Функциональное состояние гимнасток во время занятий и особенности изменений его показателей являются оперативным контролем, который играет важную роль в управлении тренировочным процессом [1; 2, № 10, С. 28–29]. Это позволяет вносить корректировку в распределение тренировочных нагрузок, сочетая их с восстановительными мероприятиями, без которых невозможно выдержать большой объем тренировочной работы. Совершенно очевидно, что эффективность восстановительных средств увеличивается в том случае, если они проводятся с учетом изменений, происходящих в организме гимнасток во время тренировочных занятий.
Для того, чтобы снизить перенапряжение и переутомление центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, лимитирующих выполнение тренировочной работы на высоком качественном уровне, необходимо знать реакцию систем организма гимнасток на тренировочную нагрузку непосредственно в процессе занятий. С этой целью нами осуществлялся контроль за функциональным состоянием спортсменок с помощью нескольких методик. Первая методика ‒ определение критической частоты слияния световых мельканий (КЧССМ), которая отражает процессы, протекающие не только в сетчатке глаза, но и в центральной нервной системе. КЧССМ используют в работе со спортсменами для определения уровня напряженности работы и степени утомления. Чем напряженнее работа, тем ниже показатель КЧССМ и, следовательно, более значительно утомление нервной системы [3, № 3, С. 72‒73]. В нашем исследовании у гимнасток измерялось КЧССМ до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Производилось три измерения, из результатов которых высчитывалось среднее арифметическое значение. Второй метод ‒ статометрия, которая использовалась для определения длительности сохранения равновесия тела посредством специальной позы (стойка на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты, кисти сжаты в кулак). Длительность сохранения равновесия определялась по секундомеру, который включался по принятию устойчивого положения и выключался при начале колебаний туловища [4, С. 1–24]. Момент потери равновесия определялся визуально, в протокол записывался средний результат их трех попыток. Третий метод ‒ тест прыжковой выносливости, для определения которого нами применялся «прыжковый лидер» [5, С. 1‒19], дающий возможность просто и надежно измерять количество прыжков вверх без снижения их высоты, принятое за показатель прыжковой выносливости. Количество выполненных гимнастками прыжков регистрировалось до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Четвертый метод ‒ треморография. Одним из доступных для измерения параметров руки является ее физиологический тремор. В условиях утомления, как правило, повышается частота и амплитуда колебаний руки. Мы применяли корректурную пробу [6, Т. 24, С. 295‒297]. Гимнасткам предлагалось быстро провести линию одновременно в пяти сторонах листа без отрыва карандаша от бумаги и с наименьшим числом касаний ограничительных линий. Корректурная проба проводилась с гимнастками до тренировки и после тренировки. Полученный цифровой материал нашего исследования обрабатывался методом математической статистики согласно рекомендациям Б.А. Ашмарина [7].
В нашем исследовании у десяти гимнасток высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта РФ) изучаемые показатели определялись до тренировки, после разминки и после каждого вида программы, запланированного в тренировочном занятии. Полученные результаты, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что после разминки и работы на первом виде программы функциональное состояние гимнасток находилось на достаточно высоком уровне. Наибольшие показатели КЧССМ зафиксированы после разминки и работы на первом виде. По мере прохождения видов гимнастического многоборья прослеживалось снижение данного показателя. Так, после третьего вида программы он был достоверно ниже по сравнению с аналогичным показателем после разминки (Р< 0,001).
Собственные результаты, полученные при изменении времени удержания равновесия без зрительной ориентировки в процессе тренировочных занятий, согласуются с данными многих авторов [2, № 10, С. 28–29; 4, С. 1–24; 7] и указывают на то, что снижение показателя статометрии отражает утомление спортсменок. Разница в показателях статометрии к концу тренировки по сравнению с данными после первого вида оказалась статистически достоверной (Р< 0,001) и составила 3,4 секунды.
Количество выполненных прыжков, отражающих прыжковую выносливость гимнасток в процессе тренировки, имело тенденцию к снижению от первого к четвертому виду программы. Разница наивысшего и наименьшего показателя количества прыжков составила 10,5. Выявленные различия были статистически достоверными (Р˂0,001).
Известно, что снижение и увеличение коэффициента тремора зависит от тренировочных нагрузок. Существенное его увеличение является результатом ухудшения показателей функционального состояния организма в связи с нарастанием утомления. В собственном исследовании показатель треморографии определялся дважды: до тренировки и после нее. Как видно из представленных в таблице 1 данных коэффициент тремора у гимнасток после тренировки увеличился в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем до тренировки, и различия оказались статистически достоверными (Р< 0,05).
Таблица 1. Динамика показателей функционального состояния гимнасток после каждого вида программы на учебно-тренировочных занятиях
Виды упражнений |
Статистические показатели |
КЧССМ (ГЦ) |
Статометрия (сек) |
Прыжковая выносливость(кол.повтор.) |
Треморография (усл.ед.) |
До тренировки |
М±m σ |
36,2±0,3 0,9 |
6,7±0,3 0,9 |
22,0±1,3 4,3 |
3,01±0,1 0,3 |
После разминки |
М±m σ р |
37,8±0,5 1,2 <0,05 |
8,5±0,2 0,6 <0,001 |
25,8±0,5 1,2 <0,001 |
|
После 1-го вида |
М±m σ р |
37,7±0,3 0,9 <0,001 |
8,9±0,6 1,9 <0,001 |
26,6±0,4 1,4 <0,001 |
|
После 2-го вида |
М±m σ р |
35,8±0,3 0,9 >0,5 |
8,2±0,9 2,8 <0,001 |
24,8±0,6 1,9 >0,5 |
|
После 3-го вида |
M±m σ р |
35,2±0,3 0,9 <0,001 |
5,9±0,7 2,4 <0,001 |
17,2±0,6 1,9 <0,001 |
|
После 4-го вида |
М± m σ р |
35,0±0,3 0,9 <0,001 |
5,5±1,0 3,3 <0,001 |
16,1±0,3 0,9 <0,001 |
6,1±0,9 2,8 <0,05 |
Таким образом, снижение обьема и интенсивности тренировочной нагрузки после третьего и четвертого видов гимнастического многоборья у спортсменок сопровождалось уменьшением показателей статометрии на 15%, прыжковой выносливости на 25%, критической частоты слияния световых мельканий на 3,5% и увеличением коэффициента тремора в 2 раза, что указывает на снижение функционального состояния спортсменок. Информативными методами контроля за функциональным состоянием гимнасток в процессе тренировочных занятий являются статометрия, определение критической частоты слияния световых мельканий и прыжковой выносливости.
Библиографический список
- Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике /Учебное пособие. ‒ СПб: С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. ‒ 2000.
- Терехина Р.Н., Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике /Теория и практика физ. воспит. ‒ СПб: С-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – 2006.
- Доскин Н.А., Лаврентьева Н.А. К методике изучения КЧССМ // Физиология человека.‒ 1975.
- Бирюк Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой. Автореф. дисс…канд. пед наук. – М.‒ 1973.
- Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Автореф. дисс…канд. пед наук. – М.‒ 1987.
- Сафонов В.А. Треморография как метод оценки функционального состояния центральной нервной системы спортсмена //Теория и практика физической культуры. – 1961.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт. ‒ 1979.