В настоящее время в спорте высших достижений тренировочный процесс осуществляется на основе применения больших тренировочных нагрузок. Величина тренировочной нагрузки определяется: а) частотой тренировочных занятий, их плотностью и продолжительностью; б) общим объемом работы; в) интенсивностью и напряженностью работы.
В сложно-координационных видах спорта, к которым относится художественная гимнастика, определение объема и интенсивности тренировочной работы представляет определенную трудность. Спецификой данного вида спорта является то, что гимнастические движения связаны с перемещением тела гимнастки в пространстве и во времени, а также с работой различными предметами, вариативностью отдыха и т. д. [1, С 1‒21; 2; С. 1‒21; 3, С. 28‒29]. Т.С. Лисицкая, изучая этапы подготовки упражнения как единой комбинации, установила характерные параметры тренировочной работы, к которым относятся элементы, соединения и целые комбинации. Эти параметры при определенном сочетании могут выступать в качестве показателей объема и интенсивности нагрузки [4, С. 1‒28]. Продолжительность учебно-тренировочного занятия является дополнительным показателем интенсивности тренировочной работы.
В своем исследовании, которое было проведено на гимнастках высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта, мастера спорта), определяя индекс интенсивности, мы использовали формулу, предложенную М.Л. Украном и А.М. Шлеминым [5;6;7, С. 1‒19]: И=КЭ/То, где И ‒ индекс интенсивности, КЭ ‒ суммарное количество элементов, То ‒ общее время тренировки.
При анализе нагрузок не конкретизировались предметы, с которыми гимнастки выполняли упражнения, так как, по данным Т.С. Лисицкой [4, С. 1‒28], в художественной гимнастике не наблюдается различия в показателях пульсовой стоимости тренировки при выполнении упражнений с различными предметами.
Полученные данные свидетельствуют о том, что количество элементов и целых комбинаций, общее время работы на виде и интенсивность нагрузки были наибольшими на первом виде программы (таблица 1). Тенденция к снижению параметров нагрузки прослеживалась на каждом виде программы. Достоверное уменьшение количества выполненных элементов наступало на третьем виде программы (p<0, 001). Если на первом виде программы гимнастками выполнялось 72,8±3,6 элемента, то на четвертом виде их количество было значительно снижено. Разница выполненных элементов на первом и четвертом видах программы составляла 22,7 элемента. На первом виде многоборья свои комбинации гимнастки выполняли в целом по 3‒4 раза, а на четвертом виде программы только 1‒2 раза.
Снижение интенсивности нагрузки начиналось на четвертом виде программы. Общее время, затраченное на работу на каждом виде, снижалось по мере прохождения упражнений программы. Разница времени работы на первом и четвертом видах программы составляла 6,8 минут.
В процентном отношении параметры тренировочной нагрузки на третьем и четвертом видах программы по сравнению с первым видом программы, соответственно составляли: по количеству элементов – 83,7% и 69,7%, по количеству выполненных комбинаций в целом ‒ 59,3% и 40.6%, по интенсивности нагрузки ‒ 97,3% и 86,1%. Всего за тренировочное занятие гимнастки выполняли в среднем 260 элементов. Полученные данные позволили констатировать что в настоящее время произошли заметные сдвиги в сторону увеличения тренировочных нагрузок.
Таблица 1. Динамика показателей тренировочной нагрузки у высококвалифицированных гимнасток после каждого вида многоборья
Виды упражнений |
Статистические показатели |
Параметры тренировочной нагрузки |
|||
количество элементов |
количество целых комбинаций |
общее время работы на виде (мин.) |
интенсивность нагрузки (элем./ мин.) |
||
На первом виде |
М±м σ |
72,6±3,6 11,5 |
3,2±0,3 0,9 |
35,0±0,8 2,4 |
2,1±0,2 0,7 |
На втором виде |
М±м σ Р |
70,5±1,05 3,4 >0,05 |
2,6±0,15 0,5 >0,05 |
33,5±0,8 2,4 >0,05 |
2,1±1,3 4,3 >0,05 |
На третьем виде |
М±м σ Р |
59,9±1,9 6,25 <0,001 |
1,9±0,3 0,9 <0,05 |
33,2±0,7 2,4 >0,05 |
1,8±0,12 0,4 >0,05 |
На четвертом виде |
М±м σ Р |
50,1±1,4 4,3 <0,001 |
1,3±0,1 0,4 <0,001 |
31,2±0,6 1,9 <0,05 |
1,6±0,12 0,4 <0,05 |
Результаты исследования показали, что на первом виде программы гимнастки выполняли самый большой объем работы, равный в среднем 144, 4 элементам с большей интенсивностью, чем на последующих видах программы. Суммарный объем работы на первых двух видах программы достигал 203,2 элементов при средней интенсивности 2,0 элемента в минуту. На четвертом виде гимнастического многоборья происходило более резкое снижение выполнения количества элементов.
Развивающееся утомление в процессе тренировочных занятий гимнасток высокой квалификации было отмечено в ряде исследований [1, С 1‒21; 2; С. 1‒21; 3, С. 28‒29; 5]. Наши исследования позволили не только выявить, но и конкретизировать время и степень развивающегося утомления в процессе тренировочных занятий, что может быть использовано для совершенствования учебно-тренировочного процесса и осуществления контроля за объемом и интенсивностью нагрузки у высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике.
Библиографический список
- Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток. Автореф. дисс…канд. пед. наук. ‒ М. ‒ 1979.
- Винер И.А. Подготовка высоквалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. ‒ С- Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта – СПб. ‒ 2003с.
- Терехина Р.Н., Винер И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике /Теория и практика физического воспитания. – СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. ‒ 2006. ‒ №10.
- Лисицкая Т.С., Царькова Н.И. Управление тренировочными нагрузками соревновательного периода гимнасток высокой квалификации в художественной гимнастике. //Метод. разработки для специализ. по художественной гимнастике. – М.: ГЦОЛИФК. ‒ 1981.
- Шлемин А.М. Спортивная гимнастика /Учебное пособие для школ тренеров и техникумов физической культуры. ‒ М., ФиС. ‒ 1986.
- Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике /Учебное пособие. ‒ СПб : СПб ГАФК. ‒ 2000.
- Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Автореф. дисс…канд. пед наук. – М.‒ 1987.
Количество просмотров публикации: Please wait