Процессы экономической интеграции на наднациональном уровне, набирающие темпы последние сто лет на всех континентах, тем не менее, можно охарактеризовать как достаточно противоречивые. Противоречивость эта связана, на наш взгляд, с тем, что вопрос о положительных последствиях экономической интеграции для всех стран-участниц того или иного интеграционного объединения неоднозначен. Для оценки последствий интеграции представляется необходимым провести анализ исторических аспектов, преимуществ и недостатков интеграционных процессов для стран, имеющих длительный опыт участия в подобных объединениях (например, для стран Европейского союза (ЕС)). Кроме того, для нас интерес представляет изучение последствий практически пятилетнего опыта функционирования Таможенного ЕврАзЭС и перспектив его расширения.
Если говорить о ЕС, то, прежде всего, следует отметить, что более чем шестидесятилетний опыт существования данного интеграционного объединения продемонстрировал его устойчивость и тенденцию постепенного расширения.
Однако, начав свою историю с шести стран – лидеров Европы и зачинателей европейской интеграции (как известно, это Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкс) и присоединив последовательно ряд ведущих европейских экономик (с1973 г. по 1995 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция), Европейский союз «переключился» на «поглощение» стран Центральной и Восточной Европы, относящихся к странам с переходной экономикой (с 2004 г. по 2013 г. к ЕС присоединились Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния и Хорватия). Таким образом, среди стран-членов Евросоюза в настоящее время 15 относятся к странам с развитой рыночной экономикой (по критериям Всемирного банка), а 13 – к странам с переходной экономикой.
Если говорить о перспективах дальнейшего расширения Евросоюза, то следует отметить, что статус кандидата на вступление в ЕС имеют Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, а Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения [1].
Теперь хотелось бы рассмотреть ситуацию в Таможенном союзе ЕврАзЭС с точки зрения перспектив его расширения, проводя возможную параллель с Европейским союзом. Как известно, первое расширение Европейского экономического сообщества (с1992 г. – ЕС) произошло 1 января1973 г., т.е. более чем через 15 лет после подписания в1957 г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). А если в качестве точки отсчета истории европейской интеграции рассматривать создание в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), то можно говорить о том, что только через 21 год число участников Европейского экономического сообщество увеличилось с шести до девяти.
Таможенный союз ЕврАзЭС начал функционировать в 2010 г.
Однако еще 1995 г. Казахстан, Россия, Белоруссия, а чуть позже Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС [2]. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана был подписан 6 октября 2007 года. Таким образом, Таможенный союз ЕврАзЭС имеет пока еще достаточно небольшой опыт функционирования. Для Таможенного союза ЕврАзЭС в качестве первого расширения можно рассматривать отложенное до октября 2014 г. присоединение к Таможенному союзу Армении. Следующая стадия (этап) интеграции в данном формате – это создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС вступает в силу 1 января 2015 г. Здесь, на наш взгляд, интерес представляет возможное создание наднациональных экономических структур ЕАЭС, в частности, создание Комиссии по вводу единой расчетной денежной единицы. Таким образом, в данном формате вполне вероятным является рассмотрение вопроса о введении единой валюты стран ЕАЭС.
Каковы перспективы дальнейшего расширения Таможенного союза ЕврАзЭС и ЕАЭС? Прежде всего, данный вопрос интерес в контексте возможно присоединения постсоветских государств.
Грузия и Молдавия вряд ли станут участвовать в интеграционных процессах, инициируемых Россией, поскольку Европейский союз (под влиянием крымских событий) решил ускорить подписание Соглашения об Ассоциации с этими государствами [3].
Азербайджан отказался подписывать Соглашение об Ассоциации с ЕС, поэтому возможно он является потенциальным кандидатом на участие в ЕАЭС, хотя руководство Азербайджана конкретных заявлений на этот счет пока не делало.
В государствах Центральной Азии ситуация неоднозначная. Так, у Кыргызстана и Таджикистана больше шансов стать членами ЕАЭС, поскольку еще в 2012-2013 гг. данные государства заявили свои намерения об участии в рассматриваемом интеграционном процессе (аналогичные заявления «о намерении вступления» были представлены Сирией, Абхазией. Южной Осетией и Приднестровской Молдавской республикой). Что касается Туркменистана и Узбекистана, то скорее всего к концу 2014 г. им придется сделать выбор между безопасностью (угрозой проникновения в регион радикальных исламских группировок из Афганистана, от которых может защитить Россия), и некоторой утерей самостоятельности [3].
Таким образом, сложности присоединения азиатских стран связаны с необходимостью обеспечения безопасности, прежде всего, России, поскольку угрозу представляет потенциальный рост наркотрафика через южные границы и увеличение объемов поступления на российский рынок контрафакта из стран Азии.
Интерес также, на наш взгляд, представляет сравнительный анализ уровня доходов на душу населения в странах-участницах интеграционного объединения. Такой рейтинговый анализ проводит Всемирный банк. Он ежегодно рассчитывает показатели валового национального дохода (ВНД) на душу населения в странах мира.
Государства в рейтинге стран по ВНД на душу населения (по методике Всемирного банка) разделены на три группы. В первую группу входят страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от 12 616 долл. США и выше), во второй группе представлены страны со средним уровнем дохода на душу населения (от 1 036 долл. США до 12 615 долл. США), третья группа включает страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 1 035 долл. США и ниже). Очевидно, что положение страны в рейтинге может меняться ежегодно. Следует отметить, что именно данный рейтинг Всемирного банка используется для отнесения стран к развивающимся и наименее развитым для целей определения места страны в Общей системе преференций (ОСП) и установления возможностей предоставления ей тарифных преференций в виде снижения или отмены таможенной пошлины при импорте.
Из входящих в настоящее время в Европейский союз 28 стран в первую группу (т.е. группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения) Всемирным банком включены 25 государств, однако их ВНД на душу населения весьма неоднороден. Так, среди стран ЕС максимальный доход на душу населения отмечается в Люксембурге (71 620 долл. США в 2013 г.), в Дании (59 850 долл. США) и в Швеции (55 970 долл. США) [4]. Среди остальных стран ЕС прослеживается четкая дифференциация в доходах на душу населения между странами с развитой рыночной экономикой, которые присоединились к ЕС до 1995 г., и странами бывшего социалистического блока, вступление которых в Евросоюз началось в2004 г. Более того, такие члены ЕС, как Венгрия, Румыния и Болгария в последнем рейтинге ВНД на душу населения Всемирного банка (2013 г.) вошли во вторую группу стран (со средним доходом на душу населения).
Интересно, что страны с самым высоким подушевым доходом в мире в Евросоюз не входят (это Монако и Лихтенштейн, в которых ВНД на душу населения в 2013 г. превысил 186 000 долл. США, а также Норвегия (98 860 долл. США) и Швейцария (80 970 долл. США).
Перейдем к анализу доходов на душу населения в странах Таможенного союза ЕврАзЭС.
Следует отметить, что среди трех стран-членов Таможенного союза только Россия в рейтинге Всемирного банка 2013 г. вошла в первую группу стран с высоким уровнем дохода, заняв 56-е место (среди 57-и) с уровнем ВНД на душу населения 12 700 долл. США. Белоруссия (6 530 долл. США) и Казахстан (9 780 долл. США) остались во второй группе стран со средним доходом. Причем включение России в первую группу носило по большей части политический характер (здесь речь идет об исключении России из числа бенефициаров системы тарифных преференций ЕС в2011 г.).
Если оценивать уровень доходов на душу населения в странах, которые являются потенциальными кандидатами на вступление в Таможенный союз, то в них этот показатель существенно ниже, чем в России, Белоруссии и Казахстане. Так, в Армении ВНД на душу населения в2013 г. составил 3 720 долл. США (это вторая группа стран со среднем уровнем дохода). Кыргызстан (990 долл. США) и Таджикистан (860 долл. США) находятся в третьей группе, т.е. это страны с низким уровнем дохода, поэтому спорным является вопрос об экономической целесообразности присоединения данных государств к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу.
Если оценивать последствия экономической интеграции для стран ЕС с позиций роста уровня доходов на душу населения, то можно отметить, что например, для Германии реальный, т.е. скорректированный на уровень инфляции ВНД на душу населения, вырос с 1950-х гг. в 5,5 раз [5].
Для стран Таможенного союза ЕврАзЭС Всемирный банк дает следующие показатели. В2010 г. (на момент начала функционирования Таможенного союза) все три страны входили во вторую группу рейтинга ВНД на душу населения: Россия занимала 67-место (9 900 долл. США), Казахстан 78-место (7 590 долл. США), Белоруссия 91-е место (5 950 долл. США). Таким образом, к2013 г. прирост ВНД на душу населения для России и Казахстана составил около 28%, а для Белоруссии 10%.
Еще один показатель, на основе которого хотелось бы оценить последствия экономической интеграции, это рост внешнеторгового оборота.
Что касается Западной Европы, то в ХХ веке объемы торговли в ее странах выросли более чем в 9 раз (с 200,0 млрд долл. США в1900 г. до 1802,0 млрд долл. США в 2000 г. [6]).
Объемы внешней торговли государств-членов Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства за период 2010-2013 гг. выросли на 35,7%, т.е. в 1,3 раза (с 686,1 млрд долл. США в 2010 г. до 931 млрд долл. США в 2013 г.) [7]. Таким образом, тенденция весьма положительная. Однако нестабильная внешнеполитическая обстановка и введение экономических санкций в связи с событиями на Украине способны нивелировать все преимущества евразийской интеграции.
Итак, в данной статье мы попытались проследить аналогию в развитии ЕС и Таможенного союза ЕврАзЭС с точки зрения роста доходов на душу населения в странах-участницах, увеличении объемов внешнеторгового оборота и перехода на более высокую стадию экономической интеграции.
Подводя итоги можно отметить следующее. Европейская экономическая интеграция началась в1951 г. с подписания шестью странами Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали. И только по прошествии пяти лет (в 1957 г.) с целью углубления экономической интеграции было учреждено Европейское экономическое сообщество.
Евразийский экономический союз, создаваемый на базе Таможенного союза ЕврАзЭС, должен начать функционирование с 1 января2015 г. с целью сближения стран-участниц друг с другом, модернизации экономики и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке.
Представляется возможным дальнейшее углубление интеграционных процессов за счет присоединений к ЕАЭС бывших Кавказских республик СССР (Армении и Азербайджана), а также стран Центральной Азии.
К каким последствиям это может привести?
На наш взгляд, попытка объединить вокруг России бывшие советские республики предпринимается с целью формирования мощного противовеса Европе и США. Это шаг в большей мере политический. Поэтому заявляемые потенциальные макроэкономические эффекты от создания ЕАЭС (например, такие как рост заработной платы, снижение цен за счет снижения издержек производства на пространства ЕАЭС, введение единой расчетной единицы, а также унификация налогообложения налоговых резидентов) выглядят не совсем оправданными.
Европейская интеграция имеет более чем 60-летнюю историю. И до сих пор среди стран ЕС не выработано единых подходов к налогообложению, трудовому законодательству и т.д. Введение единой расчетной валюты (экю) в Европе состоялось только в 1979 г., т.е. когда опыт интеграционного взаимодействия насчитывал уже более двадцати пяти лет.
Присоединение к ЕАЭС более слабых в экономическом плане стран, к тому же имеющих «проблемные» границы, на наш взгляд, способно оказать негативный эффект на российскую экономику.
Библиографический список
- Европейский союз. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1%EA%E8%E9_%F1%EE%FE%E7.
- Шмелева Е. Интервью начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимира Ивина «Российской Бизнес-газете» // Виртуальная таможня. 30.06.2009. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=19515.
- Джорбенадза И. Есть ли у ЕАЭС перспективы расширения? // Newsland. 26.03.2014. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1345525/
- Глобальный рейтинг экономик по показателю валового национального дохода на душу населения 2013. URL: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info.
- Сарацин Т. Германия самоликвидация : пер. с нем. / Тило Саррацин. М.: Рид Групп, 2012. 400 с.
- Черников Г., Черникова Д. Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики. М.: Дрофа, 2010.
- Экспресс-информация об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/test-trade/Pages/default.aspx.