РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Титова Мария1, Садретдинова Индира2, Федосеева Яна3, Калеева Мария4, Хусяинова Алсу5
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, студентка 4 курс
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, студентка 5 курс
3Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, студентка 5 курс
4Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, студентка 5 курс
5Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского, студентка 3 курс

Аннотация
В статье представлены результаты научно-исследовательской деятельности студентов по изучению факторов, формирующих здоровье сельских школьников.

Ключевые слова: здоровье, научно-исследовательская работа, сельские школьники, студенты


DEVELOPING THE POTENTIAL OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS

Titova Maria1, Sadretdinova Indira2, Fedoseyeva Jan3, Kaleeva Maria4, Husyainova Alsou5
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 4th year student
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student
5Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 3rd year student

Abstract
The results of the research activities of students in the study of factors that shape the health of rural schoolchildren.

Keywords: health, rural schoolchildren, scientific research, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Титова М., Садретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Хусяинова А. Развивающий потенциал научно-исследовательской деятельности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/38787 (дата обращения: 14.03.2024).

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования. Это один из определяющих факторов развития Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского, т.к. от него непосредственно зависит и качество подготовки специалиста, связь обучения с современной наукой  и здоровьесберегающая направленность обучения, что повышает статус учебного заведения на современном этапе информационного развития [1,2,3]. Кроме того необходимо учитывать тот факт, что первокурсники, как правило, это студенты  не достаточно мотивированные, не  имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии.  Поэтому,  привлечение студентов с первых дней обучения  к работе в научном кружке «Моделирование здоровьесбережения в образовательном процессе» поможет решить проблему их мотивации  и  быстрейшей  адаптации  как к учебному процессу в целом, так и к отдельным дисциплинам, требованиям преподавателей, на основе принципов сохранения и укрепления здоровья [4,5,6,7].

Этой важной проблеме в Арзамасском филиале ННГУ им.Н.И.Лобачевского уделяется достаточно времени. А одним из направлений работы педколлектива является  организация и проведение исследовательской  работы  студентов, развитие их научного и творческого потенциала [8,9].

В современных научных публикациях недостаточно отражены вопросы и проблемы изучения особенностей факторов риска здоровья сельских школьников, но высокая социализация современного общества дает основание полагать, что дети села, как и города подвергаются влиянию идентичных факторов окружающей среды однонаправленного действия [10,11,12].

Исследования носят в основном прикладной характер и направлены на углубленное изучение основ здоровьесбережения в учебном процессе, содержания ФГОС,  повышение качества подготовки специалистов и мотивации к обучению. То есть НИРС является перспективным средством формирования профессиональных компетенций, развития познавательной деятельности студентов, что в настоящее время является одной из самых важных задач учебно-воспитательного процесса [13,14].

В ходе научно-исследовательской деятельности  у студентов формируются следующие умения: умение увидеть проблему; сформировать цели научно-исследовательской работы; выдвинуть гипотезу и построить программу исследования; анализировать полученные данные, данные научной и научно-популярной литературы по проблеме; пользоваться различными методами  исследования и т.д. [15,16]. В процессе исследовательской деятельности студенты воспроизводят не только полученные ими знания и умения, но и  получают и развивают способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию,  анализ, синтез, планирование, эксперимент, прогнозирование и т.д. [17].

Результаты НИРС обсуждаются на заседании студенческого кружка, представляются на кафедральном сайте, высшей ее инстанцией является научно-практическая конференция, которая проводится  по итогам за учебный год в весенний семестр в «Дни студенческой науки».

При  утверждении тем для  научно-практической  конференции рекомендуется  руководствоваться следующими принципами:

  1. актуальность и практическая  направленность исследований;
  2. философское, психолого-педагогическое и методологическое значение  выбранной темы;
  3. здоровьесберегающие аспекты исследования;
  4. наличие разработанной программы исследования с учетом формирования здоровьсберегающего мышления, устойчивых интересов, мотивов, реальных условий, а также возможностей  для  успешной реализации научно-исследовательской работы.

При таком подходе исследования студентов становятся более целенаправленными, поддаются контролю и коррекции.

Результативность поиска во многом зависит от уровня научного руководства, умения проводить мониторинг, умения заинтересовать студентов. Оценка программных докладов  проводится  по разработанным критериям и носит суммарный, т.е. рейтинговый характер.

Проведение НИРС предполагает наличие следующих этапов научного поиска:

- постановку проблемы;

- ознакомление с научной и научно-популярной литературой по данной проблеме;

- овладение методикой исследования;

- сбор собственного материала;

- его анализ и обобщение;

- выводы [5,18].

В рамках Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского применяются чаще всего следующие формы организации НИРС:  заседание кружка, научно-практическая конференция, защита рефератов,  конкурсы, выставки работ, дискуссии, олимпиады, заседания «круглого стола с  ведущими специалистами», публикации интересных студенческих работ, участие в областных и международных научно-практических конференциях, участие в конкурсе студенческих рефератов, подготовка и защита курсовых проектов  и т.д.

Социально-гигиенические условия проживания, воспитания и обучения современных школьников Нижегородской области во многих семьях характеризуются как неблагоприятные. К ним относятся такие нарушения, как неправильное питание, не соответствующая гигиеническим требованиям длительность пребывания на открытом воздухе, организация отдыха ребенка в свободное время. Неадекватный личный пример взрослых не способствует качественному  воспитанию здоровьесберегающего поведения у детей [12,19,20].

Недостаточная двигательная активность, также  является неоспоримым фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья школьников. В связи с газификацией сельских поселений, развитием транспортной системы, организацией централизованного водоснабжения, снизилось количество детей, регулярно привлекаемых к физическому труду [6,19].

Каждая сельская школа функционирует в неповторимых региональных социально-экономических и культурных условиях. Но все эти школы объединяет наличие проблем, обусловленных действием общеизвестных факторов риска: устаревшая материально-техническая база, несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса. Сохраняется тенденция к уменьшению количества образовательных учреждений сельской местности, особенно малокомплектных сельских школ, в связи с их закрытием [21].

Следует также отметить и факторы, содействующие развитию сельской школы. Это стабильность и устойчивость детского сообщества внутри и вне школы, наличие более широких, чем в городе, возможностей для индивидуализации обучения и воспитания школьников, участие детей в производительном труде и тесная связь образовательного процесса с жизнью села, традиция особо уважительного отношения односельчан к учителю. При должной организации работы по внедрению здоровьесберегающей деятельности через образовательный процесс, с активным привлечением всех его участников, данные факторы могут способствовать более широким возможностям профилактики и сохранению здоровья школьников сельской местности [22,23].

В целях оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье сельских школьников сотрудниками лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся всех ступеней образования» АФ ННГУ совместно со студентами проведена выкопировка данных медицинских карт по результатам комплексной оценки здоровья сельских школьников, обследованных врачами-специалистами в Центре здоровья для детей г.Арзамаса в 2011/12 гг. [24,25].

У 670 сельских школьников на основе анкет, заполненных ими совместно с родителями при прохождении обследования в Центре здоровья для детей, проанализирован характер образа жизни. Выявлено, что 1-ую группу здоровья составляют 14,1% детей и подростков, обучающихся в сельских школах Арзамасского района. Ко 2-ой группе относятся 35,2% школьников, а остальные – 50,7% составили 3-5 группы здоровья. Сравнение показателей с аналогичными данными по г.Арзамасу представлены в таблице 1.

Группы здоровья

г.Арзамас

Арзамасский район

1-я группа

8,4%

14,1%

2-я группа

41,5%

35,2%

3-5-я группы

49,8%

50,7%

В уставе ВОЗ говорится о высшем уровне здо­ровья как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информа­цию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска (их воздействие может привести к развитию болезни). На сегодняшний день выделяют четыре основных сферы влияния факторов.

Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательные условия здорового образа жизни. Среди обследованных сельских школьников 29,7% систематически занимаются спортом, 62,7% детей села занимаются физкультурой случайно, а 7,6 % – не занимаются физкультурой и спортом.

Существенное влияние на здоровье не только отдельного человека, но и все­го населения в целом оказывает правильно организованное питание. Питание является нор­мальным, если пища отвечает в полной мере запросам организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. 72,7% сельских школьников стремиться правильно организовать режим своего пита­ния. При этом рацион питания должен отвечать возрастным особенностям, а качественный состав пищи — в полной мере соответствовать химическому составу биологически актив­ных веществ (ферментов) организма. Неправильно организованное питание, т.е. нерегулярное, выявленное у 27,3% сельских школьников может вызвать серьезные нарушения в состоя­нии здоровья. Пища ребенка должна быть безвредной для организма, т.е. экологически чистой, не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ, восполнять потреб­ность организма в энергии, содержать все вещества, необходимые для роста и развития ор­ганизма, быть разнообразной. Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды). У 93,2% сельских детей отмечается высокая калорийность рациона, а у остальных (6,8%) – низкая.

Для сохранения здоровья взаимодействие ребенка с окружающей средой должно соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в достаточной степени удов­летворяющая этим требованиям, получила название здорового образа жизни.  Здоровый образ жизни — необходимое условие безопасной жизнедеятельности детей и подростков. Только при разумном подходе к своему поведению и привычкам возможно физиче­ское, духовное и социальное благополучие. 35,7% сельских школьников ведут активный образ жизни, 59,8% – умеренно-активный, а у 4,5% учащихся сельских школ в образе жизни лидирует пассивность. Характер отдыха у детей сельской местности  характеризуется следующим образом: 8,9% предпочитают активный отдых, 79,3% – смешанный, а 11,8% – пассивный.

Таким образом, можно заключить, что большинство сельских школьников ведут здоровый образ жизни. В научных целях целесообразно проводить исследования по изучению состояния здоровья сельских детей и подростков по комплексу информативных показателей с учетом факторов, способствующих формированию отклонений в состоянии их здоровья, с целью выявления отклонений в состоянии здоровья и дальнейшего совершенствования медико-профилактической помощи детям и подросткам, проживающим в сельской местности [1,3,26,27].


Библиографический список
  1. Научно-исследовательская работа студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара». Сборник нормативных документов / Под общ. ред. С.Н. Пяткина. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 48 с.
  2. Рекомендации по созданию единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 30 с.
  3. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки  // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – №4. – С.133-137.
  5. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. .: Издательский центр «Академия», 2001 – 136 с.
  6. Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г.Г. [и др.] /под ред. акад. РАМН А.А.Баранова, проф. В.Р.Кучмы. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  7. Здоровье и физическая культура студента: учеб.пособие / В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  9. Михайлова С.В., Калюжный Е.А., Норкина Е., Тремаскина Ю. «Паспорт здоровья студента» – метод формирования культуры здоровья // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4.
  10. Совершенствование медицинского обеспечения школьников в современных условиях: методические рекомендации / И.А.Камаев, Т.В.Поздеева, А.В.Леонов [и др.]. – Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2004. – 32с.
  11. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2.
  12. Михайлова С.В. Особенности морфофункциональной адаптации сельских и городских школьников Нижегородской области в современных условиях // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12.
  13. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В. Сравнительные тенденции морфофункционального развития городских и сельских школьников Нижегородской области в современных условиях // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2013. – Вып. 7. – С. 34-43.
  14. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Адаптация сердечно-сосудистой системы у учащихся младших классов  // Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. – 2012. – Вып.7. – С.37-43.
  15. Современные образовательные технологии / кол. авторов; под ред.Н.В.Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010. – 432 с.
  16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. -   2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  17. Педагогика и психология в высшей школе / под ред. С.И.Самыгина. – Ростов н/Д: «Феникс», 1998. – 544 с.
  18. Фокин Ю.Г. Преподавание и вовспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
  19. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Морфологический статус сельских школьников Арзамасского района // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3.
  20. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Калюжный, Е.А. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников  // Научное мнение. – 2013. – № 1. – С.197-202.
  21. Обучение здоровью в сельской школе (опыт, проблемы, пути решения) / Под общ. ред. Н.В.Борисовой. – Чебоксары, 2005. – 33 с.
  22. Образование в Нижегородской области. Наша новая школа: Развитие инфраструктуры образования как условие достижения качественного образования / Под ред. М.Ю.Зобковой, Е.Л.Родионовой. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. -  111 с.
  23.  Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL:  http://www.health-control.ru. Дата обращения: 18.11.2012.
  24. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Внедрение оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области в процесс повышения квалификации педагогов социально-гуманитарных профилей // Научное обеспечение системы повышения квалификации. – Челябинск: Издательство «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – № 1. – 2013. – С.113-118.
  25. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Изучение физического развития сельских школьников Нижегородской области с использованием комплексной оценки // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. – 2013. –  № 5 [42]. – С.401-405.
  26. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд…, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
  27. Пищелина Т.Г. Состояние здоровья и реабилитация школьников сельской местности: Автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09, 14.00.33 / Пищелина Татьяна Георгиевна. – Томск, 2002. – 24 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация