ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Штепа Юлия Петровна
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье раскрываются возможности оценивания результатов педагогической практики студентов с использованием балльно-рейтинговой системы на примере педагогической практики по направлению «Педагогическое образование» профиля «Информатика». Для каждого этапа практики описаны виды деятельности практиканта и особенности их оценивания по балльно-рейтинговой системе.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, достижения студента, информатика, педагогическая практика


THE USE OF RATING SYSTEM MONITORING OF STUDENTS' PROGRESS FOR EVALUATING THE RESULTS OF TEACHING PRACTICE

Shtepa Yuliya Petrovna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article describes the possibilities of evaluation of the results of student teaching students with rating system on the example of teaching practice in the direction of «Teacher Education» profile «Computer science». For each stage, the practice described activities trainee and features of their evaluation on the score-rating system.

Keywords: computer science, pedagogical practice, rating system, student achievement


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Штепа Ю.П. Применение балльно-рейтинговой системы контроля достижений студентов для оценивания результатов педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/39370 (дата обращения: 15.03.2024).

Педагогическая практика студентов является важным звеном профессиональной подготовки будущего учителя и органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки студентов в области теории и методики обучения с их педагогической деятельностью.

Кафедра информатики и вычислительной техники ПГУ им. Шолом-Алейхема является руководящей по педагогической практике студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Начальное образование и информатика.

Данный вид практики проводится в классах среднего и старшего звена под руководством учителей школ и преподавателей вуза в общеобразовательных школах (городских и сельских). Практика проводится в 9 семестре. Общая трудоемкость практики составляет 8 недель и  10 зачётных единиц.

В содержание практики входит учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа.

Учебно-воспитательная работа обеспечивает подготовку студентов к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя и предполагает следующие виды деятельности:

–        изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;

–        планирование учебно-воспитательного процесса;

–        организацию и проведение уроков разного типа;

–        анализ и оценку процесса и результатов учебно-воспитательной работы как учителей, так и своей собственной;

–        организацию внеучебной деятельности школьников.

Научно-исследовательская работа предполагает:

–        изучение передового педагогического опыта (новых педагогических систем, современных технологий обучения и воспитания, альтернативных и вариативных программ и учебников);

–        сбор материала для подготовки и написания курсовой работы по теории и методике обучения информатике.

Структура содержания практики по этапам

Этап 1 (подготовительный период). На этом этапе студенты участвуют в работе установочной конференции, где они знакомятся с общим планом и требованиями педпрактики, заданиями по методическому блоку.

Этап 2 (ориентировочно-ознакомительный период). В течение первой недели практики студенты знакомятся с классом, на базе которого они проходят практику,  учителем-предметником и классным руководителем, наблюдают уроки преподавателей, воспитательные мероприятия, осуществляют планирование учебной и внеклассной работы.

Этап 3 (рабочий период). Практиканты самостоятельно разрабатывают календарно-тематический план, работают над заполнением индивидуального дневника, составляют планы уроков, проводят уроки информатики и ИКТ и воспитательные мероприятия (по плану работы класса), изучают опыт учителей-наставников и внедряют его в практику своей работы. В течение всей практики студент работает под активным руководством учителя-предметника и методиста руководящей кафедры.

Этап 4 (обобщающий период). Студенты-практиканты оформляют отчетную документацию по педпрактике, завершают практику, участвуют в итоговой конференции по итогам педпрактики на факультете, подводят итоги работы, завершают отчет.

Содержание каждого из этапов практики и распределение зачетных единиц представлены в таблице 1.

Таблица 1 Структура и содержание педагогической практики

№ пп

Разделы (этапы) практики

Содержание (виды работы) на практике

Общая трудоёмкость

(в зач. ед.)

Форма текущего контроля

1

Подготовительный этап

1. Выбор учебно-образовательного учреждения для прохождения практики

0,5

Коллективное собеседование

2. Изучение программы педпрактики и участие в установочной конференции.

0,5

Коллективное обсуждение

2

Ориентировочно- ознакомительный  этап

(первая неделя)

1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий по информатике в избранном классе и других классах

0,5

Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем.

2. Знакомство с учащимися, изучение опыта учителя информатики

0,5

Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем.

3. Изучение аппаратного и программного обеспечения кабинета информатики

0,5

Проверка письменного отчета изложенных сведений

4.Составление календарно-тематического плана на весь период практики. Подготовка к первым урокам.

0,5

Проверка дневника и плана. Беседа с практикантом и руководителем.

3

Рабочий этап

(вторая – седьмая недели)

1.Подготовка и проведение уроков (не менее 12 уроков) и внеклассных мероприятий по предмету.

3,5

Посещение и анализ уроков практиканта. Проверка дневника и плана уроков. Беседа с практикантом и руководителем.

2. Работа по индивидуальным планам.

1,5

Проверка дневника. Беседа с практикантом и руководителем.

4

Обобщающий этап

(восьмая неделя  практики и одна неделя после окончания практики)

1. Завершение работы по составлению отчёта и оформлению документации.

1

Проверка документации. Беседа с практикантом.

2. Участие в итоговой конференции.

1

Оценка работы на итоговой конференции.

Оценка педагогической деятельности студентов осуществляется в виде дифференцированного зачета согласно СТО-СМК-ДП-8.2.02-2008 «Балльно-рейтинговая система контроля достижений студентов». Данный стандарт был введен в действие в ПГУ им. Шолом-Алейхема с 01.09.2008 г. Вопросы применения балльно-рейтинговой системы при преподавании конкретных дисциплин, оценивании  курсовых работ, а также различных видов деятельности студентов описаны в трудах преподавателей ПГУ им. Шолом-Алейхема [1-5]. Ценным представляется опыт преподавателей других вузов России о применении балльно-рейтинговой системы для оценки качества образования [6-10].

Балльно-рейтинговая система в ПГУ им. Шолом-Алейхема является одной из составляющих системы управления качеством. Она состоит из двух взаимосвязанных подсистем: модульной и рейтинговой. Применительно к практике можно сказать, что модульная подсистема ориентирована на обеспечение качественной регулярной работы студентов в течение всего периода практики. Рейтинговая подсистема направлена на обеспечение объективности итоговой оценки учебных достижений студента и совокупной оценки учебных достижений по всем дисциплинам в течение текущего семестра.

Максимальное количество баллов, которое могут заработать студенты в период прохождения практики, составляет 100 баллов.

Формирование итоговой оценки происходит следующим образом:

-                    менее 51 балла – «неудовлетворительно»;

-                    51-74 балла – «удовлетворительно»;

-                    75-87 баллов – «хорошо»;

-                    88-100 баллов – «отлично».

Критерии оценки деятельности студента на практике:

-     отношение к педагогической практике (систематичность работы, самостоятельность, творческий подход);

-     качество выполнения отдельных видов деятельности практикантов (планирование работы, проведение уроков и внеклассных мероприятий);

-     уровень умений анализа и самоанализа педагогической деятельности;

-     качество отчетной документации.

Детальная разбалловка по каждому виду деятельности представлена в таблице 2.

Таблица 2 Распределение баллов в соответствии с видами деятельности практикантов

№ пп Разделы (этапы) практики Виды самостоятельной деятельности практикантов Баллы
1 Подготовительный этап
  1. Своевременность предоставления отношения с места прохождения практики.
  2. Участие в установочной конференции.
2
3
    Итого: 5 б
2 Ориентировочно-ознакомительный  этап
  1. Составление календарно-тематического плана по предмету.
  2. Посещение и анализ уроков, внеклассных занятий.
  3. Изучение аппаратного и программного обеспечения кабинета информатики.
4
5
3
    Итого: 12 б
3 Рабочий этап
  1. Степень сформированности профессиональных педагогических умений студента:
    -                    Планирование урока, соблюдение всех этапов урока.
    -                    Реализация цели и задач урока.
    -                    Научный уровень содержания.
    -                    Подбор практического материала.
    -                    Организаторская деятельность студента на уроке.
  2. Проведение всех запланированных уроков.
  3. Проведение самоанализа урока информатики.
  4. Проведение внеклассного мероприятия по предмету.
  5. Проведение самоанализа внеклассного мероприятия.
  6. Этика поведения и выполнения правил внутреннего распорядка (умение общаться с коллегами, дисциплинированность, соблюдение требования к внешнему виду).
  7. Подготовка и использование наглядного и дидактического материала на уроках.
  8. Исследовательская деятельность студента (выполнение индивидуального задания по курсовой работе, ВКР).
  9. Умение работать самостоятельно, использовать творческий подход и проявлять педагогическую культуру.
  10. Оказание необходимой помощи по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.
3 
5
6
4
5 
6 
4 
4 
3 
5
5
5
5
3
    Итого: 63 б
4 Обобщающий этап
  1. Подготовка отчётной документации, которая содержит выполненный в срок и на высоком уровне намеченный объём работы (в течение недели).
  2. Участие в итоговой конференции.
10
10
    Итого: 20 б
  Итого: 100 б

Общую оценку за педпрактику студенту выставляет руководитель по практике от кафедры информатики и вычислительной техники с учетом ранжирования баллов рейтинга оценивания педагогической практики.


Библиографический список
  1. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  2. Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
  3. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
  4. Баженова Н., Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
  5. Лучанинов Д.В. О применении балльно-рейтинговой системы образовательной организации высшего образования для оценивания учебных достижений студентов в ходе изучения дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38881 (дата обращения: 08.10.2014).
  6. Афонина М.В., Смолкина А.А. Балльно-рейтинговая система в решении педагогических задач // Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 217-219.
  7. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 70-81.
  8. Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.
  9. Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 98-105.
  10. Каточков В.М., Сафронова М.А. Внедрение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой систем в образовательный процесс университета // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 37-42.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Штепа Юлия Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация