацию внеучебной деятельности школьников.
Научно-исследовательская работа предполагает:
– изучение передового педагогического опыта (новых педагогических систем, современных технологий обучения и воспитания, альтернативных и вариативных программ и учебников);
– сбор материала для подготовки и написания курсовой работы по теории и методике обучения информатике.
Структура содержания практики по этапам
Этап 1 (подготовительный период). На этом этапе студенты участвуют в работе установочной конференции, где они знакомятся с общим планом и требованиями педпрактики, заданиями по методическому блоку.
Этап 2 (ориентировочно-ознакомительный период). В течение первой недели практики студенты знакомятся с классом, на базе которого они проходят практику, учителем-предметником и классным руководителем, наблюдают уроки преподавателей, воспитательные мероприятия, осуществляют планирование учебной и внеклассной работы.
Этап 3 (рабочий период). Практиканты самостоятельно разрабатывают календарно-тематический план, работают над заполнением индивидуального дневника, составляют планы уроков, проводят уроки информатики и ИКТ и воспитательные мероприятия (по плану работы класса), изучают опыт учителей-наставников и внедряют его в практику своей работы. В течение всей практики студент работает под активным руководством учителя-предметника и методиста руководящей кафедры.
Этап 4 (обобщающий период). Студенты-практиканты оформляют отчетную документацию по педпрактике, завершают практику, участвуют в итоговой конференции по итогам педпрактики на факультете, подводят итоги работы, завершают отчет.
Содержание каждого из этапов практики и распределение зачетных единиц представлены в таблице 1.
Таблица 1 Структура и содержание педагогической практики
№ пп |
Разделы (этапы) практики |
Содержание (виды работы) на практике |
Общая трудоёмкость (в зач. ед.) |
Форма текущего контроля |
1 |
Подготовительный этап |
1. Выбор учебно-образовательного учреждения для прохождения практики |
0,5 |
Коллективное собеседование |
2. Изучение программы педпрактики и участие в установочной конференции. |
0,5 |
Коллективное обсуждение |
||
2 |
Ориентировочно- ознакомительный этап (первая неделя) |
1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий по информатике в избранном классе и других классах |
0,5 |
Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем. |
2. Знакомство с учащимися, изучение опыта учителя информатики |
0,5 |
Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем. |
||
3. Изучение аппаратного и программного обеспечения кабинета информатики |
0,5 |
Проверка письменного отчета изложенных сведений |
||
4.Составление календарно-тематического плана на весь период практики. Подготовка к первым урокам. |
0,5 |
Проверка дневника и плана. Беседа с практикантом и руководителем. |
||
3 |
Рабочий этап (вторая – седьмая недели) |
1.Подготовка и проведение уроков (не менее 12 уроков) и внеклассных мероприятий по предмету. |
3,5 |
Посещение и анализ уроков практиканта. Проверка дневника и плана уроков. Беседа с практикантом и руководителем. |
2. Работа по индивидуальным планам. |
1,5 |
Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем. |
||
4 |
Обобщающий этап (восьмая неделя практики и одна неделя после окончания практики) |
1. Завершение работы по составлению отчёта и оформлению документации. |
1 |
Проверка документации. Беседа с практикантом. |
2. Участие в итоговой конференции. |
1 |
Оценка работы на итоговой конференции. |
Оценка педагогической деятельности студентов осуществляется в виде дифференцированного зачета согласно СТО-СМК-ДП-8.2.02-2008 «Балльно-рейтинговая система контроля достижений студентов». Данный стандарт был введен в действие в ПГУ им. Шолом-Алейхема с 01.09.2008 г. Вопросы применения балльно-рейтинговой системы при преподавании конкретных дисциплин, оценивании курсовых работ, а также различных видов деятельности студентов описаны в трудах преподавателей ПГУ им. Шолом-Алейхема [1-5]. Ценным представляется опыт преподавателей других вузов России о применении балльно-рейтинговой системы для оценки качества образования [6-10].
Балльно-рейтинговая система в ПГУ им. Шолом-Алейхема является одной из составляющих системы управления качеством. Она состоит из двух взаимосвязанных подсистем: модульной и рейтинговой. Применительно к практике можно сказать, что модульная подсистема ориентирована на обеспечение качественной регулярной работы студентов в течение всего периода практики. Рейтинговая подсистема направлена на обеспечение объективности итоговой оценки учебных достижений студента и совокупной оценки учебных достижений по всем дисциплинам в течение текущего семестра.
Максимальное количество баллов, которое могут заработать студенты в период прохождения практики, составляет 100 баллов.
Формирование итоговой оценки происходит следующим образом:
- менее 51 балла – «неудовлетворительно»;
- 51-74 балла – «удовлетворительно»;
- 75-87 баллов – «хорошо»;
- 88-100 баллов – «отлично».
Критерии оценки деятельности студента на практике:
- отношение к педагогической практике (систематичность работы, самостоятельность, творческий подход);
- качество выполнения отдельных видов деятельности практикантов (планирование работы, проведение уроков и внеклассных мероприятий);
- уровень умений анализа и самоанализа педагогической деятельности;
- качество отчетной документации.
Детальная разбалловка по каждому виду деятельности представлена в таблице 2.
Таблица 2 Распределение баллов в соответствии с видами деятельности практикантов
№ пп | Разделы (этапы) практики | Виды самостоятельной деятельности практикантов | Баллы |
1 | Подготовительный этап |
|
2 3 |
Итого: | 5 б | ||
2 | Ориентировочно-ознакомительный этап |
|
4 5 3 |
Итого: | 12 б | ||
3 | Рабочий этап |
|
3 5 6 4 5 6 4 4 3 5 5 5 5 3 |
Итого: | 63 б | ||
4 | Обобщающий этап |
|
10 10 |
Итого: | 20 б | ||
Итого: | 100 б |
Общую оценку за педпрактику студенту выставляет руководитель по практике от кафедры информатики и вычислительной техники с учетом ранжирования баллов рейтинга оценивания педагогической практики.
Библиографический список
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
- Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
- Лучанинов Д.В. О применении балльно-рейтинговой системы образовательной организации высшего образования для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38881 (дата обращения: 08.10.2014).
- Афонина М.В., Смолкина А.А. Балльно-рейтинговая система в решении педагогических задач // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 217-219.
- Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70-81.
- Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.
- Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 98-105.
- Каточков В.М., Сафронова М.А. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 37-42.