УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Смирнов Владимир Петрович1, Зверева Наталья Евгеньевна2
1Дальневосточный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
2Дальневосточный федеральный университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрены условия перехода к стратегическому управлению в организации, занимающейся добычей рыбной продукции. Отмечен сезонный характер работы. Показаны изменение ассортимента выпускаемой продукции и развитие внутренней структуры.

Ключевые слова: ассортимент продукции, рыбная продукция, сбыт, сезонный характер, стратегическое управление, услуги


CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC MANAGEMENT IN COMMERCIAL ORGANIZATION

Smirnov Vladimir Petrovich1, Zvereva Natalia Evgenevna2
1Far Eastern Federal University, Department of Management, PhD, Associate Professor
2Far Eastern Federal University, student

Abstract
The article describes the conditions for the transition to the strategic management of an organization which engaged prey fish. Seasonal nature of the work marked. Changing the range of products and the development of the internal structure are shown.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Условия внедрения системы стратегического управления в коммерческой организации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38387 (дата обращения: 06.11.2024).

Выявление условий внедрения системы стратегического управления коммерческой организацией проводится на примере компании, занимающейся добычей и переработкой рыбной продукции.

Рассматриваемая организация является  одним из  крупнейших рыбодобывающих  предприятий  Дальнего  Востока.

В 1995 г. в состав компании вошел судоремонтный завод как цех предприятия. Производится ремонт как своих судов, так и судов сторонних организаций на договорной основе. В 1995 году компания вошла в региональное объединение . Квоты на вылов рыбы в Охотском, Беринговом, Японском море  компания покупает на аукционах.

Уставный  капитал организации  составляет 87468 рублей, разделен на 87468  акций , в том числе привилегированные акции типа Б 25365 штук и обыкновенные акции (62103 штук). Компания имеет самостоятельный баланс, расчетные и валютные счета в банках.

Коммерческая организация   ведет  промысел  рыбы  и  морепродуктов  в  Охотском, Беринговом, Японских  морях  и  осуществляет:

-    добычу  рыбы-сырца  и  морепродуктов плавбазами  типа  В-69;

-    выпуск  непосредственно  на  промысле  готовой  продукции.

Будучи юридическим лицом, коммерческая организация  вправе самостоятельно определять систему управления.

Основные показатели деятельности компании за 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 -  Основные показатели деятельности компании за 2010-2012 гг.

Показатели

Ед.

2010

2011

2012

2012г. в % к

изм.

2010

2011

1

2

3

4

5

6

7

Товарная продукция Тыс. руб.

291482

335604

392647

134.7

117.0

Реализованная продукция Тыс. руб.

302419

333744

383481

126.8

114.9

Среднегодовая  стоимость ОПФ Тыс. руб.

272209

261572

145144

53.3

55.5

Фондоотдача руб.

1.1

1.3

2.6

237.8

207.1

Себестоимость продукции Тыс. руб.

285340

325315

378573

132.7

116.4

Затраты на 1 рубль товарной продукции коп.

96,91

96,57

97,51

100.6

101.0

Балансовая прибыль Тыс. руб.

5454

1804

366

6.7

20.3

Прибыль от реализации  Тыс. руб.

17079

8429

4908

Рентабельность %

6

3

5

83.3

166.7

За отмеченный период наблюдается как рост, так и снижение основных показателей деятельности компании . Это свидетельствует о необходимости проведения кардинальных изменений деятельности компании, прежде всего, внедрения системы стратегического управления, что позволит осуществить обоснование   и   выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработку целевых программ [1].

Важным обстоятельством, определяющим возможности компании, является сезонный характер деятельности. Сезонный характер  работы  добывающих  и  обрабатывающих  судов компании показан в таблице 2.

Таблица 2 – Сезоны добычи морепродуктов экспедициями компании

Наименование экспедиций

Сроки экспедиций

Охотоморская  минтаевая  экспедиция С ноября  по  май
Беринговоморская  минтаевая  экспедиция С  мая  по  ноябрь
Сельдяная  экспедиция С сентября  по  декабрь
Экспедиция в  Японском  море С марта  по  декабрь
Сайровая  экспедиция С августа  по  ноябрь

В  состав  рыбопромыслового  флота компании входят  суда: СТР-1320  -  4  единицы; КЛС – 1 единица. Состав рыбодобывающего  и  перерабатывающего флота:  БМРТ – 3 единицы; РКТ-С – 2 единицы. Состав вспомогательного и  транспортного  флота: транспортно- рефрижераторные  суда – 2 единицы;  транспортно-вспомогательный  флот – 7  единиц.

Снабжение  добывающих  и  обрабатывающих  судов  в  районах  промысла топливом, пресной водой, продуктами  питания  осуществляется своими  судами  и  на  договорной  основе  судами  других  предприятий.  Транспортировка  готовой  продукции  из  района  промысла  к  местам  сбыта  осуществляется  своими  судами  и  на  договорной  основе  судами  других  предприятий.

Местный  лов (добыча  терпуга, камбалы,  наваги) ведется круглый  год.

Возможности развития компании связаны с изменением ассортимента выпускаемой продукции. Основными  видами  ассортимента  выпускаемой  продукции  являются: минтай мороженный обезглавленный,  минтай  мороженный  неразделанный,  икра  минтаевая  мороженная,  жир  технический,  креветка  свежемороженая, краб  камчатский и краб  стригун,  сельдь  свежемороженая,  пресервы,  сайра,  терпуг с/м,  камбала,  навага.  Ассортимент выпускаемой продукции представлен в таблице 3.

Таблица 3 – Ассортимент продукции, выпускаемой компанией за период 2010-2012 гг.

Ассортимент продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего

в % к 2010 г.

Всего

в % к 2010 г.

1. Минтай охл.

18414

-

-

50339

2. Сайра охл.

4231

-

-

3331

3. Сельдь т/о мор.

4040

-

-

4981

4. Минтай н/р.

7995

2971

37

3870

48

5. Минтай б/г.

28881

33069

14

46521

61

6. Терпуг н/р.

991

1892

89

648

65

7. Камбала н/р.

150

45

30

2

1

8. Икра

1172

-

-

9. Креветка

305

400

31

359

18

10. Навага

-

141

-

-

-

11. Треска экспорт

-

57

-

59

-

12. Палтус

-

2

-

-

-

13. Треска б/г.

-

158

-

195

-

14. Икра минт. мор.

-

987

-

1172

-

15. Икра минт. солен.

-

208

-

-

-

16. Конечности краба

-

69

-

122

-

17. Внеплановая продукция

-

-

-

1920

-

Основными видами продукции за последние 3 года являлись минтай неразделанный мороженный и минтай без голов мороженный. В 2011 году произошло снижение выпуска минтая неразделанного мороженного по сравнению с 2010 годом на 63%, так как основная доля минтая пошла на выпуск минтая мороженного без голов. Выпуск последнего возрос, соответственно, по сравнению с 2010 годом на 14% в 2011 году и на 61% в 2012 году.

В 2011 году весь сырец минтая компании был переработан своими плавбазами. В 2010 и 2012 годах он сдавался на плавбазы сторонних организаций, поэтому в ассортименте 2011 года отсутствует минтай охлаждённый.

Уровень выпуска креветки за последние 3 года устойчив, по сравнению с 2010 годом наблюдается небольшой рост в 2011 году на 31%, а в 2012 году – на 18%.

В 2011 году сайру охлаждённую и сельдь тихоокеанскую мороженную не выпускали, так как не было рынка сбыта по соответствующим ценам.

В последнее время особое внимание уделяется развитию прибрежного рыболовства, организации производства морекультуры – гребешка, трепанга, мидии, морского ежа, ламинарии и других видов, а также добычи спизулы, карбикулы, мактры, относящихся к разделу ракушечных, очень высоко ценящихся на внешнем рынке.

Деятельность компании существенно зависит от состояния не только флота, но и береговых подразделений. Ремонт судов компании производится на базе судоремонтного завода, который является подразделением компании. Также производится ремонт сторонних судов на договорной основе.

В таблице 4 показаны  береговые подразделения компании.

Таблица 4 – Береговые подразделения компании

Производственные подразделения

Технологическое производство

Тралово – такелажная  мастерская Вязание и ремонт судового такелажа, орудий лова.
Автотранспортное  хозяйство Перевозка, транспортировка, перемещение груза.
Портопункт Обеспечение порядка в порту, организует и создает условия для безопасной стоянки судов порту и безопасного мореплавания на его акватории.
Плавмастерская Планово – предупредительный ремонт
Производственный  холодильник Заморозка, хранение продукции
Склады  для  хранения  товароматериальных  ценностей Хранение товароматериальных ценностей (ЗИП судовой, пожарное имущество и т.п.)
Судоремонтный  цех Планово-предупредительный, капитальный ремонт судов и судовых механизмов (траловых лебедок, главных и вспомогательных двигателей, трубопроводов, электродвигателей т т.л.)
Кислородно-азотная  станция Через наполнительную станцию набивает баллоны газом (кислород, азот), так же производит медицинский кислород
Ацетиленовая станция Выработка из карбида кальция ацетилена для сварочных работ
Компрессорная станция Подача воздуха для технологических нужд (покраска, продувка и т.д.)
Водолазная станция Производит водолазный осмотр корпуса судов перед ремонтом, постановка судов в ДОК,   зачистка кнкстонныхвыгородок, ремонт гидроакустических вибраторов, заделка пробоин, отверстий в корпусе судна. Осмотр и восстановление причальных стенок, подъем затонувших предметов
Консервный  цех Переработка рыбы, изготовление рыбной муки, изготовление рыбных консервов, переработка морской капусты, изготовление салатов из морской капусты и т.д.
Трепанговый завод Проведение научных исследований, разведение выращивание трепанга.

Предприятие осуществляет довольно широкий спектр услуг, начиная от вязания судового такелажа и заканчивая проведением научных исследований. Оно также занимается автотранспортными перевозками, изготовлением и продажей свежемороженой, консервированной продукции, разведением трепанга. Услуги и предлагаемый ассортимент предприятия ориентированы на постоянных клиентов.

Рыночные возможности компании в значительной степени определяются условиями сбыта продукции. Сбыт произведённой рыбной продукции происходит как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Основными  рынками  сбыта  готовой  продукции  являются  Япония, Республика Корея,  внутренний  рынок.

Основными статьями экспорта являются продукция из краба, креветки, икра минтая, минтай мороженный, рыбная мука, рыбий жир. На экспорт идёт почти весь ассортимент выпускаемой продукции, за исключением рыбных пресервов. Основными покупателями экспортной рыбной продукции являются японские и корейские компании. Кроме них продукцию компании приобретают фирмы и из других стран, но такие сделки носят разовый характер. До 60 % продукции реализуется на внутреннем рынке по долгосрочным контрактам. Японские и корейские партнёры часто предоставляют предприятию товарные кредиты в виде промыслового вооружения, рыболовных снастей, прочего оборудования для ведения промысла в счёт будущих поставок им готовой рыбной продукции.

География отправок продукции компании по России и зарубежным странам обширна, уже прочно сформировались партнёрские связи. Основная масса внутренних продаж ведётся на Москву, Санкт-Петербург и Сибирь.

Сбыт готовой продукции осуществляется транспортными судами из района промысла, автотранспортом – с холодильника.

Предприятие, которое смогло перерасти из обычного рыбодобывающего комбината в крупное открытое акционерное  общество, несмотря на системный кризис в стране, имеет большой потенциал и достаточные условия для дальнейшего развития. Четко поставленные цели и миссия предприятия, грамотно разработанная система стратегического управления [2] и постоянный анализ и контроль деятельности позволят организации повысить конкурентоспособность, завоевать более прочное место на рынке. Для этого необходимо более полно учитывать такие факторы, как сезонность добычи рыбы и морепродуктов, изменение ассортимента выпускаемой продукции, состояние флота и береговых подразделений, возможности расширения рынков сбыта.


Библиографический список
  1. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий: [Текст] / Ю.П. Липунцов. – 2-е изд. – М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2012. – 224 с.
  2. Смирнов В.П., Зверева Н.Е. Предпринимательский подход к стратегическому управлению коммерческой организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5202 (дата обращения: 01.08.2014).


Все статьи автора «Смирнов Владимир Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: