НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ ИТАЛЬЯНСКИХ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СВЕТЕ ГЕНЕЗИСА НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Сопов Александр Валентинович
Майкопский государственный технологический университет
доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕ, профессор кафедры истории государства и права

Аннотация
Данная статья посвящена обобщению и анализу политико-правовых воззрений итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Автор устанавливает, что они рассматривали единый комплекс проблем. Также в статье обосновывается тезис о формировании в трудах гуманистов указанного периода основ новоевропейского политического знания.

Ключевые слова: гуманисты, идеальное государство, политическая активность, политическая идеология, ренессансная личность, суверенитет, эпоха Возрождения


SOME CONCLUSIONS ABOUT POLITICAL AND LEGAL VIEWS OF THE ITALIAN HUMANISTS OF THE RENAISSANCE IN THE LIGHT OF THE GENESIS OF THE NEW EUROPEAN POLITICAL KNOWLEDGE

Sopov Alexander Valentinovich
Maikop State Technological University
Doctor of historical sciences, corresponding member of the RANS, Professor of Chair of History of The Government And The Law

Abstract
This article is devoted to generalization and the analysis of political and legal views of the Italian humanists of Renaissance. The author establishes that they considered a uniform complex of problems. Also in article the thesis about formation locates in works of humanists of the specified period of bases of the new European political knowledge.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сопов А.В. Некоторые выводы относительно политико-правовых взглядов итальянских гуманистов эпохи Возрождения в свете генезиса новоевропейского политического знания // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38366 (дата обращения: 10.04.2024).

Несмотря на то, что политическая мысль изучаемого периода (особенно его первоначальной стадии) была не всегда чётко вы­ражена и последовательно изложена, гуманисты в принципе обсуж­дали единый комплекс проблем. Это, во-первых, рассматриваемые сквозь призму социальной этики, проблемы  политической активности, которая, по мне­нию ренессансной личности, не может быть ничем иным, как прак­тической политикой, т.е. политикой для государства.

Во-вторых, проблемы свобода и тирании как конкретное разви­тие философской концепции максимальных возможностей человека применительно к государственной сфере. Постановка этой пробле­мы  свидетельствовала о формировании  естественноисторических представлений о государстве, выдвижении требований обеспече­ния свободы не только человеку (индивиду), но и обществу. Узурпация свободы, с точки зрения идеологов эпохи, ведёт к тирании: утрате государством суверенитета, если речь идёт о международных отношениях, либо к установлению внутри государ­ственного режима, ущемляющего свободу подданных.

В-третьих, проблемы форм государства (их типологические характеристики), которые составили ядро политических дискуссий гуманистов конца XIV-XVI вв. Их возникновение было обуслов­лено конкретно-исторической ситуацией: подавлением коммуналь­ных республиканских свобод и утверждением олигархических и ав­тократических режимов. На основе анализа общей проблемы «идеального» государства (или государя) в политической литературе итальянского гуманиз­ма можно прийти к выводу, что, будучи в целом последователями политической философии Аристотеля, гуманисты, субъективно этого не осознавая, объективно базировались на его учении о множест­венности теоретических типов государства.

В рассматриваемом случае, и республика, и монархия (и олигар­хия) для гуманиста конца XIV-XVI вв. – лишь теоретическая мо­дель (наилучшее из всех существующих государств). Подчас это не мечта о наилучшем государственном устройстве, а выдвижение на первый план лучшего, с точки зрения ренессансного челове­ка, государства, или наиболее подходящего для его целей госуда­ря (как у Макиавелли). В «гражданское гуманизме», а в некоторых случаях и до него (Петрарка) идеологическая нагрузка и логическое следствие по­добных построений – отход самосознания эпохи от абстрактного (исторического) идеала, каковым для Возрождения служит Рим (в зависимости от конкретных политических симпатий – периода Рес­публики либо Империи), и формирование представлений о своём го­сударстве как о реализации «золотого века», – что в целом сви­детельствовало о рождении собственно ренессансной политической идеологии.

Заслуги гуманизма в разработке правовых проблем, придающих праву, законам через понятия справедливости, общего блага, гармонии общечеловеческое звучание, на наш взгляд, несомненны. Гуманисты, используя политическое учение Цицерона, последователь­но проводили идеи о правовой основе государства, о государстве как выражении воли народа. Пикколомини, например, поднимается до осознания различий между свойствами публично-правовой власти (суверенитетом в современном его понимании) и государем (личностью монарха) как непосредствен­ным её носителем. Уже в XV в. начинают складываться предпосылки для формирова­ния учения о политическом государстве.

Развивались гуманистами также и идеи т.н. «общественного договора» (получившие логико-теоретическое воплощение в эпоху Просвещения) вплоть до права народа на восстание против пра­вителя-тирана и его убийства. Как видно из всего оказанного, гуманистическая социально-политическая мысль выдвинула и частично обосновала ряд прин­ципов, легших в основу новоевропейской политической науки. О её раннебуржуазных чертах свидетельствует многое, в том числе, отношение к такому социальному институту как семья. При всём пафосе утверждения всеобщего гуманисты начинают всё более ощутимо склоняться к отдельному, предпочитать абстракт­ному «общему благу», «добродетелям» государства  благо локаль­ной семьи (Альберти).

Предвосхищая локковский постулат тот же Л.Б. Альберти, разделявший убеждения многих гуманистов, что лишь имущество способно поддержать человека, объявит его «святой вещью». Свидетельством раннебуржуазных настроений является я отстаи­ваемый эпохой принцип личной пользы, собственной выгоды, кото­рый начинает расцениваться  в качестве основы человеческих пос­тупков (Валла).

Гуманисты, как истые выразители самосознания итальянских горожан–пополанов, выступили против общепринятых в феодальном обществе аристократических представлений об исключительном благородстве дворянства и, стало быть, неблагородстве, нравствен­ной неполноценности всех прочих людей. Они видят в рабе чело­века, призывают его пробудиться, но не предлагают какого-либо ре­ального освобождения от этого рабского состояния, а лишь – нравственное возвышение над этим состоянием. Все люди потенциально равны, благородство доступно всем. Каж­дый – сам творец собственного счастья, благородства, собствен­ной доблести. «Из любого состояния позволено подняться над судьбой» (К. Салютати) [1, с. 46]. Гуманистический идеал добродетели включает в себя и социаль­ную активность, и любовь к родине, и деятельную гражданствен­ность. Гуманисты выдвинули и яростно защищали идеи внесословного равенства. «Плебеи и рабы могут быть благородными и доб­родетельными не менее чем патриции и цари» (Салютати) [1, с. 48].

Гуманизм как идеология выражал в то время передовые устремления всего народа, всех социальных сил, противо­стоящих дворянству и духовенству; в число этих сил входила и сама тогдашняя буржуазия. Вот почему гуманистическое понима­ние добродетели-благородства было проникнуто идеей равенства. Именно гуманизму принадлежит честь выдвижения идеи веротерпимости, которая восходит к Данте. Как важная нравственная ценность начинает рассматриваться  труд. Труд – это условие подлинной добродетели, необходимое средство воспитания.

В противовес  средневековому представлению о вечности и незыблемости «богоустановленного» феодально-сословного строя выдвигается идея закономерности социально-исторических перемен и политических переворотов. Гуманисты заново открыли историю. Гуманистический идеал стоял неизмеримо выше повседневных стяжательских интересов буржуа. Из устремлений поднимавшегося клас­са его передовые идеологи отбирали лучшие освободительные тен­денции, часто отбрасывая этически негативные начала.

Полностью преодолеть присущую ему внутреннюю противоречивость, освободиться от своей узко индивидуалистической ориентации, от известной интеллектуальной исключительности ренессансный гуманизм не мог никогда. Порою в нём прорывались даже антидемократичес­кие нотки. Но нельзя заслонить лес отдельными деревьями. Объективное изучение итальянского гуманизма убеждает неопровержимо: его со­циальная позиция была активной, антифеодальной, глубоко прог­рессивной и исторически демократичной!

В рамках общественной морали развивается политическая мысль рассматриваемого периода. Только в начале XVI в. Н. Макиавелли сумеет, наконец, преодолеть свойственный его предшественникам синтез и полностью секуляризировать политику. В то же время, несмотря на политический реализм, Макиавелли (как и его предшественники) опирался на абстрактный идеал «Че­ловека», который неминуемо будет развенчан новым временем. Лодовико Агостини, как бы подводя итог исканиям гуманизма XIV-XVI вв. в политико-государственной сфере, с горечью при­знает: «Пока мир существует, человеческое несовершенство ни­когда не сможет быть полностью возмещено каким-либо учрежде­нием» [3, с. 312].

Таким образом, гуманистические идеалы, отражая оптимистичес­кие установки эпохи, вместе с тем обнаруживали свою ограничен­ность, а в ряде случаев – утопичность. Неудивительно, что в ХVI в. развитие общественно-политической мысли в Италии пошло по двум основные направлениям: политический реализм Макиавелли и Гвиччардини с одной стороны, утопические проекты идеального об­щественного устройства (Кастильоне, Дони, Бруччоли и другие) – с другой.

И всё же именно в синтетическом, многозначном характере гуманистической социально-политической мысли, её неразрывной связанности с проблемой человека во всех многообразных её про­явлениях, «заданности» ценностными установками, обязывающими теоретическое мышление с общемировоззренческой ориентацией мыс­лителя, кроется одна из основных причин до сих пор неувядаю­щей притягательности отстаиваемых ею идей.

Этим, во многом, объясняется резко возросший интерес к Возрождению в современном обществоведении, интерес к гуманистической проблематике в широком смысле, попытки политологов вновь «разомкнуть» границы политического знания, связав его с культурой в целом, с вопросом о судьбе человека в нынешнем, подверженном жесточайшим катаклизмам мире. Всё это делает актуальным дальнейшее исследование социаль­но-политических идей гуманизма в Италии. Исследования такого рода ещё более обогатят общую картину генезиса новоевропей­ского политического знания, позволят выявить новые важные аспекты становления гуманистической идеологии.


Библиографический список
  1. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины ХVI века / Сост. Н.В. Ревякина. Новосибирск, 1975.
  2. Сопов А.В. Социально-политические взгляды итальянских гуманистов эпохи Возрождения. Краснодар, 1988.
  3. Чикколини Л.С. Социальная утопия в Италии: ХVI – начало ХVII в. М., 1980.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сопов Александр Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация