ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
В данной статье рассматривается деятельность определенных групп социальной сети «ВКонтакте», которую можно рассматривать как пропаганду ненависти к своей Родине.

Ключевые слова: информационная война, национальная безопасность России, социальные сети


INFORMATION WAR IN SOCIAL NETWORKS AS A THREAT TO NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Gritsay Ludmila Aleksandrovna
Ryazan Correspondence Institute (branch) of the Moscow State University of Culture and Arts
assistant professor of social and humanities

Abstract
This article examines the activity of certain groups of social network "VKontakte", which can be regarded as hate speech to his homeland.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Информационная война в социальных сетях как угроза национальной безопасности России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/10/38607 (дата обращения: 17.03.2024).

В последние годы в отечественной научной литературе широко обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания молодежи. Не только многие педагоги, родители, но и общественные деятели признают тот факт, что за последние 20 лет очень многое в деле патриотического воспитания было упущено, и сейчас для того, чтобы сохранить нашу страну как целостную суверенную державу, необходимо возрождать бережное отношение к Родине, учить детей с малых лет воспринимать Россию как уникальную страну с неповторимой историей, взывающей уважение, самое лучшее место на земле, олицетворяющее родной дом и требующее заботы о нем. Причем осуществлять такое воспитание должны все участники социума, окружающие ребенка: родители, родственники, педагоги и, безусловно, СМИ.

К сожалению, очень часто происходит так, что ни семья, ни учебные заведения, а тем более СМИ не осуществляют такой деятельности, формируя личности молодых людей – «Иванов-не помнящих-родства», не готовых ни любить свою Родину, ни защищать ее. И очень часто подобное наплевательское отношение к России рождается у молодых людей под воздействием современных медиатекстов, часть из которых осознанно культивирует «ненависть к России» с целью деформирования личностей юных россиян.

Для того чтобы ответить на вопрос, как же представлен феномен «ненависти к Родине» в современных медиатекстах, мы изучили сайт популярнейшей в нашей стране социальной сети «ВКонтакте». Данный выбор был сделан нами неслучайно, так как, по мнению большинства экспертов, данный ресурс весьма популярен среди молодежи, к тому же он очень обширен и включает в себя около 100 миллионов пользователей.

Целью нашего исследования было выявление в данном ресурсе социальных групп, культивирующих антипатриотические настроения, анализ этих групп и выявление основных тем данных пабликов.

С сожалением, нам приходится констатировать тот факт, что подобных групп в данной социальной сети немало, их подписчики измеряются тысячами, а порой и миллионами человек. Группы не носят экстремистский характер, однако полны ненависти к России, стремления унизить ветеранов Великой Отечественной войны, современных военнослужащих и сотрудников полиции РФ, сфальсифицировать факты русской истории. Материал в них регулярно обновляется, при этом, если часть групп блокируются технической службой «ВКонтакте», на их месте тут же возникают новые группы с таким же названием (в данном факте нетрудно убедиться, набрав, например, название одной из таких групп «За отмену празднования девятого мая», в итоге можно узнать, что действующая группа одна, а закрытых с подобным названием около пяти). Все эти группы объединены между собой (на страницах их есть ссылки на такие же паблики), что дает основание предполагать, что и их создатели также имеют друг с другом определенные связи. Также заметно, что группы создаются под какую-то тему, например, в данной сети мы обнаружили около полусотни групп со словом «Рашка», представляющее собой ни что иное, как унизительное название нашей страны.

Объектом исследования стали медиатексты следующих открытых групп: «За отмену празднования 9 мая» (http://vk.com/public43584297), «Рашка – квадратный ватник» (http://vk.com/pub35395532), «Сраная рашка» (http://vk.com/sranayarashka), «Потрясающая Русофобия» (http://vk.com/narodnyevesti), «Мы за вступление России в США» (http://vk.com/accession_to_usa), «Русские за NATO» (http://vk.com/russians_for_nato) и т.д.

При чтении информации этих групп мы выявили высокий уровень агрессивности тех, кто публикуется на них. Агрессия, как правило, направлена в сторону патриотов России, называемых «пацреотами» и «ватниками», а также «рабами», «свиньями», «быдлом», «запутинцами» и прочее.

Среди обсуждаемых тем чаще всего встречаются следующие:

1 Ненависть к России и к ее народу.

Эта ненависть выражается в сопоставлении слов, обозначающих человеческие экскременты и вывернутого наизнанку названия нашей страны, в уничижительных наименованиях русских людей, обвинениях их в раболепствовании перед властью.  Яркими чертами таких групп являются презрительные обращения к матерям, чтобы те больше рождали «пушечного мяса», насмешливые предостережения о появлении новой болезни «чумы патриотизма», которая передается половым путем, фигурирование карикатурного рисунка «ватника-патриота», вечно пьяного, с красным носом и бессмысленным взглядом.

2. Фальсификация русской истории, попытка доказать, что солдаты Вермахта были лучше, чем советские солдаты – насильники и трусы.

Это достигается разными способами: например, путем сопоставления фотографий, на первой из которых изображен немецкий солдат, сеющий хлеб вместе с русским крестьянином, а на второй – голод в Поволжье, организованный большевиками. Или фотографий других «хороших» немецких солдат и «плохих» русских солдат. Более того, используются не только фотографии, но и исторические «факты», далекие от реальности, о том, что советские солдаты с необыкновенным садизмом уничтожили в Восточной Пруссии «все гражданское население поголовно»: насиловали женщин и детей до смерти, давили мирных людей гусеницами, распинали на заборах, расстреливали всех, включая коммунистов и союзников-военнопленных.

Фальсификации подвергается и современная история мира. Так, например, в данных группах без труда можно встретить плакаты такого содержания: изображение самолета с падающими на африканский континент бомбами и надписью: «НАТО, спасибо за освобождение Ливии!»

3. Унижение всяческими способами ветеранов Великой Отечественной войны, принижение их подвига, осмеяние его.

Необыкновенную агрессию вызывают пожилые ветераны с орденами на груди. Достаточно позитивные фотографии ветеранов на праздновании Дня Победы приобретают в изучаемых нами пабликах зловещие описания. Это попытка всячески, любым словом и деяниям (вплоть до фотографий детей, испражняющихся на памятники Победы) унизить людей, защищавших Родину.

Все грани морально допустимого переходит один из демотиваторов, размещенный на паблике о вступлении России в НАТО. Здесь изображен русский комбат, который ведет в атаку советских воинов (позже этот комбат был убит в сражении), рядом стоит американский солдат в полном вооружении. При этом комбат называется «убийцей», а американский солдат – «героем». Рядом есть еще один фотомонтаж с изображением этого же комбата. Но теперь комбату в руки вкладывается американское знамя, а рядом создается надпись: «Солдат, будь готов к сдаче в плен доблестным войсками НАТО».

4. Доказательства проигрышности любой войны с «всесильным Западом». Прогнозирование победы Запада в битве с Россией. Наименование американских солдат освободителями.

Эта тема обыгрывается разными способами, например, приводится фотография морпехов США на фоне Храма Василия Блаженного, надпись под фотографией говорит о победе этих «отважных солдат». Или на фоне американского флага и солдата, отдающего ему честь, прогнозируется скорый приход в Москву американских освободителей. В другом месте россиянам предлагается заранее запастись американскими флагами, чтобы вывесить их из окон своих домов тогда, когда в Москву войдут «освободители-американцы» и т.д. Вообще образ американских или британских военных, марширующих на Красной площади, становится ведущим, он встречается в данных группах очень часто.

Заметим также, что подчас создатели подобных групп именуют себя «американскими патриотами», мечтающими о том, чтобы Россия освободилась от рабского ига и стала американскими штатами. «Новый мировой порядок – в нем нет места для России» – красноречиво говорит нам плакат, размещенный на одном из изучаемых нами пабликов. Более того, часто в данной группе звучат настоящие угрозы в адрес тех, кто не захочет подчиниться «американским освободителям». «Ты действительно хочешь партизанить подобно дедам, пацреот?» – спрашивает читателей один из плакатов. «Бывают такие ситуации, что пресловутый русский дух бесполезен», – доказывает нам другой плакат, изображающий авианосцы США.

5. Неизбежность будущего расчленения России на части.

Эта тема, как правило, преподносится как благо России, европейская часть которой войдет в состав Украины, а другие части отойдут другим странам. Иные варианты, которые демонстрируются на данных страницах в качестве допустимых, предусматривают разделение нашей страны на большие штаты и вхождение их в США.

6. Унижение военнослужащих России (как правило, десантников), сравнение их с доблестными солдатами армии в США, подчеркивание слабости российской армии и силы американской.

В качестве примера мы можем привести фотографию, на которой с одной стороны изображены обнимающиеся друг с другом десантники-гомосексуалисты («голубые с голубыми беретами»), а с другой – прекрасно вооруженные американские солдаты. Читателям паблика задается вопрос о том, кого они выбирают в качестве защитников. Есть много и других сопоставлений, например, это лица прекрасно выгладивших американских солдат и избитые лица российских парней-военных.

7. Необходимость эмигрировать из России в «свободные»  страны.

Красочно эту тему раскрывает плакат «Пора валить» и текст над ним, предлагающий каждому думающему человеку, пока не поздно, уезжать из «рабской России».

Очень популярны в группах различные опросы, однако варианты ответов, сформулированные в них, одинаково унижают нашу страну. Например, на фоне фотографии с растоптанным в грязи советским флагом, читателям предлагают ответить на вопрос: «Какое государство является худшим в истории русского народа?» Варианты ответа: «СССР, Российская империя, Российская Федерация, в сортах говна не разбираюсь».

При этом результаты опросов говорят о том, что большинство людей поддерживает именно позицию создателей группы. Например, на вопрос: «Вы за вступление России в состав США?», 74,2% опрошенных отвечают утвердительно, а 27,6% высказываются за «поддержку путинского режима».

Подводя итоги данному обзору, мы можем сопоставить информационный материал, размещенный на изученных нами пабликах, и те листовки, которые распространялись германцами во время Великой Отечественной войны. Темы и образы этих листовок и проанализированных нами медиатекстов удивительным образом совпадают. Они также описывают мощь и силу армии Вермахта, призывают красноармейцев сдаваться в плен и работать на благо великого немецкого народа, который всегда накормит и напоит усталого и голодного советского воина. Эти листовки предлагали советским солдатам «пропуск» в лучшую «западную» жизнь, утверждали, что борьба с Великой Германией бессмысленна и бесполезна, они также демонстрировали ненависть к «проклятой рабской» СССРии, «кровавому вождю» Сталину и прочее.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

В современных молодежных медиатекстах определенные группы людей, враждебно настроенные к России, пользуясь правом свободы слова, создают паблики, полные ненависти к нашей стране и ее народу. Подобная работа не может не вызвать беспокойство, так как в данные группы привлекаются молодые люди, которых авторы подобных групп настраивают против России, внушают им ненависть к своей Родине, чувство пренебрежения к ветеранам, военнослужащим и представителям законной власти.

Данные контенты ежедневно распространяют информацию и визуальные материалы сомнительного характера, порой напрямую фальсифицирующие исторические факты, оскорбляющие павших в боях за Отечество русских воинов.

Нас пугает и тот факт, что среди подписчиков данных социальных групп много школьников, которые просто не в состоянии разобраться в хитросплетениях той пропагандисткой машины, которая изменяет их мировоззрение с помощью сети Интернет. Поэтому, на наш взгляд, та самая свобода слова, на которую указывают авторы данных пабликов, несет деструктивный характер, поэтому подобные группы должны принудительно закрываться либо с помощью технической службы сети «ВКонтакте», либо в связи с санкцией Роспотребнадзора или прокуратуры.

Также очень важна и параллельная патриотическая работа с молодежью с помощью социальных сетей. Например, автор данной статьи в месте с группой единомышленников осуществляет редактирование патриотических групп «ВКонтакте». Это сообщества с такими названиями как «Дед, я тебя помню» (http://vk.com/ded_vov) (посвященное памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны – дедов и прадедов нынешних молодых людей), «Я люблю Россию»  (http://vk.com/luboross) (рассказывающее о красотах и духовных богатствах нашего Отечества), «Недельный видеообзор» (http://vk.com/obzornedeli) (здесь представленные видеозаписи с патриотической направленностью). Данная работа будет нами продолжена, так как ее необходимость очевидна. Ведь чувство любви к Родине – является базовым для каждого человека, именно оно дает личности силы жить и преодолевать все те трудности, которых в  мире немало, лишая этого чувства наших детей и молодежь, мы оставляем их беззащитными перед угрозами со стороны определенных геополитических сил, готовых «растоптать» Россию в угоду своим интересам. Поэтому вопрос о патриотическом воспитании становится сегодня вопросом о сохранении нашего государства в будущем.


Библиографический список
  1. Комарова, О.Н. Системный подход к исследованию психики // Психолого-педагогический поиск. – 2004. – №. 1. – С. 82-89.
  2. Воспитательный потенциал учебных программ по педагогике и пути его организации в образовательном процессе вуза с учетом требований ФГОС ВПО // Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., Мартишина Н.В., Жокина Н.А., Ганина Т.В., Аджиева Е.М.  В сборнике: Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере:  материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина, посвящённого Году российской космонавтики. под редакцией А.П. Лиферова; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань, 2012. – С. 86-92.
  3. Поршакова И.В., Карасева С.Н. Ценностные ориентации современных мужчин // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 15.
  4. Комарова, О.Н.Соотношение интеллектуальных и волевых свойств в структуре личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №. 15. – С. 26–30.
  5. Антропова К.С., Ганина Т.В. Роль матери в воспитании детей // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. –2014. –№ 5 (9). – С. 71.
  6. Ганина Т.В. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза и школы // В сборнике: Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией: Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. 2013. С. 107-115.
  7. Комарова, О.Н.Психологическая готовность к деятельности в особых и экстремальных условиях // Психолого-педагогический поиск. -  2007. – No.6. – С. 85-99.
  8. Лунькова Е.Ю.  Информационно-педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в условиях заочного обучения // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 18.
  9. Ганина Т.В., Лебедева М.А.  Туристический маршрут «Замки Рязанского края» как средство популяризации достопримечательностей Рязанского региона // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 21.
  10. Морозова О.С. Абсентеизм как тип электорального поведения // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 6.
  11. Пастухова М.В.  Пути формирования толерантности у детей и подростков // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 13.
  12. Морозова О.С.  Электоральная культура: понятие и основные функции // Культура и образование. – 2013. – № 4 (4). – С. 15.
  13. Щевьeв А.А.  Старообрядчество как неотъемлемая часть русской культуры // Культура и образование. – 2013. – № 2 (2). – С. 1.
  14. Лунькова Е.Ю.  Место социальных сетей в обучении студентов заочной формы обучения // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 15.
  15. Ганина Т.В., Сидорова А.Н.  Инновационные подходы к проведению познавательной экскурсии по историческому центру поселка Тума Рязанской области // Культура и образование. – 2013. – № 1 (1). – С. 22.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация