Официально понятие «студенческое самоуправление» возникло после принятия в 1987 г. совместного постановления Минвузов СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями». Оно закрепило права студентов на участие в организации учебного процесса, культурно-массовой работы т.д. Однако, в 1960-е гг. инициатива студентов в регулировании общественной и учебной жизни вузов всячески поощрялась комсомольскими, профсоюзными организациями и дирекцией вузов. Под студенческим самоуправлением указанного периода следует понимать объединение студенческой молодежи на основе принципа инициативности, деятельность которой была направлена на организацию обучения, быта, досуга студентов и осуществлялась в соответствии с планами общественных организаций вузов.
Центральной задачей комитета ВЛКСМ являлось идеологическое воспитание молодежи, формирование трудовой и общественной активности студентов, а также повышение их образовательного уровня. Комитеты ВЛКСМ вузов сотрудничали с иными комсомольскими организациями школ, заводов, учреждений культуры и пр. Его представители входили в правления и советы домов и дворцов культуры, клубов, библиотек, школ, заводов и иных организаций города, при которых были образованы комсомольские комиссии, штабы и советы.
Деятельность студенческого самоуправления осуществлялась в следующих формах: коллективные обсуждения и выработка решений (студенческие активы, собрания старост и пр.), осуществление общественного и государственного контроля (участие в работе органов народного контроля), участие студенческой молодежи в органах общественного самоуправления (участие в совете факультета, студсовете общежития и т.д.).
Выборы в студенческие органы самоуправления проходили только среди членов комсомола. Так, в ВПИ в 1965 г. в комитете ВЛКСМ вуза состояло 1515 членов, из них 1429 [13,Л.1]
студентов, а к 1970 г. – 4718 студентов [19, с.2]; в ВГПИ в 1970 г. из 3071 членов – 2990 студентов [16, Л. 2об.], а в 1976 г. из 2889 членов – 2800 человек – студенческая молодежь [14, Л. 5об]. В 1977 г. в Высшей школе МВД СССР в составе комсомольской организации вуза числилось 1347 студентов [12, Л.1]. Ежемесячно члены комитета ВЛКСМ принимали участие в комсомольских собраниях, на которых обсуждались производственные вопросы, а также проводились семинары по темам «Устав ВЛКСМ – закон наш жизнь», «Говоря о коммунизме людям – оглянись, товарищ, на себя», «День рождения комсомола» и т.д. [16, Л.10].
На факультетах и в общежитиях вузов были созданы студенческие советы. Его членами были старосты всех курсов факультета, представители партийного бюро вузов, члены комитета ВЛКСМ, профкома и администрации вуза. Руководство студенческим клубом осуществляли партбюро и ректорат. Представители студенческих клубов в соответствии с планом воспитательной работы комсомольской организации вуза составляли свой план работы, просматривали и утверждали репертуар коллективов художественной самодеятельности и т.д. План работы студсовета согласовывался с профкомом и комитетом комсомола вуза, а утверждался ректором института [2, с. 285]. Работу клуба финансировали дирекция института, Обком союза работников просвещения, местком и студенческий профком.
В 1970-е гг. оформилась структура студсоветов, которая включала в себя ряд секторов: идеологический, культурно-массовый, бытовой, спортивный, сектор печать, интернациональный сектор. Члены студсовета института осуществляли контроль над уровнем академической успеваемости студентов, порядке назначения и выплаты стипендий, проведении культурно-массовых мероприятий и пр. Под руководством комитета ВЛКСМ вуза работали учебно-воспитательные комиссии, в состав которых наряду с преподавателями вуза, входили и старосты академических групп. За месяц до сессии штабы проводили производственные собрания, рейды по проверке посещаемости учебных занятий, индивидуальные беседы и т.д., а также аттестационные недели [15, Л.7].
В рамках академической группы важную роль играла работа старост, функции которых заключались в информировании представителей группы о проведении культурно-массовых мероприятий, осуществление контроля над дисциплиной студентов, посещаемостью и успеваемостью, а также вопросы, связанные с выплатой стипендий и пр. По воспоминаниям студента историко-филологического факультета ВГПИ 1958-1964 гг. В.И. Мамонтова, который был старостой группы известно, что распределение стипендий в 1960-е гг. осуществлялось старостами академических групп, членами профкомов и комсомолов вузов исходя из успеваемости студентов и их вклада в общественную жизнь вуза. Студентам, не занимающие активной гражданской позиции и не особо отличающиеся в учебе, стипендия выплачивалась по остаточному принципу [1].
В общежитиях члены студсовета совместно с комендантом общежития разрабатывали перспективный план работы по отдельным секторам, выполнение которого находилось под контролем комитета комсомола вуза [6, с.2]. Одним из направлений работы студсовета общежития был контроль за соблюдением правил общежития: студенты, проживающие в общежитиях, обязаны были «поддерживать порядок и чистоту в своих комнатах, красных уголках, бытовых помещениях, производить уборку коридоров, вестибюлей и прилегающих территорий» [6, с.2]. Старостам секций поручалось составить отдельные графики дежурства по секциям и этажам. Дежурный должен был помогать вахтеру при проверке пропусков, следить за порядком на этажах и т.д.[4, с.2]. Дважды в неделю совет старост секций общежитий проверял санитарное состояние комнат, мест общественного пользования и пр.
Формой студенческого самоуправления является профсоюзная организация студентов. Это единственная студенческая организация, которая действовала в СССР в рамках единой общегосударственной структуры. Их деятельность регламентировалась отдельным законом, контролирующим работу всех профсоюзных организаций страны. Руководство профсоюзной студенческой организацией осуществлял выборный профсоюзный комитет, в который студенты, являющиеся членами профкома, ежемесячно выплачивали членские взносы в размере 1% от стипендии. Студенческий профком, избиравшийся на основании Устава профессиональных союзов, представлял интересы студентов и слушателей ПО в области обучения, труда, быта, отдыха, а также в проведении мероприятий, направленных на улучшение медицинского обслуживания студенческой молодежи. Взаимодействие профсоюзного комитета со студентами на факультетах осуществляли представители профсоюзных бюро, членами которых были сами студенты. Профсоюзные бюро создавались на факультетах и подготовительных отделений вузов. Непосредственное взаимодействие с каждым членом профсоюзной организации осуществляли выборные профсоюзные бюро на факультетах, которые, сотрудничали с деканатами и решали проблемы, как на факультетах, так и в учебных группах. В функции профбюро входило проведение бесед в группах, информирование студентов о возможностях поправить свое здоровье в профилакториях-санаториях, съездить в летний период на море и пр. Совместно с ректоратом и комитетом комсомола профком организовывал проведение смотров и конкурсов на лучшую учебную группу, лучшее общежитие и другие формы социалистических соревнований. Он участвовал в разработке планов воспитательной работы со студентами, содействовал творческому сотрудничеству студенческого коллектива вуза с коллективами предприятий, школ, других вузов города и страны. В обязанности профкома входило также вовлечение членов профсоюза в активную общественную работу. Опорой профкомов вузов являлся студенческий актив, который возглавлял конкретные направления его деятельности: учебную, воспитательную, культурно-массовую, жилищно-бытовую, оздоровительную, спортивную, а также осуществлял контроль над работой предприятий торговли и общественного питания. Ежемесячно члены студенческого актива отчитывались перед профсоюзным комитетом вуза о проделанной работе.
Одной из форм участия студентов в жизни высших учебных заведений являлись производственные совещания студентов, которые, как правило, созывались по инициативе самих студентов, комсомольского и профсоюзного активов вуза. На совещаниях наряду с обсуждением вопросов, связанных с учебным процессом, уровнем академической успеваемости студентов, решались и проблемы связанные с организацией жилищно-бытовых условий в общежитиях и пр. К работе совещаний привлекались не только преподаватели и студенты вузов, но и руководители тех предприятий, где студенты проходили производственную практику и куда направляли на работу штабы по трудоустройству абитуриентов, не прошедших по конкурсу в институт.
Студенческий актив осуществлял регулярный контроль над работой столовых и буфетов в вузах и общежитиях в рамках работы «общественных контролеров» [5, с.2]. От профсоюзного комитета вуза студентам выдавались удостоверения на право проверки мест общественного питания, однако, их работа носила формальный характер. Кроме того, студенты принимали участие в работе органов народного контроля, которые осуществляли контроль над качеством продуктов в столовых и буфетах вузов, санитарным состоянием учебных аудиторий, библиотек, профилакториев, здравпунктов и пр. совместно с представителями санитарно-эпидемиологической станций, проректора вуза по административно-хозяйственной части.
Таким образом, к началу 1960-х гг. в вузах начала оформляться структура органов студенческого самоуправления, деятельность которых находилась под контролем комсомольских и профсоюзных организаций вузов. Работа студсовета вузов и общежитий, участие студентов в органах народного контроля, производственных совещаниях факультетов и пр. является показателем начала демократизации студенческой жизни. Единственным органом, работа которого регламентировалась законом, является деятельность студенческих профкомов вузов.
Библиографический список
- Воспоминания студента историко-филологического факультета ВГПИ 1958-1964 гг. В. И. Мамонтова (интервью от 10 декабря 2012 г.).
- Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. – М., 1978. – Т.2.
- Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6056. Оп. 6. Д. 6.
- О делах общежития // Градостроитель. Изд-во СГИИГХ. 3 марта. 1960.
- Студент пришел в столовую // Молодой Ленинец. 5 февраля 1960.
- У нас в общежитии // Политехник. 25 октября 1972.
- Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 95. Д. 3.
- ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 95. Д. 40.
- ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 28. Д.99.
- ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 29. Д. 101.
- ЦДНИВО. Ф. 114. Оп. 32. Д. 113.
- ЦДНИВО. Ф. 13097. Оп. 1. Д. 36.
- ЦДНИВО. Ф. 13097. Оп. 1. Д. 44.
- ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 140.
- ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 264.
- ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 74.
- ЦДНИВО. Ф. 6815. Оп. 1. Д. 93.
- ЦДНИВО. Ф. 6848. Оп. 1. Д. 44.
- ЦДНИВО. Ф. 6848. Оп. 1. Д. 90.