Несмотря на то, что политическая мысль изучаемого периода (особенно его первоначальной стадии) была не всегда чётко выражена и последовательно изложена, гуманисты в принципе обсуждали единый комплекс проблем. Это, во-первых, рассматриваемые сквозь призму социальной этики, проблемы политической активности, которая, по мнению ренессансной личности, не может быть ничем иным, как практической политикой, т.е. политикой для государства.
Во-вторых, проблемы свобода и тирании как конкретное развитие философской концепции максимальных возможностей человека применительно к государственной сфере. Постановка этой проблемы свидетельствовала о формировании естественноисторических представлений о государстве, выдвижении требований обеспечения свободы не только человеку (индивиду), но и обществу. Узурпация свободы, с точки зрения идеологов эпохи, ведёт к тирании: утрате государством суверенитета, если речь идёт о международных отношениях, либо к установлению внутри государственного режима, ущемляющего свободу подданных.
В-третьих, проблемы форм государства (их типологические характеристики), которые составили ядро политических дискуссий гуманистов конца XIV-XVI вв. Их возникновение было обусловлено конкретно-исторической ситуацией: подавлением коммунальных республиканских свобод и утверждением олигархических и автократических режимов. На основе анализа общей проблемы «идеального» государства (или государя) в политической литературе итальянского гуманизма можно прийти к выводу, что, будучи в целом последователями политической философии Аристотеля, гуманисты, субъективно этого не осознавая, объективно базировались на его учении о множественности теоретических типов государства.
В рассматриваемом случае, и республика, и монархия (и олигархия) для гуманиста конца XIV-XVI вв. – лишь теоретическая модель (наилучшее из всех существующих государств). Подчас это не мечта о наилучшем государственном устройстве, а выдвижение на первый план лучшего, с точки зрения ренессансного человека, государства, или наиболее подходящего для его целей государя (как у Макиавелли). В «гражданское гуманизме», а в некоторых случаях и до него (Петрарка) идеологическая нагрузка и логическое следствие подобных построений – отход самосознания эпохи от абстрактного (исторического) идеала, каковым для Возрождения служит Рим (в зависимости от конкретных политических симпатий – периода Республики либо Империи), и формирование представлений о своём государстве как о реализации «золотого века», – что в целом свидетельствовало о рождении собственно ренессансной политической идеологии.
Заслуги гуманизма в разработке правовых проблем, придающих праву, законам через понятия справедливости, общего блага, гармонии общечеловеческое звучание, на наш взгляд, несомненны. Гуманисты, используя политическое учение Цицерона, последовательно проводили идеи о правовой основе государства, о государстве как выражении воли народа. Пикколомини, например, поднимается до осознания различий между свойствами публично-правовой власти (суверенитетом в современном его понимании) и государем (личностью монарха) как непосредственным её носителем. Уже в XV в. начинают складываться предпосылки для формирования учения о политическом государстве.
Развивались гуманистами также и идеи т.н. «общественного договора» (получившие логико-теоретическое воплощение в эпоху Просвещения) вплоть до права народа на восстание против правителя-тирана и его убийства. Как видно из всего оказанного, гуманистическая социально-политическая мысль выдвинула и частично обосновала ряд принципов, легших в основу новоевропейской политической науки. О её раннебуржуазных чертах свидетельствует многое, в том числе, отношение к такому социальному институту как семья. При всём пафосе утверждения всеобщего гуманисты начинают всё более ощутимо склоняться к отдельному, предпочитать абстрактному «общему благу», «добродетелям» государства благо локальной семьи (Альберти).
Предвосхищая локковский постулат тот же Л.Б. Альберти, разделявший убеждения многих гуманистов, что лишь имущество способно поддержать человека, объявит его «святой вещью». Свидетельством раннебуржуазных настроений является я отстаиваемый эпохой принцип личной пользы, собственной выгоды, который начинает расцениваться в качестве основы человеческих поступков (Валла).
Гуманисты, как истые выразители самосознания итальянских горожан–пополанов, выступили против общепринятых в феодальном обществе аристократических представлений об исключительном благородстве дворянства и, стало быть, неблагородстве, нравственной неполноценности всех прочих людей. Они видят в рабе человека, призывают его пробудиться, но не предлагают какого-либо реального освобождения от этого рабского состояния, а лишь – нравственное возвышение над этим состоянием. Все люди потенциально равны, благородство доступно всем. Каждый – сам творец собственного счастья, благородства, собственной доблести. «Из любого состояния позволено подняться над судьбой» (К. Салютати) [1, с. 46]. Гуманистический идеал добродетели включает в себя и социальную активность, и любовь к родине, и деятельную гражданственность. Гуманисты выдвинули и яростно защищали идеи внесословного равенства. «Плебеи и рабы могут быть благородными и добродетельными не менее чем патриции и цари» (Салютати) [1, с. 48].
Гуманизм как идеология выражал в то время передовые устремления всего народа, всех социальных сил, противостоящих дворянству и духовенству; в число этих сил входила и сама тогдашняя буржуазия. Вот почему гуманистическое понимание добродетели-благородства было проникнуто идеей равенства. Именно гуманизму принадлежит честь выдвижения идеи веротерпимости, которая восходит к Данте. Как важная нравственная ценность начинает рассматриваться труд. Труд – это условие подлинной добродетели, необходимое средство воспитания.
В противовес средневековому представлению о вечности и незыблемости «богоустановленного» феодально-сословного строя выдвигается идея закономерности социально-исторических перемен и политических переворотов. Гуманисты заново открыли историю. Гуманистический идеал стоял неизмеримо выше повседневных стяжательских интересов буржуа. Из устремлений поднимавшегося класса его передовые идеологи отбирали лучшие освободительные тенденции, часто отбрасывая этически негативные начала.
Полностью преодолеть присущую ему внутреннюю противоречивость, освободиться от своей узко индивидуалистической ориентации, от известной интеллектуальной исключительности ренессансный гуманизм не мог никогда. Порою в нём прорывались даже антидемократические нотки. Но нельзя заслонить лес отдельными деревьями. Объективное изучение итальянского гуманизма убеждает неопровержимо: его социальная позиция была активной, антифеодальной, глубоко прогрессивной и исторически демократичной!
В рамках общественной морали развивается политическая мысль рассматриваемого периода. Только в начале XVI в. Н. Макиавелли сумеет, наконец, преодолеть свойственный его предшественникам синтез и полностью секуляризировать политику. В то же время, несмотря на политический реализм, Макиавелли (как и его предшественники) опирался на абстрактный идеал «Человека», который неминуемо будет развенчан новым временем. Лодовико Агостини, как бы подводя итог исканиям гуманизма XIV-XVI вв. в политико-государственной сфере, с горечью признает: «Пока мир существует, человеческое несовершенство никогда не сможет быть полностью возмещено каким-либо учреждением» [3, с. 312].
Таким образом, гуманистические идеалы, отражая оптимистические установки эпохи, вместе с тем обнаруживали свою ограниченность, а в ряде случаев – утопичность. Неудивительно, что в ХVI в. развитие общественно-политической мысли в Италии пошло по двум основные направлениям: политический реализм Макиавелли и Гвиччардини с одной стороны, утопические проекты идеального общественного устройства (Кастильоне, Дони, Бруччоли и другие) – с другой.
И всё же именно в синтетическом, многозначном характере гуманистической социально-политической мысли, её неразрывной связанности с проблемой человека во всех многообразных её проявлениях, «заданности» ценностными установками, обязывающими теоретическое мышление с общемировоззренческой ориентацией мыслителя, кроется одна из основных причин до сих пор неувядающей притягательности отстаиваемых ею идей.
Этим, во многом, объясняется резко возросший интерес к Возрождению в современном обществоведении, интерес к гуманистической проблематике в широком смысле, попытки политологов вновь «разомкнуть» границы политического знания, связав его с культурой в целом, с вопросом о судьбе человека в нынешнем, подверженном жесточайшим катаклизмам мире. Всё это делает актуальным дальнейшее исследование социально-политических идей гуманизма в Италии. Исследования такого рода ещё более обогатят общую картину генезиса новоевропейского политического знания, позволят выявить новые важные аспекты становления гуманистической идеологии.
Библиографический список
- Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины ХVI века / Сост. Н.В. Ревякина. Новосибирск, 1975.
- Сопов А.В. Социально-политические взгляды итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Краснодар, 1988.
- Чикколини Л.С. Социальная утопия в Италии: ХVI – начало ХVII в. М., 1980.