Введение. Развитие современных наукоемких высокотехнологичных производств с точки зрения как технологий проектирования, так и технологий производства, будет тормозиться без развития системы профессиональной подготовки специалистов. Последняя же система во многом зависит от разработки новых высокоэффективных методик и моделей подготовки специалистов и управления процессами обучения в системе высшего образования. Современные модели профессиональной подготовки специалистов реализуются в интегрированной информационной среде поддержки инновационных процессов обучения. Опыт такого подхода имеется в отечественной образовательной сфере, представлен в публикациях различных авторов [1, 2, 3, 4] и требует дальнейшего развития.
Модель интегрированной информационно-коммуникационной среды. Одним из путей развития системы профессиональной подготовки является целевая подготовка кадров, основанная на компетентностном подходе, применение которого дает возможность вузу быстро адаптировать программы обучения к потребностям предприятий-заказчиков [6, с. 322]. Для реализации такого подхода, при котором необходимо увязать набор компетенций выпускника с квалификационными требованиями предприятия-заказчика, целесообразно создание интегрированной информационно-коммуникационной среды (ИИКС) поддержки учебного процесса. Такая среда могла бы содержать в себе гибкие механизмы как информационно-методической, так и организационной поддержки образовательного процесса в вузе. Формирование единой ИИКС не только позволяет управлять учебным процессом на основе модели компетенций, но и решать следующие задачи:
- сбор, накопление архивной и текущей информации о методических разработках преподавателей вуза;
- предоставление доступа в рамках интегрированной среды через механизмы поисково-справочных систем к электронным методическим материалам, знаниям, уникальному опыту как преподавателям, так и студентам.
- формирование, хранение материалов контроля знаний студентов и предоставление доступа к ним всем пользователям для самостоятельной подготовки по тестам, типовым заданиям, экзаменационным вопросам и т.д.
ИИКС обеспечивает такое хранение информационно-методического материала, которое позволяет преподавателям размещать электронные версии учебно-методических материалов без ограничений на формат представления, и что не менее важно, хранить и использовать результаты практических работ студентов. Таким образом, реализуются присущие ИИКС функции межпредметной интеграции, позволяющие хранить и интегрировать специфические проектные решения, полученные в процессе освоения дисциплин специализации. Интеграция и хранение результатов работ студентов позволяет студентам воспользоваться опытом других студентов, а преподавателям – облегчить контроль знаний студентов, выявить плагиат.
Чтобы обеспечить безопасность и конфиденциальность хранилищ и баз данных целесообразно систему доступа к ИИКС построить по принципу управления пользовательскими ролями. Группы ролей определяются в соответствии с ролями учебного процесса, например, студент, преподаватель, администратор учебного процесса, системный администратор, администратор баз данных. В зависимости от принадлежности пользователя к некоторой группе назначаются разные права доступа к информационным объектам управления среды, например, только чтение, копирование, редактирование, полный запрет доступа и т.д.
В рамках интегрированной информационно-телекоммуникационной среды поддержки учебного процесса может осуществляться не только организация и управление организационно-методическим обеспечением, но и возможность интерактивного дистанционного взаимодействия в системе «преподаватель – студент». Это позволяет вывести учебный процесс за пределы вуза, организовать расширенное дополнительное образование через коммуникации, вовлечь в процесс обучения предприятия-заказчиков.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать: доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения [7, с. 525].
ИИКС обучения обладает функциями саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям. С другой стороны, это позволяет обеспечить студентам условия для личной творческой активности и самореализации.
Взаимодействие «преподаватель – студент» в рамках интегрированной информационно-коммуникационной среды поддержки учебного процесса позволяет, используя средства глобальной сети, информационных и телекоммуникационных технологий, повысить качество образовательного процесса за счет возможности непосредственного консультирования с преподавателем. Контроль знаний обучаемого является важнейшей частью образовательного процесса. Он обеспечивает обратную связь и выявляет уровень знаний студента. В последнее время вариант тестовой проверки знаний все сильнее закрепляется в образовательном процессе. Учитывая эти тенденции, ИИКС предусматривает хранение как вопросов для классической формы аттестации, так и для тестовой формы, позволяя применять альтернативные способы контроля знаний обучаемого. Кроме того, банк накопленных за каждым студентом ответов позволяет преподавателям прослеживать тенденции успеваемости по конкретным дисциплинам, объективно подходить к выставлению итоговой оценки студенту.
Заключение. Предлагаемая модель организации информационно-коммуникационной поддержки процесса обучения позволяет решать задачи повышения качества подготовки специалистов за счет улучшения организации учебно-методической работы и обеспечения дисциплин, использования в учебном процессе новых информационных технологий, современных интерактивных средств взаимодействия преподавателей и студентов.
Библиографический список
- Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4-1. С. 68-71.
- Абрамешин А.Е., Тихонов А.Н., Тумковский С.Р. Информационные технологии для инженерного образования // Качество. Инновации. Образование. 2-13. № 9 (100). С. 3-7.
- Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- Борщевская И.П. Информационно-коммуникативные технологии в образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 119-122.
- Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-1 (37). С. 24.
- Ирзаев Г.Х. Подходы к повышению качества высшего технического образования с учетом требований предприятий // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 319-323.
- Шарабыров А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании // Решетневские чтения. 2013. Т. 2. № 17. С. 524-526.