Возникновение специфических жизненных трудностей в процессе социализации детей трансграничных трудовых мигрантов требуют осуществление коррекции этого процесса, которое можно обеспечить путем оказание социальной помощи детям, нуждающимся.
Целью статьи является определение направлений социальной помощи и восстановления социального потенциала детей трудовых мигрантов.
Социальную помощь трансграничных трудовых мигрантов мы отделили от социальной поддержки, которую оказывают близкие, родственники, друзья и т.д. и которая заключается в основном в восстановлении веры в собственные силы, в возможность занять достойное место в обществе.
В широком смысле социальная работа с детьми трансграничных трудовых мигрантов должна быть направлена на комплексное решение социальных проблем семей трудовых мигрантов, а ее составной должно быть социальное сопровождение каждой ребенка, без которого она не способна преодолеть личные жизненные трудности. Основу ее содержания должны составлять успешная социализация и личностная самореализация каждого ребенка в обществе, а не декларативное решение государства конкретной социальной проблемы.
Традиционно основное бремя социальной работы с детьми с проблемных семей, в т. ч. детьми трудовых мигрантов, возлагаются на центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, персонально – на социальных работников.
Анализ проблемы позволил нам выделить три сферы социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов – семейная социализация, школьная социализация и социализация по месту жительства.
Основными направлениями реализации помощи в этих сферах имеют быть психолого-педагогический, образовательный и посреднический, каждая из этих сфер и направлений требует применения определенных видов социально-педагогической деятельности (диагностика, профилактика семейных отношений, реабилитационная работа и т.д.).
Социальное сопровождение (патронаж) как одно из направлений социальной работы предусматривает осуществление социальными службами системного учета детей трансграничных трудовых мигрантов, постоянного присмотра за условиями жизнедеятельности, моральным, психическим и физическим состоянием тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, систематических и комплексных мер, направленных на преодоление трудностей и различных видов зависимостей, которые наносят ущерб психическому здоровью детей и тормозят процессы социализации.
Социальный работник в контексте помощи детям трансграничных трудовых мигрантов – посредник между ребенком, ее социальными потребностями, семьей, малой группой, окружением, обществом в целом. Он доносит до семей трудовых мигрантов или их отдельных членов сформированы социальные запросы и делает для них доступными необходимые формы социальной помощи, доказывая заинтересованность общества в нормализации процессов социализации каждого ребенка.
На базе учебных заведений социальные работники могут проводить тренинги, диспуты, часы общения, индивидуальные и групповые консультации; важно вводить работу правоведческих клубов, активнее привлекать детей трансграничных трудовых мигрантов к участию в общешкольных мероприятиях, проводить по необходимости психокоррекционные занятия. С целью формирования положительного опыта решения проблем мы предлагаем создавать инициативные разновозрастные детские и подростковые объединения на вроде клубов по интересам, большинство которых составляли бы дети трансграничных трудовых мигрантов; основой их функционирования должно стать, помимо прочего, привлечение к проектированию и руководства социальными программами и акциями на разных уровнях (семьи, учебного заведения, микрорайона и т.п.).
Для воспитания чувства ответственности у ребенка, которое необходимо для повышения способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, в рамках деятельности таких объединений на детей трудовых мигрантов могут быть возложены организаторские функции, выполнение которых требует определенных навыков (планирование работы, распределения обязанностей, предоставления поручений, контроль за их исполнением), а также функции управления коллективом сверстников.
Другой сферой социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов выступает социализация по месту жительства. На ликвидацию социальных барьеров, связанных с этой сферой, направлена прежде всего работа в социальном окружении ребенка. При такой работе важно выявить характер неформальной микросреды. Микросреда характеризуется репродуктивными или деструктивными способами самореализации детей и подростков, перед социальным работником стоит задача изобрести в ней новые возможности для продуктивной самореализации.
Учитывая это, среда выступает полноценным объектом социальной работы, так же, как и непосредственно ребенок, на которого она влияет. Ячейками такой работы могут стать центры социально-психологической помощи, где дети трансграничных трудовых мигрантов имели бы возможность заниматься в кружках, проводить часы досуга, получать необходимую информация, психологическую поддержку.
Для обеспечения эффективной социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов в российских условиях мы предлагаем ряд рекомендаций. На наш взгляд, целесообразно создание при центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи на областном, районном и городском уровнях структурных подразделений, отвечающих за предоставление социальной помощи семьям трансграничных трудовых мигрантов, и обеспечения их квалифицированными специалистами. Деятельность таких подразделений должна сопровождаться профессиональной информационной и психологической поддержкой. В социальной работе необходимо сочетать личностный, дифференцированный, индивидуальный подходы. Следует постоянно обеспечивать наличие, с одной стороны, установки на необходимость оказания индивидуальной помощи в социальных работников, с другой – готовность получать такую помощь в детей. Для комплексного осуществления социальной помощи детям трансграничных трудовых мигрантов необходимо расширить освещение проблем семей трудовых мигрантов в СМИ, объединить усилия, наладить действенные схемы тесного сотрудничества соответствующих социальных служб, учебных заведений, родителей и лиц, их временно заменяющих, служб по делам детей, общественных и религиозных организаций и волонтеров, а также самих детей, нуждающихся в социальной помощи.
Библиографический список
- Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь личности / А. Ф. Бондаренко. – Харьков: Фолио, 1996 – 237 с.
- Вачков И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Деребо. – 2-е изд., Перераб. и доп. – СПб .: Речь, 2004 – 272 с.
- Добреньков В. И. Фундаментальная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – В 15-и т. – Т. 8: Социализация и образование. – М .: ИНФРА-М, 2005 – 1040 с.
- Зверев И. Д. Интегрированные социальные службы: теория, практика, инновации / Под общ. ред. И. Д. Зверева. – К .: Феникс, 2007. – 528 с.