В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания молодежи. Не только многие педагоги, родители, но и общественные деятели признают тот факт, что за последние 20 лет очень многое в деле патриотического воспитания было упущено, и сейчас для того, чтобы сохранить нашу страну как целостную суверенную державу, необходимо возрождать бережное отношение к Родине, учить детей с малых лет воспринимать Россию как уникальную страну с неповторимой историей, взывающей уважение, самое лучшее место на земле, олицетворяющее родной дом и требующее заботы о нем. Причем осуществлять такое воспитание должны все участники социума, окружающие ребенка: родители, родственники, педагоги и, безусловно, СМИ.
К сожалению, очень часто происходит так, что ни семья, ни учебные заведения, а тем более СМИ не осуществляют такой деятельности, формируя личности молодых людей – «Иванов-не помнящих-родства», не готовых ни любить свою Родину, ни защищать ее. И очень часто подобное наплевательское отношение к России рождается у молодых людей под воздействием современных медиатекстов, часть из которых осознанно культивирует «ненависть к России» с целью деформирования личностей юных россиян.
Для того чтобы ответить на вопрос, как же представлен феномен «ненависти к Родине» в современных медиатекстах, мы изучили сайт популярнейшей в нашей стране социальной сети «ВКонтакте». Данный выбор был сделан нами неслучайно, так как, по мнению большинства экспертов, данный ресурс весьма популярен среди молодежи, к тому же он очень обширен и включает в себя около 100 миллионов пользователей.
Целью нашего исследования было выявление в данном ресурсе социальных групп, культивирующих антипатриотические настроения, анализ этих групп и выявление основных тем данных пабликов.
С сожалением, нам приходится констатировать тот факт, что подобных групп в данной социальной сети немало, их подписчики измеряются тысячами, а порой и миллионами человек. Группы не носят экстремистский характер, однако полны ненависти к России, стремления унизить ветеранов Великой Отечественной войны, современных военнослужащих и сотрудников полиции РФ, сфальсифицировать факты русской истории. Материал в них регулярно обновляется, при этом, если часть групп блокируются технической службой «ВКонтакте», на их месте тут же возникают новые группы с таким же названием (в данном факте нетрудно убедиться, набрав, например, название одной из таких групп «За отмену празднования девятого мая», в итоге можно узнать, что действующая группа одна, а закрытых с подобным названием около пяти). Все эти группы объединены между собой (на страницах их есть ссылки на такие же паблики), что дает основание предполагать, что и их создатели также имеют друг с другом определенные связи. Также заметно, что группы создаются под какую-то тему, например, в данной сети мы обнаружили около полусотни групп со словом «Рашка», представляющее собой ни что иное, как унизительное название нашей страны.
Объектом исследования стали медиатексты следующих открытых групп: «За отмену празднования 9 мая» (http://vk.com/public43584297), «Рашка – квадратный ватник» (http://vk.com/pub35395532), «Сраная рашка» (http://vk.com/sranayarashka), «Потрясающая Русофобия» (http://vk.com/narodnyevesti), «Мы за вступление России в США» (http://vk.com/accession_to_usa), «Русские за NATO» (http://vk.com/russians_for_nato) и т.д.
При чтении информации этих групп мы выявили высокий уровень агрессивности тех, кто публикуется на них. Агрессия, как правило, направлена в сторону патриотов России, называемых «пацреотами» и «ватниками», а также «рабами», «свиньями», «быдлом», «запутинцами» и прочее.
Среди обсуждаемых тем чаще всего встречаются следующие:
1 Ненависть к России и к ее народу.
Эта ненависть выражается в сопоставлении слов, обозначающих человеческие экскременты и вывернутого наизнанку названия нашей страны, в уничижительных наименованиях русских людей, обвинениях их в раболепствовании перед властью. Яркими чертами таких групп являются презрительные обращения к матерям, чтобы те больше рождали «пушечного мяса», насмешливые предостережения о появлении новой болезни «чумы патриотизма», которая передается половым путем, фигурирование карикатурного рисунка «ватника-патриота», вечно пьяного, с красным носом и бессмысленным взглядом.
2. Фальсификация русской истории, попытка доказать, что солдаты Вермахта были лучше, чем советские солдаты – насильники и трусы.
Это достигается разными способами: например, путем сопоставления фотографий, на первой из которых изображен немецкий солдат, сеющий хлеб вместе с русским крестьянином, а на второй – голод в Поволжье, организованный большевиками. Или фотографий других «хороших» немецких солдат и «плохих» русских солдат. Более того, используются не только фотографии, но и исторические «факты», далекие от реальности, о том, что советские солдаты с необыкновенным садизмом уничтожили в Восточной Пруссии «все гражданское население поголовно»: насиловали женщин и детей до смерти, давили мирных людей гусеницами, распинали на заборах, расстреливали всех, включая коммунистов и союзников-военнопленных.
Фальсификации подвергается и современная история мира. Так, например, в данных группах без труда можно встретить плакаты такого содержания: изображение самолета с падающими на африканский континент бомбами и надписью: «НАТО, спасибо за освобождение Ливии!»
3. Унижение всяческими способами ветеранов Великой Отечественной войны, принижение их подвига, осмеяние его.
Необыкновенную агрессию вызывают пожилые ветераны с орденами на груди. Достаточно позитивные фотографии ветеранов на праздновании Дня Победы приобретают в изучаемых нами пабликах зловещие описания. Это попытка всячески, любым словом и деяниям (вплоть до фотографий детей, испражняющихся на памятники Победы) унизить людей, защищавших Родину.
Все грани морально допустимого переходит один из демотиваторов, размещенный на паблике о вступлении России в НАТО. Здесь изображен русский комбат, который ведет в атаку советских воинов (позже этот комбат был убит в сражении), рядом стоит американский солдат в полном вооружении. При этом комбат называется «убийцей», а американский солдат – «героем». Рядом есть еще один фотомонтаж с изображением этого же комбата. Но теперь комбату в руки вкладывается американское знамя, а рядом создается надпись: «Солдат, будь готов к сдаче в плен доблестным войсками НАТО».
4. Доказательства проигрышности любой войны с «всесильным Западом». Прогнозирование победы Запада в битве с Россией. Наименование американских солдат освободителями.
Эта тема обыгрывается разными способами, например, приводится фотография морпехов США на фоне Храма Василия Блаженного, надпись под фотографией говорит о победе этих «отважных солдат». Или на фоне американского флага и солдата, отдающего ему честь, прогнозируется скорый приход в Москву американских освободителей. В другом месте россиянам предлагается заранее запастись американскими флагами, чтобы вывесить их из окон своих домов тогда, когда в Москву войдут «освободители-американцы» и т.д. Вообще образ американских или британских военных, марширующих на Красной площади, становится ведущим, он встречается в данных группах очень часто.
Заметим также, что подчас создатели подобных групп именуют себя «американскими патриотами», мечтающими о том, чтобы Россия освободилась от рабского ига и стала американскими штатами. «Новый мировой порядок – в нем нет места для России» – красноречиво говорит нам плакат, размещенный на одном из изучаемых нами пабликов. Более того, часто в данной группе звучат настоящие угрозы в адрес тех, кто не захочет подчиниться «американским освободителям». «Ты действительно хочешь партизанить подобно дедам, пацреот?» – спрашивает читателей один из плакатов. «Бывают такие ситуации, что пресловутый русский дух бесполезен», – доказывает нам другой плакат, изображающий авианосцы США.
5. Неизбежность будущего расчленения России на части.
Эта тема, как правило, преподносится как благо России, европейская часть которой войдет в состав Украины, а другие части отойдут другим странам. Иные варианты, которые демонстрируются на данных страницах в качестве допустимых, предусматривают разделение нашей страны на большие штаты и вхождение их в США.
6. Унижение военнослужащих России (как правило, десантников), сравнение их с доблестными солдатами армии в США, подчеркивание слабости российской армии и силы американской.
В качестве примера мы можем привести фотографию, на которой с одной стороны изображены обнимающиеся друг с другом десантники-гомосексуалисты («голубые с голубыми беретами»), а с другой – прекрасно вооруженные американские солдаты. Читателям паблика задается вопрос о том, кого они выбирают в качестве защитников. Есть много и других сопоставлений, например, это лица прекрасно выгладивших американских солдат и избитые лица российских парней-военных.
7. Необходимость эмигрировать из России в «свободные» страны.
Красочно эту тему раскрывает плакат «Пора валить» и текст над ним, предлагающий каждому думающему человеку, пока не поздно, уезжать из «рабской России».
Очень популярны в группах различные опросы, однако варианты ответов, сформулированные в них, одинаково унижают нашу страну. Например, на фоне фотографии с растоптанным в грязи советским флагом, читателям предлагают ответить на вопрос: «Какое государство является худшим в истории русского народа?» Варианты ответа: «СССР, Российская империя, Российская Федерация, в сортах говна не разбираюсь».
При этом результаты опросов говорят о том, что большинство людей поддерживает именно позицию создателей группы. Например, на вопрос: «Вы за вступление России в состав США?», 74,2% опрошенных отвечают утвердительно, а 27,6% высказываются за «поддержку путинского режима».
Подводя итоги данному обзору, мы можем сопоставить информационный материал, размещенный на изученных нами пабликах, и те листовки, которые распространялись германцами во время Великой Отечественной войны. Темы и образы этих листовок и проанализированных нами медиатекстов удивительным образом совпадают. Они также описывают мощь и силу армии Вермахта, призывают красноармейцев сдаваться в плен и работать на благо великого немецкого народа, который всегда накормит и напоит усталого и голодного советского воина. Эти листовки предлагали советским солдатам «пропуск» в лучшую «западную» жизнь, утверждали, что борьба с Великой Германией бессмысленна и бесполезна, они также демонстрировали ненависть к «проклятой рабской» СССРии, «кровавому вождю» Сталину и прочее.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
В современных молодежных медиатекстах определенные группы людей, враждебно настроенные к России, пользуясь правом свободы слова, создают паблики, полные ненависти к нашей стране и ее народу. Подобная работа не может не вызвать беспокойство, так как в данные группы привлекаются молодые люди, которых авторы подобных групп настраивают против России, внушают им ненависть к своей Родине, чувство пренебрежения к ветеранам, военнослужащим и представителям законной власти.
Данные контенты ежедневно распространяют информацию и визуальные материалы сомнительного характера, порой напрямую фальсифицирующие исторические факты, оскорбляющие павших в боях за Отечество русских воинов.
Нас пугает и тот факт, что среди подписчиков данных социальных групп много школьников, которые просто не в состоянии разобраться в хитросплетениях той пропагандисткой машины, которая изменяет их мировоззрение с помощью сети Интернет. Поэтому, на наш взгляд, та самая свобода слова, на которую указывают авторы данных пабликов, несет деструктивный характер, поэтому подобные группы должны принудительно закрываться либо с помощью технической службы сети «ВКонтакте», либо в связи с санкцией Роспотребнадзора или прокуратуры.
Также очень важна и параллельная патриотическая работа с молодежью с помощью социальных сетей. Например, автор данной статьи в месте с группой единомышленников осуществляет редактирование патриотических групп «ВКонтакте». Это сообщества с такими названиями как «Дед, я тебя помню» (http://vk.com/ded_vov) (посвященное памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны – дедов и прадедов нынешних молодых людей), «Я люблю Россию» (http://vk.com/luboross) (рассказывающее о красотах и духовных богатствах нашего Отечества), «Недельный видеообзор» (http://vk.com/obzornedeli) (здесь представленные видеозаписи с патриотической направленностью). Данная работа будет нами продолжена, так как ее необходимость очевидна. Ведь чувство любви к Родине – является базовым для каждого человека, именно оно дает личности силы жить и преодолевать все те трудности, которых в мире немало, лишая этого чувства наших детей и молодежь, мы оставляем их беззащитными перед угрозами со стороны определенных геополитических сил, готовых «растоптать» Россию в угоду своим интересам. Поэтому вопрос о патриотическом воспитании становится сегодня вопросом о сохранении нашего государства в будущем.
Библиографический список
- Комарова, О.Н. Системный подход к исследованию психики // Психолого-педагогический поиск. – 2004. – №. 1. – С. 82-89.
- Воспитательный потенциал учебных программ по педагогике и пути его организации в образовательном процессе вуза с учетом требований ФГОС ВПО // Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Мартишина Н.В., Жокина Н.А., Ганина Т.В., Аджиева Е.М. В сборнике: Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере: материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина, посвящённого Году российской космонавтики. под редакцией А.П. Лиферова; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 86-92.
- Поршакова И.В., Карасева С.Н. Ценностные ориентации современных мужчин // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 15.
- Комарова, О.Н.Соотношение интеллектуальных и волевых свойств в структуре личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №. 15. – С. 26–30.
- Антропова К.С., Ганина Т.В. Роль матери в воспитании детей // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. –2014. –№ 5 (9). – С. 71.
- Ганина Т.В. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза и школы // В сборнике: Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией: Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. 2013. С. 107-115.
- Комарова, О.Н.Психологическая готовность к деятельности в особых и экстремальных условиях // Психолого-педагогический поиск. - 2007. – No.6. – С. 85-99.
- Лунькова Е.Ю. Информационно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в условиях заочного обучения // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 18.
- Ганина Т.В., Лебедева М.А. Туристический маршрут «Замки Рязанского края» как средство популяризации достопримечательностей Рязанского региона // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 21.
- Морозова О.С. Абсентеизм как тип электорального поведения // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 6.
- Пастухова М.В. Пути формирования толерантности у детей и подростков // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 13.
- Морозова О.С. Электоральная культура: понятие и основные функции // Культура и образование. – 2013. – № 4 (4). – С. 15.
- Щевьeв А.А. Старообрядчество как неотъемлемая часть русской культуры // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 1.
- Лунькова Е.Ю. Место социальных сетей в обучении студентов заочной формы обучения // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 15.
- Ганина Т.В., Сидорова А.Н. Инновационные подходы к проведению познавательной экскурсии по историческому центру поселка Тума Рязанской области // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 22.