Современное состояние высшего образования в условиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предполагает поиск новых путей для обеспечения прозрачности деятельности студента образовательной организации высшего образования. Данный процесс выражается в частности поиском новых методик обучения дисциплинам, активным использованием средств Интернет-технологий в обучении, использования дистанционных образовательных технологий для реализации самостоятельной работы студента [1, 2]. Согласно исследованиям О.А. Белоконь, Ю.В. Головановой, И.А. Озерковой и др. по использованию элементов дистанционных образовательных технологий в очном обучении одним из действенных путей эффективного обучения студентов является использование смешанной формы обучения. Использование систем управления обучением (от англ. LMS – Learning Management System) позволяет обеспечить прозрачность самостоятельной работы студентов благодаря наличию комплексной статистики посещений и обращения студентов к элементам электронного курса [3].
В процессе смешанного обучения встает вопрос о прозрачности оценивания работ студентов. Например, при использовании системы управления обучением Moodle нет прозрачности отображения количества баллов, которые может получить студент за выполнение той или иной работы. Кроме того, настройки оценивания в данной системе чересчур громоздки и неудобны при всей своей комплексности. Работа преподавателя в подобных системах, прежде всего, должна быть удобной и интуитивно понятной. Для этого в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема используется балльно-рейтинговая система (БРС) [4]. Она призвана обеспечить прозрачность результатов оценки работы студентов в ходе изучения дисциплин [5]. Опыт работы преподавателей в данной системе [6, 7] показывает, что данная система самостоятельно способна обеспечить прозрачность проведения дисциплин высшего образования, а также написания курсовых проектов.
Рассмотрим процесс заполнения БРС на примере курса «Мультимедиатехнологии в образовании» для студентов направления «Педагогическое образование». В качестве пояснения для студентов в электронном курсе представлена ссылка на страницу с таблицей, содержащей деятельность студента, отчетность по работе и максимальное количество баллов, которое он сможет получить за выполнение данного вида деятельности (см. табл. 1).
№ п/п | Вид оцениваемой деятельности | Отчетность по работе | Количество баллов |
1 | Практическая работа № 1 “Создание презентаций в MS PowerPoint” | Готовая презентация на выбранную тему, отчет по работе | 5 |
2 | Практическая работа № 2 “Создание видеороликов в среде Virtual Dub” | Готовый видеоролик на выбранную тему, отчет по работе | 7 |
3 | Практическая работа № 3 “Анализ видеороликов образовательного назначения на Youtube” | Готовый отчет-анализ видеороликов образовательного назначения | 8 |
4 | Практическая работа №4 “Запись и обработка аудио” | Готовый аудиофайл на выбранную тему, отчет по работе | 10 |
5 | Выбор темы эссе | Готовый видеоролик на выбранную тему эссе | 20 |
6 | Контрольное тестирование | Тест | 50 |
Опишем процесс работы преподавателя по заполнению балльно-рейтинговой системы для данной дисциплины. После авторизации и выбора нужной дисциплины преподаватель попадает на страницу, где располагается незаполненная дисциплина (см. рис. 1).
Как видно из вышеприведенного рисунка, на данной странице уже существует заранее введенный список студентов группы, а также компоненты для заполнения. Балльно-рейтинговая система предполагает представление дисциплины в форме отдельных модулей. Если дисциплина не имеет модульной структуры, необходимо создать в системе один модуль для расположения списка работ. Для создания модуля необходимо нажать кнопку «Редактировать состав модулей/работ» и на появившейся странице нажать кнопку «Добавить модуль» (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Окно редактирования структуры модулей и работ
На появившейся странице вводим название модуля и нажимаем кнопку «Сохранить» (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Окно добавления модуля дисциплины
После этого данный модуль появится в списке дисциплины. Дальше необходимо ввести все оцениваемые работы, относящиеся к данному модулю. Нажимаем кнопку «Добавить работу» и последовательно вводим все работы данного модуля. При заполнении работы необходимо указать минимальное количество баллов, которое необходимо студенту для зачтения данной работы, а также максимальное количество баллов по данной работе (см. рис. 4).
Последовательно заполняя модули и работы получаем готовую страницу структуры балльно-рейтинговой системы для дисциплины «Мультимедиатехнологии в образовании» (см. рис. 5).
Данные, введенные в структуру преобразуются в таблицу, которую преподаватель заполняет согласно полученных студентами баллов. Для этого необходимо нажать на кнопку «Редактировать баллы студентов» (см. рис. 6).
Процесс заполнения балльно-рейтинговой системы учебных достижений студента не займет много времени, время подготовки данной структуры зависит от количества модулей, работ, а также скорости Интернет-соединения. Преподаватель использует данную систему в качестве электронного журнала для выставления оценок. Кроме того, возможно прикрепление ссылки на данную систему в системе Moodle вместо использования веб-страницы с таблицей. Вся система интуитивно проста и не требует дополнительной подготовки для использования. Являясь системой, независимой от Moodle, балльно-рейтинговая система способна более просто, четко и ясно донести до студента информацию о его учебных достижениях, пройденных контрольных точках и количестве баллов, необходимых ему для допуска к контрольному мероприятию.
Библиографический список
- BazhenovR.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies//Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
- Лучанинов Д.В. Изменение тенденций в формах занятий в контексте смешанного обучения // Информатика и образование. 2013. № 8 (247). С. 37-39.
- Поличка А.Е. Подходы и принципы подготовки будущих специалистов связи с общественностью к использованию информационных и коммуникационных технологий // Прикладная информатика. 2010. № 2 (26). С. 2–12.
- Баженова Н. Фишман Б. Балльно-рейтинговая система в ДВГСГА // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 122-127.
- Баженов Р.И. Организация научно-исследовательской работы студентов по дисциплине «Теория автоматов» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 20.
- Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
- Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Интеллектуальные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 48.
Количество просмотров публикации: Please wait