ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРА, СТАНДАРТЫ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Назарова Светлана Ивановна
ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО»
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник

Аннотация
В статье рассматриваются подходы к оценке качества современного европейского образования и некоторые тенденции его модернизации. Показано, что качество образования и контроль качества являются важнейшими элементами функционирования и управления образовательными системами и что модернизация системы образования страны должна осуществляться с учетом собственных национальных стратегических целей и задач экономического и социального развития.

Ключевые слова: европейское образовательное пространство, нормативные документы, оценка качества., система образования ЕС, стратегия развития образования


TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EUROPEAN EDUCATION: STRUCTURE, STANDARDS, QUALITY ASSESSMENT

Nazarova Svetlana Ivanovna
Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education
Doctor in Pedagogy, Professor, Chief Researcher

Abstract
The article discusses approaches to assessing the quality of modern European education and some trends of its modernization. It is shown that the quality of education and quality control are essential elements of any educational system. Modernization of national education should take into account the strategic goals and objectives of economic and social development of the country.

Keywords: education development strategy, educational system of EU, European educational space, quality assessment, regulative documents


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова С.И. Тенденции развития европейского образования: структура, стандарты, оценка качества // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38434 (дата обращения: 13.03.2024).

Реформы системы образования в Российской Федерации продолжаются уже на протяжении более 20 лет. Необходимо отметить, что все указанное время они идут с заимствованием зарубежного, прежде всего европейского, опыта с целью его интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам. Анализируя некоторые тенденции модернизации европейской системы образования и ее влияния на изменения в нашей системе образования, выявляются как позитивные стороны действительно нужных рекомендаций и изменений в программах модернизации отечественного образования, так и негативный характер слепого копирования чужого опыта. Например, упразднение системы начального профессионального образования в нашей стране нанесло непоправимый урон экономике страны, привело практически к уничтожению системы подготовки кадров рабочих специальностей и необходимости широкого привлечения малоквалифицированного труда мигрантов. В противовес решению о ликвидации системы профессионально-технического образования в нашей стране, страны–участницы Европейского Союза наоборот обратили особое внимание на процесс подготовки специалистов рабочих специальностей и в целом на вопросы модернизации системы образования на единых принципах всех стран, входящих не только в зону ЕС, но и большинства сопредельных стран: Эстонии, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии, Армении, Украины (бывших союзных республик СССР) [1].

Основными достоинствами проводившейся модернизации образования в Российской Федерации, можно назвать следующие достижения: обновление стандартов по всем специальностям; внедрение новых информационных технологий; введение новых специальностей и новых учебных дисциплин, востребованных в изменившихся социально-экономических условиях; автономию учреждений образования; обновление учебно-методических комплексов по изучаемым дисциплинам; усиление внимания к гуманитарному образованию и др. [2,3].

Вместе с тем, реформирование образования в РФ осуществлялось без глубокого философского, социально-экономического и психолого-педагогического анализа, что и не позволило сформировать научную основу этого процесса. Изменения в существующей системе образования проводились без учета предыдущего опыта ее функционирования. Практически отказались от воспитательной работы в учебных заведениях, нарушив главный принцип образования – осуществление обучения в неразрывном единстве с воспитанием. Школа и высшие учебные заведения избавились от идеологии, а заодно и от цели образования на благо своего Отечества. Стало модным, получив образование уезжать из страны, а лучше и образование сразу получить за границей, и уж конечно не воспылав при этом любовью к «родным пенатам».

В ходе вузовской реформы система традиционного педагогического образования подверглась существенным изменениям. Новая система, направленная на удовлетворение социального заказа общества, не в полной мере удовлетворяет работодателей и потребителей образовательных услуг. Государственные стандарты педагогического образования сегодня  не в полной мере реализуют принцип преемственности различных его уровней и ступеней [4]. Недостаточно организована переподготовка педагогических кадров для работы по принципиально новым программам и курсам в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения. Слабо разработаны научно-методические основы диагностики качества педагогического образования. В практике подготовки учителей недостаточно учитываются региональные особенности. И что недопустимо совсем – слабая социальная защищенность педагога, пониженный социальный статус и низкий престиж профессии учителя в обществе и, как следствие, сокращение доли выпускников вузов, выбирающих профессию учителя и остающихся в школе после окончания вуза. Наиболее квалифицированные педагогические кадры уходят в высокооплачиваемые отрасли экономики. тогда как в странах ЕС, например Финляндии учитель, педагог имеет высокий и социальный статус и достойную оплату своего труда [5].

В условиях разразившегося мирового экономического кризиса 2008 года и, соответственно, кризиса образования, страны зоны ЕС обратили внимание на содержание подготовки рабочих специальностей и улучшение процесса подготовки специалистов новых рабочих специальностей. Для решения проблем обучения новым рабочим профессиям Европейская Комиссия инициировала в 2010 году проект «Новые навыки для новых рабочих мест». Кроме того был составлен «План по обучению новым навыкам и созданию рабочих мест в 2010 году» и начата разработка «Европейского классификатора навыков, компетенций и профессий (ESCO)». Говорилось также о необходимости ускоренной подготовки учителей (педагогов для обучения новым навыкам и профессиям) [6].

Для обеспечения экономики развитых стран ЕС в условиях кризиса был разработан проект «Молодежная мобильность» и составлен документ «Предложения по содействию молодежной мобильности с целью получения образования» для возрастной группы 16-35 лет. Были приняты меры по обеспечению мобильности также и для студентов в рамках «Программы непрерывного образования». Требует также пристального внимания, анализа и изучения разработанная в 2010 году в рамках Европейской системы образования программа «Образование для устойчивого развития (ESD)», в которой серьезное внимание обращается на экологическую подготовку обучающихся и их духовное воспитание, воспитание в духе бережного отношения к природе, экономной и бережливой жизни на производстве, в процессе социальной деятельности и в быту [1].

Для создания подготовленного резерва рабочей силы, которая могла бы относительно легко войти в экономику развитых стран ЕС в период преодоления последствий мирового экономического кризиса, разработчики модернизируемой системы образования большое внимание уделяли вопросам изучения иностранных языков на всех ступенях обучения, начиная с раннего возраста. Всем государствам, и не только входящим в Европейский Союз, предписывалось и рекомендовалось вводить в учебные программы обязательное изучение двух языков с самых ранних этапов обучения. Особое внимание уделялось подготовке учителей иностранного языка. Для контроля процесса обучения учителей иностранному языку в ЕС была создана рабочая группа Открытого Метода Координации (ОМС). В докладе Европейской комиссии «Языки для работы – предоставление многоязычных коммуникативных навыков для рынка труда» раскрывается истинный смысл такого внимания ЕС к процессам обучения языкам, в том числе государствам так называемой восточной зоны (союзные республики бывшего СССР) [8].

Рабочие группы ОМС фактически являются межправительственными организациями, призванными лоббировать интересы правительств развитых государств ЕС в общеевропейской системе и национальных системах образования. Для более конкретного определения общей образовательной политики стран, входящих в ЕС, Генеральным Директоратом по вопросам образования и культуры (DG EAC) были созданы 12 рабочих групп OMC, из которых активно работают 11 по следующим направлениям: «Дошкольное образование», «Проблемы неоконченного среднего образования», «Повышение квалификации учителей», «Модернизация высшего образования», «Языки и занятость», «Обучение предпринимательству», «Информационные технологии в образовании», «Повышение квалификации учителей профессионально-технического образования», «Оценка и контроль качества в сфере непрерывного образования взрослых», «Финансирование обучения взрослых». Кратко рассмотрим решение вопросов обеспечения функционирования вышеприведенных некоторых образовательных направлений и, по нашему мнению, основного вопроса – обеспечения качества и контроля качества образования в образовательной системе ЕС [6].

Качество образования и контроль качества являются важнейшими элементами функционирования и управления образовательными системами. Не является исключением и общеевропейская система образования и входящие в ее состав ряд европейских национальных образовательных систем. За идеологию, политику образования ЕС, структуру системы оценки качества образования отвечает Европейская комиссия и Совет по критериям и показателям. Активное участие в разработке идеологии, стандартов, программ, требований к качеству образования, критериям и показателям принимают представители Европейской профсоюзной конфедерации работников образования- European Trade Union confederation of education (ETUCE )[6].

В 2009 году Совет Европы разработал 5 стандартов в области образования и подготовки кадров в рамках Стратегической программы образования и обучения  (ЕТ-2020). При этом стандарты были разработаны для каждого вида образования:

VET – Европейский стандарт контроля качества обучения преподавателей профессионально-технического образования;

EQAR – Европейский реестр по обеспечению качества высшего образования. За соблюдением качества высшего образования наблюдает Постоянный комитет по высшему образованию и исследованиям – Standing Committee on Higher Education and Research (HERSC ). За процессом внедрения единых требований и рекомендаций в образовательные системы национальных структур высшего образования следит Рабочая группа Болонского процесса – Bologne groupe (BFUG) и Европейский центр по развитию профессионального образования - Center european of development professional education (CEDEFOP) [1].

Итоги мониторинга качества образования по соответствующим показателям были отражены в докладе Еврокомиссии «Прогресс в достижении общеевропейских стандартов в области образования и подготовки кадров (2010-2011 гг.)», в дальнейшем материал был опубликован под названием «Рабочий документ по выработке стандартов в области образования и подготовки кадров в целях трудоустройства и мобильности обучения»[8].

Особое внимание ЕС уделяет подготовке специалистов высшего образования и рабочих профессий по программам Европейского Союза в бывших союзных республиках СССР на основе специально разработанного проекта (документа): «Восточное измерение: повышение активности молодежи и ее мобильности». Результаты претворения в жизнь этого проекта мы можем наблюдать на примере стран Прибалтики (более половины молодежи этих стран используются в качестве дешевой рабочей силы в развитых странах Европы), а также размах протестного молодежного движения на Украине в конце ноября – начале декабря 2013 года. Для подготовки молодых специалистов с высшим образованием в странах третьего мира (имеется в виду страны Восточной Европы, Россия, бывшие союзные республики – Украина, Белоруссия, Литва, Молдова, Грузия, Армения), направленных на удовлетворение потребностей экономик  развитых стран ЕС в будущем и разрушения систем образования в вышеназванных государствах, в 2011 году наблюдательной группой по Болонскому процессу (BFUG) был разработан план: «Европейская интеграция граждан третьих стран». Основные рекомендации для государств «третьих стран» были следующие: вооружить учителей и руководителей школ методами работы в многонациональных коллективах; повысить посещаемость школ детьми мигрантов; привлекать в школы, желательно, преподавателей из числа мигрантов и др. [8].

Анализ состояния, тенденций развития, достоинств и недостатков систем образования в ЕС позволяет сравнить его с подходами формирования современной системы образования в Российской Федерации и перенять все лучшее, что будет совершенствовать нашу национальную систему образования.

В июле 2010 года Европейской Комиссией был разработан и представлен план развития непрерывного образования и обучения в странах ЕС «План непрерывного обучения (LLP) после 2013 года». LLPlong-life learning policy – Программа (политика) непрерывного образования в течение всей жизни. В рамках совершенствования системы непрерывного образования в ЕС большое внимание уделялось развитию высшего образования. И не только непосредственно высшему образованию, но высшему образованию, тесно связанному с научной исследовательской деятельностью. С этой целью в рамках ЕС создаются надправительственные органы:

– Европейская ассоциация высшего образования- European Higher Education Association (EHEA). Целью EHEA являлось обеспечить большую совместимость, сопоставимость и преемственность систем высшего образования в рамках Болонского процесса;

– Постоянный комитет по вопросам образования и научных исследований- Standing Committee on Higher Education and Research (HERSC);

Постоянный комитет по высшему образованию и исследованиям;

– Европейское исследовательское пространство-European Research Area (Европейская исследовательская зона ERA);

– Эвридика -Европейская информационная сеть по вопросам образования (European information network on education, (EURYDICE). Аналитическая и информационная сеть, представляющая информацию о системах образования и политике в этой области в разных странах Евросоюза; – Европейский реестр по обеспечению качества

European Register of Quality Assurance for higher education (EQAR). Европейский реестр обеспечения качества для высшего образования. Интересно отметить, что EQAR был организован совместным решением Европейского студенческого союза (ESU), Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской сетью гарантий качества в высшем образовании (ENQA) и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE) [8].

Международные стандарты научных исследований, научных работ в ЕС разработаны в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «Статус преподавательских кадров высших учебных заведений» (1997г.) и Рекомендациями Совета Европы «Академические свободы и университетская автономия» (2006 г.).

Достоинством современных структур планирования стратегии экономического развития Европы на ближайшую перспективу и, в первую очередь, стратегии развития образования является ее направленность на инновационную модернизацию. Стратегию развития всего сообщества ЕС в целом и отдельных ее стран разрабатывали и планировали Инновационный Союз (IU), Европейский институт инноваций и технологий (EIT), Постоянный Комитет по высшему образованию и научным исследованиям (HERSC). Европейская Комиссия 30.11.2011г. приняла от вышеуказанных разработчиков «План стратегических инноваций на 2014 -2020 гг.». а также Генеральный план «Стратегия Европы-2020», в которых значительный объем информации посвящен вопросам стратегии развития образования в ЕС и стран сопредельных территорий. Среди основных направлений развития образования в этих документах особое внимание обращается на проблемы дошкольного образования, профессионального образования и обучения, процессы непрерывного обучения, проблемы неоконченного среднего образования, проблемы повышения качества образования и контроля за его качеством, обеспечение качества профессионального образования, развитие высшего образования и научных исследований, европейской политики в сфере высшего образования, обучении взрослых, Европейские информационные программы, ключевые компетенции, межрегиональное сотрудничество, образование, квалификация и мобильность учителей, условия труда, социальной защиты, здравоохранения и безопасности деятельности учителей.

По дошкольному образованию Европейская комиссия приняла Коммюнике, в котором говорится, что дошкольное образование имеет глубокое и длительное воздействие на все последующие этапы обучения личности ребенка. Для улучшения процесса дошкольного обучения и воспитания были разработаны следующие документы:

– ECEC (Education and care for children at an early age) – Обучение и уход за детьми в раннем возрасте. Документ о повышении качества дошкольного образования и ухода;

– CoRe project ( by project requirements for the competence ) – проект по Требованиям к компетентности и знаниям в сфере дошкольного образования;

– ECE (Early childhood education)Раннее детское обучение. Список требований к компетентности учителей.

По профессиональному образованию и обучению основной задачей модернизации профессионального образования является создание базы нормативных документов ECVET , EQAVET, EQAR, EQF:

– ECVET (European credit. education techniqe) Европейская кредитная система для профессионально – технического образования (общеевропейская система зачетных баллов для профессионально- технического образования);

– EQAVET (The European model of quality assurance in VET) – Европейская модель обеспечения качества в системе ПТО. Для обеспечения качества профессионального образования и обучения были разработаны Европейские единые критерии контроля его качества;-

– EQAR ( European Register of Quality Assurance ( for higher education ) – Европейский реестр обеспечения качества (для высшего образования);

– EQF (European Framework of Qualifications ) – Европейская рамочная структура квалификаций [9].

По обучению взрослых. В структуре системы образования EC важную роль отводят процессу обучения взрослых, в переквалификации работников для удовлетворения потребности рынка труда. Программы обучения взрослых ориентируются в первую очередь на уязвимые группы населения: низко квалифицированные работники, недоучившиеся в средней школе, мигранты и др. Для уточнения требований к нанимаемым работникам в системе образования и обучения ЕС был создан европейский перечень ключевых компетенций в непрерывном образовании. Он содержит список навыков, умений и знаний, которые считаются необходимыми для получения работы по конкретной специальности, для получения статуса гражданина и для социальной интеграции. В перечне указаны восемь следующих ключевых компетенций: общение на родном языке, общение на иностранном языке, математическая компетентность и базовые компетенции в науке и технике, компьютерная грамотность, умение учиться, социальные и гражданские компетенции, основы инициативы и предпринимательства, основы культуры и средств выражения. Особое внимание в системах образования стран участниц ЕС обращается на владение средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Усиленное внимание придается вопросам изучения компьютеров, способах дистанционного обучения. Для этой цели разработан план компьютеризации Европы на ближайшую перспективу.

Европейский профсоюз работников образования (ЕTUCE) также активно участвует в разработке перспективных планов модернизации и совершенствования системы образования и взаимодействия с другими общественными и государственными органами. Контролирует соблюдение условий труда, социальной защиты, сохранения здоровья и безопасности работников. Необходимо отметить, что профсоюз активно проводит политику внедрения государственных образовательных программ не только в странах ЕС, но и в странах ближайшего окружения, в частности, активно поддерживает геополитический проект «Восточное измерение» оказывающее свое влияние на развитие системы образования стран бывшего Союза и России [9].

Таким образом, для развитых стран Европейского Союза разработанная система в области образования является стратегическим курсом совершенствования образовательной политики государства, качества образования. Отдельные положения, такие как оптимизация и интеграция программ обучения молодежи и взрослого населения, усиленное внимание к изучению иностранных языков (не менее 2-х языков) и другие, положительно влияют на социальный уровень жизни общества. Что касается менее развитых стран, реализация этого стратегического курса образовательной политики Европейского Союза приводит к оттоку наиболее подготовленных специалистов и включение их в экономику стран ЕС. Вхождение стран в общее образовательное пространство (в т.ч. Болонский процесс) ведет к экономическому росту развитых стран Европы и снижению показателей экономики и уровня жизни менее благополучных стран. Поэтому государство, в котором нет приоритета национальным системам образования, ориентированным на решение собственных стратегических целей и задач обречено на снижение экономического уровня и качества жизни граждан своей страны.


Библиографический список
  1. Европейские подходы к оценке качества образования… [Электронный ресурс].  URL: http://www.ibe.unesco.org/cops/russian/EU_App_Edu_Quality_%20Assesment.pdf
  2. Соколова И.И. Мониторинг качества педагогического образования : науч. отчет о НИР (промежуточный за 2011 год). СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. 95 с. № ГР 0120.08070010.
  3. Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников: сб. науч. ст. / под науч. ред. В.А. Мелехина, С.И. Назаровой. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. 112 с.
  4. Панасюк В.П. Многоуровневая междисциплинарная методология и концепция стандартизации в сфере образования // Ведущие идеи, подходы и механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников : сб. науч. ст. / под науч. ред. В.А. Мелехина, С.И. Назаровой. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. С. 7-16.
  5. Назарова С.И. Современный подход к оценке социального заказа на образование // Инновационные образовательные технологии в социо-гуманитарной сфере: история и современность : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. / под науч. ред. Т.И. Сидненко. СПб.: ФГБОУ ВПО ГУСЭ, 2012. С. 126-130.
  6. Стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы [Электронный ресурс]. URL: http://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/549
  7. Роль стандартов и рекомендаций Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA) в достижении целей Болонского процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/fgos/index.html
  8. Доклад Еврокомиссии «Прогресс в достижении общеевропейских стандартов в области образования и подготовки кадров (2010-2011 гг.)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org/…/Annual%20Reports/…/Annual_Report_2010


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Назарова Светлана Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация