С середины 1950-х гг. советские власти, обеспокоенные активным посещением синагог руководителями предприятий, коммунистами, государственными служащими, организовали постоянное наблюдение за синагогами. Оперативный материал активно использовался на собраниях, о ходе следствия. В октябре 1954 г. следователь по делу о проведении нелегального молитвенного собрания на частной квартире в г. Любомль, открытым текстом сказал: «Мы знаем вас, евреев, на что вы способны» [1, с. 22].
Н.С. Хрущев был искренне убежден в том, что советские евреи намеревались создать еврейскую антисоветскую республику в Крыму. Он явно демонстрировал свою антиеврейскую направленность, даже выражал ее на встрече с иностранными делегациями [2, л. 124].
В 1965 г. на Западе активизировалось обсуждение вопроса о положении евреев в Советском Союзе. В связи с этим КГБ в целях пресечения антисоветской пропаганды и для разоблачения истинных намерений Запада, для широкого ознакомления мировой общественности с действительным положением дел, признал целесообразным подготовить и распространить через советскую и зарубежную прессу соответствующие материалы [3, л. 56].
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся в Израиль», гражданство утрачивалось автоматически без заявления о выходе из гражданства с момента выезда из страны [4, с. 266]. Причем, с каждого эмигрировавшего взыскивалось 500 рублей. Награжденные государственными наградами, лишались их.
В начале 1970-х гг. в советской прессе серьезное место уделялось материалам о сионизме. Например, 13 января 1970 г. в газете «Правда» было опубликовано 11 писем советских евреев, решительно порицавшие своих соплеменников, которые изъявили желание эмигрировать из СССР. В феврале 1970 г. антисионистские выступления прозвучали от московского раввина И.Л Левина и главного редактора журнала «Советиш Геймланд» А. Вергилиса, которые резко критиковали сионизм [5].
Газеты пестрели сообщениями о митингах, на которых осуждались израильские «агрессоры»; статьями, разоблачавшими сионизм, гневными письмами трудящихся и т.п. Примечательно, что советская антисионистская кампания имела своей целью не изгнание евреев из СССР, а напротив – задачу удержания евреев от эмиграции. В периодике публикуется множество писем от самих евреев, в которых подчеркивался вклад евреев в жизнь СССР, их желание и полное право и, главное, условия жить в стране Советов.
Кроме того, крупным планом шли письма евреев, побывавших в Израиле и вернувшихся оттуда в СССР, поскольку в Израиле – голод, угнетение и нищета.
В марте 1970 г. в г. Москве известнейшие советские евреи (среди которых был и артист А. Райкин) отвечали на вопросы журналистов. На пресс-конференции публично прозвучал ответ на вопрос – почему советское правительство препятствует эмиграции евреев. Оказывается, руководство СССР пытается таким образом помешать увеличивать агрессивные вооруженные силы Израиля.
Вскоре появление на страницах периодической печати «антисионистских» материалов стало привычным и почти обязательным явлением.
Фактически советская идеология развязала себе руки с принятием резолюции «Ликвидация всех форм расовой дискриминации» № 3379 на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1975 г., согласно которой сионизм объявлялся формой расизма и расовой дискриминации, и представлял собой угрозу международному миру.
Советское руководство создавало различного рода препятствия для желавших эмигрировать. В конце 1978 г. властями г. Риги было принято решение о том, что в случае эмиграции не всей семьи, ОВИР принимал документы только при условии размена жилплощади на две меньшего размера. Как правило, такой обмен осуществлять не удавалось, что задерживало выезд из СССР [6, с. 120].
Ю.В. Андропов, находясь на вершине власти, очень серьезно относился к проблеме эмиграции советских евреев. Не желая прослыть антисемитом, ему приходилось лавировать между внутренними и внешними проблемами, возникавшими в связи с еврейским вопросом. Евреев стали активно включать в состав заграничных делегаций, что трактовалось как альтернатива выезда навсегда из СССР.
В 1983 г. по инициативе Ю.В. Андропова был создан «Антисионистский комитет советской общественности» из крупных деятелей советского государства, науки, культуры во главе с Д.А. Драгунским. Выражаясь фигурально, СССР шел на некоторые уступки, которые, в принципе, его ни к чему не обязывали. Ю.В. Андропов не мог пойти на моментальную нормализацию отношений с Израилем, поскольку это означало признание ошибочной политики брежневского руководства, к которой он тоже имел отношение, и повлекло бы за собой осложнения на Ближнем Востоке.
Таким образом, в СССР часть евреев стремилась эмигрировать из страны. Однако советское государство не было в этом заинтересовано в силу разных причин и, естественно, создавало для этого препятствия, но при этом вынуждено было учитывать нюансы международной политики.
Библиографический список
- Эттингер Ш. Исторические корни антисемитизма в Советском Союзе // Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия. Иерусалим: Библиотека Алия, 1979.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 218.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 16. Д. 742.
- Стецовский Ю. История советских репрессий. М.: Знак-СП, 1997. Т. 1.
- Майзель С.А. Евреи в годы застоя. Исход // http://kaz2.docdat.com/docs/index-135481.html?page
- Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. № 10.