При разработке тур продукта следует соблюдать главный принцип – цель путешествия.
Технология разработки тура включает следующие этапы:
1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):
- ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы);
- ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы);
- сегментация рынка (мотивация, цели).
2. География маршрута:
- выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение);
- тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).
3. Договорный этап (заключение договоров с предприятиями-партнерами). На данном этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг [1].
Компьютерные технологии уже давно проникли во все сферы нашей жизни, но если вести разговор о том, как конкретно они применяются в туристском бизнесе, многие недоуменно разведут руками. Именно поэтому хотелось бы рассмотреть использование ПО в одной из областей бизнеса – организации туристических поездок.
Начнем с того, что современное программное обеспечение предполагает наличие сети, ведь только такой подход способен обеспечить эффективную работу всего офиса. Это позволяет организовать:
- высокоскоростной доступ в Интернет;
- базу для хранения, обработки и обмена информацией;
- электронный документооборот;
- привлечение потенциальных клиентов с помощью Всемирной сети;
- получение данных других операторов и их анализ с целью формирования
- оптимальной манеры поведения на рынке;
- удаленный доступ принимающей стороны (например, отеля за границей) для подтверждения прибытия и уточнения других моментов в realtime-режиме. [2, 3]
Безусловно, с помощью одной программы, используемой всеми участниками сети, подобного не добьешься. Тут можно говорить только о комплексе программного обеспечения, применяемого для решения различных задач. Именно поэтому принято выделять несколько уровней программной оснащенности туристических компаний:
- программное обеспечение, связанное с применением оргтехники (допустим, драйвера или программы для распознавания текста с помощью сканера);
- универсальное программное обеспечение;
- специализированное программное обеспечение для подбора путевок и бронирования;
- Интернет-сайт как платформа для работы с клиентами и партнерами в сети online.
Если вы заметили, узкая направленность наблюдается только в последних двух случаях. Получается, что полноценное функционирование возможно только при комплексном применении и специализированного софта, и программ общего характера, встречающихся и в других сферах деятельности.
Основным специализированным программным инструментарием в разработке туристского продукта являются такие программы, как «ТурМенеджер», «TourOnline», «U-ON.Travel», «ПОЭТА», «МАСТЕР-ТУР», «МАСТЕР-АГЕНТ», «САМО-Тур», «5 star office», «Оверия — Туризм» [3].
Рассматривая вопрос автоматизированной разработки туров, нельзя не отметить, что использование специализированного программного обеспечения дает серьезные преимущества:
- снижение нагрузки на сотрудников;
- экономия финансовых средств туристского агентства (только представьте, сколько денег можно сберечь на одной бумаге, если документооборот будет электронным);
- формирование единого стандарта подбора, заказа и бронирования путевок;
- организация собственного интернет-пространства для различных операторов и их клиентов (уже сейчас есть специализированные социальные сети);
- возможность объединения покупки тура и оформления бухгалтерских бумаг, имеющих к нему отношение.
Если говорить о конкретной реализации, то потенциальным клиентам доступны всевозможные online-формы, заполнив которые, можно мгновенно получить сведения о доступных турах, их особенностях и т.д. Выбрав подходящий, следует просто нажать на кнопку, чтобы оформить заказ [3,4].
При использовании специализированного программного обеспечения можно отметить следующие недостатки:
- проблемы с оформлением виз в онлайн режиме;
- относительно незначительное распространение электронных платежных систем, что на порядок усложняет расчеты;
- психологический барьер, ведь многие люди доверяют только при условии, что лично общаются с менеджером.
Туризм относится к числу самых важных отраслей сферы сервиса, в связи с этим, предприятия этой сферы должны постоянно работать над качеством своего продукта. Для его успешного создания необходимо провести ряд операций. Чтобы свести фактор человеческой ошибки к минимуму, требуется автоматизация процесса создания нового туристского продукта.
Библиографический список
- Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
- Моисеенко Е.В., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в экономике. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/inform_tehnolog.
- Бочарников В.Н., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. Информационные технологии в туризме: Учеб. пособие. М. : Флинта: МПСИ, 2013.
- Черкасова, Е.А. Информационные технологии в банковском деле: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.А. Черкасова, Е.В. Кийкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2011